РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Доклад к педсовету
2014 г.
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная цель воспитания и обучения детей является процесс речевого развития. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, стараясь говорить четко, чтобы его все поняли. Надо указать и на общественно – педагогическую ценность творчества детей.
Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.
Если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.
Из многообразия средств развития словесного творчества рекомендуется:
в младших группах формировать простейшие образно – выразительные умения (например, имитирование характерных движений сказочных животных);
в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);
в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Так как театрализованная деятельность детей – это вид художественной деятельности, включающей исполнение своего или авторского замысла в инсценировках, играх – драматизациях, в постановках разных видов театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет наиболее полно реализовать основные направления работы по развитию словесного творчества: публичное, максимально выразительное самостоятельное воспроизведение ранее воспринятого или сочиненного текста художественного произведения ребенком.
Содержание театрализованной деятельности включает:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации, упражнения для социально-эмоционального развития детей;
коррекционно-развивающие игры, артикуляционная гимнастика, пальчиковая, дыхательная гимнастика;
подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций, инсценировки песен, театральные этюды, развлечения, фольклорные праздники;
изготовление декораций;
изучение русских народных игр.
Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно, т.е. создание предметно-развивающей среды.
Основными задачами являются:
Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и т.д.);
Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами);
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрализованная деятельность связана с другими видами:
- Конструированием (изготовление элементов декорации); ручным трудом (дети могут сами изготавливать театр (пробки, спичечные коробки, папье-маше), изготовление элементарных декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо);
- Художественно-речевой (знакомство с литературными произведениями, инсценирование художественных произведений (стихи, сказки, небольшие рассказы); использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания; этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью).
- Изобразительной деятельностью (изготовление афиш, изготовление элементов костюмов, декораций, изготовление театра игрушек (театр картинки на руке), использование в театрализованной деятельности игрушек народных промыслов, рисование персонажей, сюжетов по просмотренным спектаклям, рисование пригласительных билетов.
В основе занятий НОД любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо, с помощью театрализованной деятельности практически все задачи программы развития речи и наряду с основными приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Подбор литературы
Доронова Т.М. Развитие детей в театрализованной деятельности. Просвещение 1997 г.
Макаренко Л. Здравствуй театр 1998 г.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. ТЦ Сфера 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация и развитие выразительной речи и приобщение к словесному искусству через театральную деятельность
Интеграция образовательных областей....
Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...
Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников
Развитие творчества детей - проблема, к которой не ослабевает интерес теоретиков и практиков. Анализ психолого-педагогических источников, методической литературы по проблеме словесного творчества дошк...
Консультация для воспитателей "Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников"
Консультаци-презентация для воспитателей "Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников"...
Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...
Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается педагогическая технология развития словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников....