Картотека игр по развитию мелкой моторики
методическая разработка (младшая группа) по теме

Рассказова Наталья Сергеевна

Игры на развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_vykladyvanie.docx626.93 КБ
Файл igry_s_bumagoy.docx1.98 МБ
Файл igry_s_vodoy_samomassazh.docx2.78 МБ
Файл igry_s_mozaikoy.docx821.63 КБ
Файл igry_s_plastilinom.docx971.08 КБ
Файл taktilnoe_vospriyatie.docx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Тема

Название игры

Части тела

Точка, точка, запятая…

Дом, семья

Наш дом

Игрушки

Соберу пирамидку

Фрукты

Я по садику гуляла

Осень

Выкладывание дорожки в осеннем парке

Одежда

Платье для кошки

Дикие животные

Ежик потерял колючки

Праздник елки

Елка излесу пришла

Зима

Трое

Зимняя одежда

Рукавичка

Зимние забавы

Снеговик

Домашние животные

Кот-мурлыка

Наша мама

Подарок маме

Транспорт

Грузовая машина

Весна

Почки-листочки

Обувь

Зайка тапки потерял

Посуда

Маша пьет чай

Деревья, цветы

Тюльпан – ромашка


«Точка, точка, запятая»
Цель: выработка у ребенка умения ориентироваться на листе картона; развитие ловкости пальцев; активизация словаря: «точка», «запятая», «рожица», «огуречик», «человечек».
Оснащение: разноцветные пуговки; красный полукруг из картона; картонный овал; две счетные палочки; схематичное изображение лица на листе бумаги.
Ход игры. Прочтите стихотворение:
                 Точка, точка, запятая,
                 Вышла рожица кривая,
                 Палка, палка, огуречик,
                 Вот и вышел человечек.
Предложите ребенку рассмотреть схематичное изображение лица, выделите все его части — глаза, рот, нос, брови. Попросите ребенка выложить такое же лицо на наборном полотне из мозаики (рот — полукруг, глаза пуговки, брови — счетные палочки).
Усложнение задания. Предложите ребенку выложить любимого человека (маму, папу...).


«Наш дом»
Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев; активизация словаря: «дом», «окно», «труба».
Оснащение: шесть счетных палочек (при повторении игры вместо счетных палочек возьмите спички); картонный квадрат («окно»), картонный прямоугольник («труба»).
Ход игры. Прочтите ребенку стишок:
                Посмотрите, дом какой,
                Он с окошком и с трубой.
Выложите из счетных палочек «дом» (из двух палочек сделайте «крышу», положите «окно» в середину квадрата, поставьте «трубу» на «крышу»). Выполняя работу, рассказывайте ребенку, что вы берете и куда кладете.
Разберите «дом» и предложите ребенку снова его «построить».

 

«Соберу пирамидку»
Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости; освоение геометрически фигур (круг) и размеров (трех по возрастающей); развитие умения различать и называть формы и цвета предметов (пуговиц); активизация словаря: «пирамидка», «соберу», «пуговица.
Оснащение: четыре пуговицы разных размеров, нарисованный на листе картона образец для выкладывания.
Ход игры. Прочитайте ребенку стихотворение:
                    Я сегодня с Катей, Олей
                    Пирамидку вам построю.
                    Пуговку на пуговку...
                    Ай-ай-ай,
                    Пирамидка, милая,
                    Вырастай!
Выложите из пуговок пирамидку. Расскажите ребенку, какого цвета и величины «колечки» у пирамидки (пуговки). Разберите пирамидку, положите перед ребенком образец с контурной прорисовкой пирамидки и предложите ему самостоятельно собрать такую же из пуговиц.


«Я по садику гуляла»
Цель: формирование у ребенка умения выполнять задания по образцу; дальнейшее развитие умения ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; активизация словаря: «корзинка», «яблоки», «сливы», «гуляла», «собирала».
Оснащение: нарисованная на картоне корзинка; геометрическая мозаика: пять маленьких овалов синего цвета (сливы), пять больших красных кругов (яблоки); вырезанная по контуру из картона корзинка.
Ход игры. Покажите ребенку нарисованную корзину с яблоками и сливами и предложите рассказать о том, что лежит в корзине, какого цвета и формы фрукты.
Положите перед ребенком вырезанную по контуру корзину и попросите сложить в нее фрукты так же, как они лежат в корзинке на рисунке.
Прочтите стихотворение:
                                   Я по садику гуляла
                                   И в корзинку собирала
                                   Яблоки и сливы,
                                   Вышло так красиво.
Предложите ребенку самостоятельно сложить «фрукты» в корзину.


«Выкладывание дорожки в осеннем парке»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие умения ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря: «дорожка», «ладошка», «грожу», «стыжу», «деревья», «вверху», «внизу».
Оснащение: лист картона с пластилиновой «дорожкой»; нарисованные и вырезанные из картона «осенние деревья»; горох на блюдце.
Ход игры. Проведите пальцем ребенка по пластилиновой «дорожке». Попросите ребенка выложить горох по всей длине «дорожки» и проведите по гороховой «дорожке» указательным пальцем слева направо. Скажите: «дорожка длинная, вот такая». Прочтите стихотворение:
                                  Трудно пальчик мне вести
                                  Прямо по дорожке,
                                  Так и хочется ему
                                  Спрятаться в ладошке.
                                  Я
 ему грожу, грожу,
                                  Я его стыжу, стыжу,
                                  Пальчик постыдился,
                                  Взял и научился.
                                                                 Б. Заходер
Разместите сверху и снизу от «дорожки» «деревья» и попросите ребенка сказать, где они находятся.


«Платье для кошки»
Цель: дальнейшее развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «шью», «одела», «семья».
Оснащение: нарисованное на бумаге или сделанное в виде аппликации платье; пуговки синего и желтого цветов.
Ход игры. Предложите ребенку выложить на платье («пришить») синие (при повторении игры — желтые) пуговки. Сопровождайте его действия чтением стихотворения:
                Кукле платье буду шить,
                Синее в горошек.
                Пуговок пришью рядок,
                Беленьких, хороших.
Усложнение задания. Можно предложить ребенку «пришить» пуговки другого размера (большие или маленькие), «пришить» пуговки к другой одежде (рубашке, кофте и т. д.). 

 

«Ежик потерял колючки»
Цель: дальнейшее совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие зрительного внимания; активизация словаря: «колючий», «соседи», «волки», «зайцы», «медведи», «еж».
Оснащение: счетные палочки для выкладывания колючек на спине ежика.

Ход игры. Покажите ребенку вырезанный из картона силуэт ежика с точками
на спине. Рассмотрите силуэт и попросите ребенка найти то, что потерял ежик (колючки). Прочтите стихотворение:
                     Что ж ты
, еж, такой колючий?
                     — Это я на всякий случай:
                     Знаешь, кто мои соседи
                     Лисы
, волки и медведи.
                                                          В. Заходер
Попросите ребенка помочь ежику найти все его колючки и вернуть на свое место (на спину ежа). При повторении игры счетные палочки можно заменить зубочистками.


«Елка из лесу пришла»
Цель: совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие зрительного внимания и пространственной ориентации; активизация словаря: «елка», «иголки», «лапы».
Оснащение: счетные палочки зеленого цвета; контурная прорисовка елки (из трех треугольников разной величины); три зеленых картонных треугольника (маленький, средний, большой).
Ход игры. Выложите на листе белой бумаги елку из трех треугольников. Рассмотрите ее и попросите ребенка выложить на листе бумаги такую же елку из зеленых счетных палочек. Если ребенку трудно выполнить эту работу, попросите его сначала наложить палочки сверху на контурную прорисовку елки и только после этого выложить елку из счетных палочек рядом с образцом. Прочтите стихотворение:
               Как у нашей елки
               Колючие иголки.
               Ветки — лапы называются,
               Дети удивляются!

При повторном проведении игры замените счетные палочки спичками или зубочистками.


«Трое»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «полянка», «санки», «зима», «покроет», «веселимся».
Оснащение: нарисованный на листе бумаги мальчик, держащий за веревочку контурное изображение сапок; мелкие пуговки; счетные палочки.
Ход игры. Покажите ребенку рисунок, рассмотрите санки, назовите их части (полозья, сиденье). Попросите ребенка выложить «веревочку» для санок, чтобы мальчик мог везти их за собой. Положите первую пуговку и попросите ребенка продолжить работу. После того как он выложит пуговками «веревочку», попросите его выложить из палочек «санки». Когда ребенок закончит работу, прочтите стихотворение:
                         На заснеженной полянке
                         Я, зима и санки.
                         Только землю снег покроет,
                         Собираемся мы трое.
                         Веселимся на полянке —
                         Я, зима и санки.
                                                               А. Восев
При повторном выкладывании «санок» усложните задание, попросите ребенка выложить их на листе бумаги по памяти, поменяйте материал для выкладывания (спички, зубочистки).


«Рукавичка»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «рукавичка», «связала», «потеряла», «гуляла», «помогите».
Оснащение: шесть красных счетных палочек; «пальчик рукавички», вырезанный из плотного картона или бумаги; полукруг из картона или бумаги (для выкладывания передней части «рукавички»).
Ход игры. Прочтите стихотворение:
                           Рукавичку мама мне
                           Красную связала.
                           Я гуляла во дворе
                           И где-то потеряла.
                           Ой, ребята, помогите,
                           Рукавичку мне сложите!
Положите перед ребенком лист бумаги со схематичным изображением рукавички, попросите рассмотреть ее и назвать все части. На листе бумаги выложите из палочек и бумажных деталей «рукавичку». Попросите ребенка выложить рядом с ней вторую такую же.


«Снеговик»
Цель: развитие умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости; дальнейшая выработка умения ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «снеговик», «нос», «рот», «голова», «ведро», «появился».

Оснащение: вырезанные из белой бумаги круги разных размеров; две черные пуговки («глаза»); картонный треугольник красного цвета («нос»); образец для выкладывания — контурная прорисовка снеговика на бумаге или картоне.

Ход игры. Прочтите стихотворение:
                       Снеговик, снеговик, Появился во дворе,
                       Нос — морковкой,
                       Рот — морковкой,
                       И ведро на голове.

Попросите малыша сделать «снеговика» — наложить детали на его контурную прорисовку. Когда ребенок закончит работу, спросите его, какого размера круги, из которых выложен «снеговик» (большой, средний, маленький).

Усложнение задания. Возможны разные варианты усложненных заданий: а) выкладывание «снеговика» по представлению;

б) выкладывание большого «снеговика» и маленького «снеговичка».        

 

«Кот-мурлыка»

Цель: дальнейшее развитие умения ориентироваться на листе бумаги; развитие умения составлять мордочку кота из различного материала для выкладывания; активизация словаря: «кот», «гулял», «потерял».
Оснащение: большой серый картонный круг («мордочка кота»); две зеленые пуговицы («глаза»); два треугольника из геометрической мозаики («уши»); шесть кусочков тонкой проволочки («усы»); красная толстая нитка (рот»).
Ход игры. Прочтите двустишие:
                          Кот по улице гулял
                          И усищи потерял.
Ребенка двух лет шести месяцев попросите наложить только усы, остальные части мордочки выложите сами. Назовите их и определите назначение. («Это глаза, глазами кот смотрит»).

Усложнение задания. Возможны разные варианты усложненных заданий:

а) выложить мордочку из деталей по образцу;
б) выложить мордочку из деталей по памяти;
в) выложить мордочку кошки и котенка.


«Подарок маме»
Цель: развитие пространственной ориентации; дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения составлять цветок по образцу и представлению; активизация словаря: «цветок», «ромашка», «мак», «лепестки», «подарю».
Оснащение: вырезанные из бумаги лепестки цветов (белые — лепестки ромашки, красные — мака); желтая салфетка; черная толстая нитка; клей; лист картона для приклеивания цветов (цвета картона ребенок выбирает по желанию); картинка с изображением цветов (ромашки и мака).
Ход игры. Покажите ребенку картинку с изображением цветов. Спросите, как они называются. Если ребенок затрудняется сказать, назовите сами.
Рассмотрите цветок и скажите: «У цветка есть лепестки. У ромашки лепестки белые, а у мака — красные. Цветок стоит на ножке, и эта ножка называется ,,стебелек”. У цветов есть листья. Они зеленые — вот какие».
Предложите ребенку сделать для мамы (бабушки, сестры) цветок. Спросите, какой цветок он хочет выложить. Если ребенок захотел выложить ромашку, покажите, как выкладывать ее желтую серединку.
Большим и указательным пальцами оторвите от желтой салфетки маленькие кусочки и скатайте их между ладонями, чтобы получились маленькие шарики. Нарисуйте на листе бумаги кружок — середину ромашки — и наклейте на него шарики из салфетки. Предложите ребенку приклеить к выложенной желтой серединке все лепестки. Когда ромашка будет готова, нарисуйте стебелек и листочки или предложите сделать это ребенку. Прочтите стихотворение:
                                            Маму я свою люблю,
                                            Ей цветочек подарю.
                                            Мой цветок не простой —
                                            Самый ей он дорогой.
Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания другого цветка по образцу (красного мака); за счет выкладывания цветка по представлению. 


«Грузовая машина»
Цель: развитие зрительного внимания, умения воссоздавать изображение по представлению, образцу; дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «машина», «мотор», «качу», «лечу». Оснащение: пуговки или картонные кружочки — на выбор (для выкладывания колес); четыре счетные палочки (для выкладывания окна в кабине машины); контурная прорисовка грузовой машины на листе бумаги или картона.
Ход игры. Прочтите ребенку четверостишие:
                     Качу, лечу во весь опор.
                     Я сам мотор.
                     Нажимаю на педаль,
                     И машина мчится вдаль.
                                                                                  Б.Заходер
Положите перед ребенком лист бумаги с контурной прорисовкой грузовой машины. Спросите: «Что здесь нарисовано?» Рассмотрите грузовую машину, назовите все ее части. Спросите ребенка, что забыл нарисовать художник (окно в кабине).
Вспомните, какое оно. Предложите малышу выложить окно в кабине из счетных палочек. Попросите ребенка посмотреть внимательно, что еще забыл нарисовать художник (нет колес). Спросите, зачем машине колеса, и попросите выложить их из пуговок или картонных кружков.
Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания по образцу и по памяти кузова грузовой машины; за счет выкладывания недостающих частей к легковой машине


«Почки-листочки»
Цель: дальнейшее развитие зрительного внимания; совершенствование мелкой моторики пальцев рук (пинцетного захвата мелких крупинок гречи), совершёнствование ориентации ребенка на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря «почки», «листочки», «ветка», «вверху», «внизу».
Оснащение: гречневая крупа (крупинки будут «почками на дереве»), листочки из тонкой зеленой бумаги, нарисованное на картоне дерево
Ход игры. Прочтите ребенку стихотворение:
                                         Я по улице гуляю,
                                         Все на свете замечаю
                                         На березе почки,
                                         А еще — листочки!
                                         Почки, словно детки,
                                         Спрятались на ветке,
                                         А листочки — вот краса,
                                         Зеленые чудеса.
Положите перед малышом лист бумаги с нарисованным деревом. Спросите его «Что здесь нарисовано?» Вспомните, что вы видели на дереве (почки и листочки). Попросите ребенка рассказать, какие почки (маленькие, коричневые). Вспомните, какие листочки (побольше, зеленые).
Предложите ребенку  выложить на ветках «почки» и «листочки» там, где он захочет.
Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненных заданий:
а) ребенок выкладывает листочки и почки по просьбе взрослого (на верхней ветке, на нижней ветке);
б) ребенок выкладывает только коричневые почки и только на нижних ветках дерева;
в) ребенок выкладывает только зеленые листочки и только на верхних ветках дерева.


«Зайка танки потеряла»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук (пинцетного захватывания мелких предметов — гороха, фасоли); активизация словаря: «зайка»,  «попляши», «посмеши», «топа», «тапки».
Оснащение: изображение зайца, стоящего босиком на проталинке; фасоль (пуговицы, горох).
Ход игры. Положите перед ребенком картинку и рассмотрите ее. Спросите ребенка, можно ли ранней весной ходить на улице босым. Почему нельзя? Предложите помочь зайцу и выложить для него туфли (или тапки). Прочитайте стихотворение:
               Зайка, зайка, попляши!
               Нашу Машу посмеши!
               Топай, топай лапками,
               Серенькими тапками.
                                                И. Лагэдынь
Во время работы называйте части тапок: «носок», «подошва», «пятка».

«Маша пьет чай»
Цель: дальнейшее развитие умения ориентироваться на листе картона; развитие зрительного внимания; закрепление навыка работы с разрезными картинками; дальнейшее формирование мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «чай», «пить», «красавица», «нравится».
Оснащение: вырезанные из картона части чайника (корпус, носик, ручка, крышка); образец для выкладывания чашки; счетные палочки.
Ход игры. Покажите ребенку красивую куклу и прочитайте двустишие:
Машенька — красавица, Чай ей очень нравится. Предложите ему рассмотреть рисунок, на котором изображены чайник и чашка. Назовите части чайника и расскажите об их назначении (за ручку держим, из носика течет вода и т. д.). Попросите ребенка найти называемые вами детали и лишь затем наложить их на контурное изображение чайника. Так же рассмотрите чашку, но выложите из счетных палочек.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения заданий:
а) выложить тарелку из фасоли; б) выложить чайный сервиз из счетных палочек по образцу и по памяти.

«Тюльпан ромашка»
Цель: закрепление умения ребенка составлять узор из деталей (по образцу, по памяти); развитие моторной ловкости пальцев рук; развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «ромашка», «тюльпан», «цветы», «собираю».

Оснащение: два листа картона (на одном контурная прорисовка ромашки, на втором — тюльпана); белый шнур для выкладывания лепестков ромашки; красный шнур для выкладывания лепестков тюльпана; короткий кусок желтого шнура для выкладывания серединки ромашки; зеленый фломастер.

Ход игры. Прочитайте ребенку стихотворение:
          По полянке я шагаю
          И цветочки собираю.
          Белую ромашку — много лепестков.
          Красненький тюльпанчик —
          Шляпа, как тюрбанчик.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

   

Тема

Название игры

Части тела

Подари коту нос, рот…

Дом, семья

Моя семья

Игрушки

Почини плюшевого мишку

Фрукты

Ваза для фруктов

Осень

Листопад

Одежда

Шьем одежду для мишки

Дикие животные

Прогулка мишки по лесу

Праздник елки

Наша елка высока

Зима

Белый снег…

Зимняя одежда

Валенки для Валеньки

Зимние забавы

Лепим зайчика

Домашние животные

Гусыня с гусятами

Наша мама

Стираем вместе с мамой

Транспорт

Построим самолет

Весна

Дождик, дождик, лей, лей…

Обувь

Шьет сапожник нам сапожки…

Посуда

Миска для киски

Деревья, цветы

Белая береза

                                                                                                                   «Подари котику нос, рот...»

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне; активизация словаря: «котик», «умывается», «собирается», «носик», «ротик», «ухо».
Оснащение: мозаика; наборное полотно; образец для выкладывания.

Ход игры. Выложите на полотне мордочку кота без носа и рта. Поставьте перед ребенком мисочку с мозаикой. Попросите внимательно посмотреть на мордочку и сказать, чего на ней нет (носа, рта) Предложите ребенку выложить недостающие части из мозаики. После того как он выполнит работу, прочтите стихотворение:
                                       Котик лапкой умывается,
                                       Видно, в гости собирается.
                                       Вымыл носик,
                                       Вымыл ротик,
                                       Вымыл ухо,
                                       Вытер сухо.
Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненного задания:
а) ребенок выкладывает картинку по образцу;
6) ребенок самостоятельно выкладывает круглую мордочку кота. На мордочке выкладывает глаза, рот, нос. Спросите ребенка, для чего нужны глаза (смотреть), рот (говорить, есть, петь, пить), нос (дышать).
 

 

«Моя семья»
Цель: дальнейшее развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом; развитие умения договаривать выделенные слова.
Оснащение: полотно для выкладывания; фигурки, изображающие всех членов семьи: дедушку, бабушку, папу, маму, дочку или сына (без рук или ног).
Ход игры. Предложите ребенку выложить из мозаики то, что забыл нарисовать художник (руки, ноги).
Прочитайте небольшое стихотворение:
                                         Это деда, этот баба,
                                         Это папа, это мама,
                                         Это я и игрушечка моя.
По желанию ребенка можно поместить на полотно его брата или сестричку.

Усложнение задания. Работая с мозаикой желтого цвета, ребенок:
а) выкладывает ручки (до 2 лет 3 месяцев);
б) выкладывает ручки и ножки (в 2 года 6
 месяцев).
В обоих случаях ребенок отвечает на вопрос: «Какого цвета ручки (ручки и ножки) ты выложил?


«Почини плюшевого мишку» 
Цель: дальнейшее формирование координации движений пальцев ведущей руки (указательного и большого); развитие пространственной ориентации; развитие мышления и зрительного внимания; активизация словаря: «пол», «лапа», «уронили», «оторвали», «брошу», «хороший».
Оснащение: вырезанное из бумаги контурное изображение медведя без одной лапы; наборное полотно; мозаика.
Ход игры. Расскажите ребенку стихотворение

А. Барто:
                 Уронили мишку на пол,
                  Оторвали мишке лапу.
                  Все равно его не брошу,
                  Потому что он хороший.

Покажите ребенку изображение медведя, предложите рассмотреть его и рассказать что же случилось с игрушечным мишкой (оторвали лапу). Предложите помочь мишке. Уложите контурного мишку на полотно для выкладывания и попросите малыша выложить из мозаики коричневого цвета вторую лапу.


«Ваза для фруктов»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; развитие умения выкладывать картинки по образцу; активизация словаря: «яблоко», «груша», «апельсин», «фрукты», «ваза», «в».
Оснащение: наборное полотно; мозаика; фрукты (яблоко, груша, апельсин) или заменяющие их муляжи; ваза.
Ход игры. На наборном полотне выложите на глазах у ребенка вазу для фруктов, оговаривая свои действия: «Я беру мозаику, втыкаю в дырочки. Делаю вазу для фруктов. Ваза синяя». Спросите ребенка: «Какие фрукты ты хотел быт положить в вазу: яблоко, грушу, апельсин?» Ребенок называет. Выложите на вазе половинку выбранного фрукта, а ребенок выложит вторую его половинку. По аналогии выложите остальные фрукты. Так же можно выложить те фрукты, которые еще назовет ребенок.

 

«Листопад»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; развитие умения выкладывать картинки по образцу; активизация словаря: «яблоко», «груша», «апельсин», «фрукты», «ваза», «в».
Оснащение: наборное полотно; мозаика; выложенный из мозаики листочек желтого цвета.
Ход игры. Рассмотрите с ребенком осенние листочки. Отберите листья желтого цвета — большие кленовые листья и маленькие березовые листочки. Расскажите двустишие:
                 Листопад, листопад,
                 Листья под ноги летят.
Предложите ребенку выложить на полотне для выкладывания осенние листочки.

Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненного задания:
а) выкладывание по образцу (ребенок копирует образец);
б) выкладывание по памяти (ребенок вспоминает, какие листочки он видел в парке, и выкладывает такие же).


«Шьем одежду для мишки»
Цель: развитие мелкой моторики; развитие зрительного внимания и пространственной ориентации; активизация словаря: «кофта», «рукава», «воротник», «застежка».
Оснащение: изображение мишки; кукольная кофта; штаны; наборное полотно; мозаика.
Ход игры. Рассмотрите с ребенком кофту. Выделите в ней детали: рукава, спинку, застежку... Предложите ребенку «сшить» для мишки штанишки и рубашку. Прочтите стихотворение:
                Я рубашку сшила мишке,
                Я сошью ему штанишки.
                Надо к ним карман пришить
                И конфетку положить.
Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненного задания, например, ребенок:
а) выкладывает второй рукав по аналогии;
б) выкладывает два рукава к рубашке, выложенной взрослым;

в) выкладывает всю рубашку самостоятельно (в 3 года).


«Прогулка мишки по лесу»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики; развитие умения выкладывать корзину из мозаики по образцу; активизация словаря: «мишка», «шишка», «пень», «гулял», «собирал», «устал», «задремал».
Оснащение: игрушечный мишка; мозаика; наборное полотно; прорисовка корзины для собирания шишек.
Ход игры. Покажите ребенку игрушечного мишку. Спросите: «Где мишка живет? (В лесу.) Предложите послушать стихотворение про то, как мишка гулял по лесу:
                                       Мишка по лесу гулял,
                                       Мишка шишки собирал.
                                       Бедный мишенька устал,
                                       На пеньке он задремал.
Попросите ребенка выложить длинную дорожку, по которой мишка пойдет к пеньку. Выложите из мозаики корзину, в которую мишка собирал шишки. Попросите ребенка собрать .шишки» в мишкину корзинку («шишками» будет мозаика коричневого цвета). Следите, чтобы ребенок брал мозаику двумя пальчиками — большим и указательным.
Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненного задания, например, ребенок:

а) должен выложить большее количество «шишек» - мозаинок;
б) выкладывает корзину для шишек самостоятельно;
в) выкладывает корзину другого цвета.


«Наша елка высока»
Цель: дальнейшее формирование умения выкладывать из мозаики фигуры по образцу; активизация мелкой моторики; активизация словаря: «елка», «потолок», «игрушки», «мозаика», «высока», «висят».
Оснащение: наборное полотно; мозаика; контурное изображение елки; елочные игрушки (шары).

Ход игры. Рассмотрите с ребенком елку. Выделите в ней ствол, ветки, макушку. Расскажите, что скоро будет праздник — Новый год. Елку принесут домой и празднично нарядят. Скажите: «Мы с тобой тоже сейчас сделаем елку». Выложите по контуру мозаичное изображение елки. Прочтите стихотворение:
                                    Наша елка высока,
                                    Достает до потолка.
                                    А на ней висят игрушки,
                                    От подставки до макушки.
                                                                                 Е. Ильина
Вспомните с ребенком елочные игрушки Покажите ему елочные шары Рассмотрите их (форму, цвет). Скажите, что у вас сегодня елочными шарами будет мозаика. Попросите ребенка украсить елку шарами из мозаики.
Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненного задания,
например, ребенок выкладывает «елочные шары»:
а) по своему желанию,
б) по просьбе взрослого по очереди «Я положу красный шар, а ты какой?».


«Белый снег »                                                                                                                                                                                                                                                Цель: развитие умения координировать движения пальцев ведущей руки;
развитие пространственной ориентации; активизация словаря: «снежок», «летит» «бежит», «догнать», «играть».
Оснащение: «тучка», вырезанная из белой бумаги; наборное полотно; мозаика.
Ход игры. Понаблюдайте с ребенком, как идет снег (летит, кружится, падает) дома дайте малышу полотно для выкладывания. Выберите с ним всю белую мозаику, складывая детали в мелкое блюдце, из которого их удобно будет брать двумя пальцами — указательным и большим.
Прочтите стихотворение:
                                     За окном, за окном,
                                     Белый снег летит кругом!
                                     Ой снег, ой снежок!
                                     Снова пух летит у ног.
                                     Надо в садик нам бежать,
                                     Эй, снежок, спеши догнать.
                                     Кликну я ребят,
                                     Будем мы в снежки играть!
Положите в верхней части наборного полотна «белую тучку» и попросите ребенка вспомнить, как снежок падал из тучки. Предложите ему выложить «падающий снежок» и покажите, как разместить «снежинки на полотне». Скажите: «Много снежинок — снегопад».
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества «снежинок», за счет выкладывания «снежных дорожек».


«Валенки для Валеньки»
Цель: совершенствование умения координировать движения пальцев; знакомство ребенка с зимней обувью (валенками); активизация словаря: «Валенки», «калоши».
Оснащение: изображение валенок с калошами; наборное полотно; мозаика; кукла Валюша.
Ход игры. Рассмотрите с ребенком зимнюю обувь — сапоги, ботинки, валенки. Покажите куклу Валю, предложите из мозаики сделать ей валенки для прогулки. Прочтите стихотворение:
                                   Хоть Валюша маленькая,
                                   У нее есть валенки,
                                   С калошами блестящими,
                                   Совсем как настоящие.
Сделайте на наборном полотне валенок на правую ногу (валенок белый, калоша серая). Когда один валенок будет готов, предложите ребенку сделать второй (первый служит для него образом).
Усложнение задания. В качестве усложненного задания ребенок может:
а) выкладывать по просьбе взрослого пару валенок без образца;

б) выкладывать валенок большего или меньшего размера;
в) выкладывать другую зимнюю обувь (сапоги, ботинки).

« Слепим зайчика»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «ком», «хвост», «усы», «солома», «длинные», «блестящие».
Оснащение: игрушечный заяц; нарисованная на листе бумаги мордочка зайца без усов; наборное полотно; мозаика.

Ход игры. В оттепель попробуйте слепить маленькую снежную бабу. Покажи т малышу, как катать из снега ком большой и маленький. Объясните, что из снега можно лепить. Придя домой, предложите сделать из мозаики зайчика. Прочтите ребенку стихотворение:
                                      Мы слепили снежный ком,
                                      Ушки сделали потом,
                                      А потом вместо глаз
                                      Угольки нашлись у нас!
                                      Зайчик вышел как живой.
                                      Он с хвостом и головой.
                                      За усы не тяни —
                                      Из соломы они,
                                      Длинные, блестящие,
                                      Словно настоящие.

Покажите ребенку нарисованную мордочку зайца. Рассмотрите ее. Назовите все части (уши, глаза, рот). Удивитесь, что у зайца нет усов. Предложите ребенку выложить из мозаики «такого же» зайчика на наборном полотне цвет для выкладывания ребенок может выбрать такой, какой хочет (заяц может быть любого цвета, потому что он игрушечный)

Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания заячьей мордочки по памяти, за счет выкладывания зайчика целиком по образцу, по памяти.

«Гусыня с гусятами»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания), развитие зрительного внимания, выработка умения выкладывать по образцу, активизация словаря: «гусыня», «гусята».
Оснащение: наборное полотно, мозаика, игрушечная .мама-гусыня»
Ход игры. Покажите ребенку «маму-гусыню. Спросите: «Кто это?» Если малыш затрудняется ответить на ваш вопрос, скажите: «Это гусыня». Покажите картинку с изображением гусят и спросите ребенка, как называются детки гусыни (гусята).
Поместите на наборное полотно игрушечную гусыню.
Предложите ребенку за мамой – гусыней выложить много «гусят», используя мозаику желтого цвета.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества гусят, за счет смены направления их движения.
«
Прогулка собаки по мосту»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «мост», «лапы», «хвост», «свалится», «обвалится».
Оснащение: игрушечная собака; наборное полотно; мозаика; нарисованный мост; схема выкладывания моста; вырезанная из картона косточка.
Ход игры. Покажите ребенку игрушечную собаку и скажите, что она хочет перейти по мосту на противоположную сторону. Там лежит косточка, которую ей очень хочется съесть. Скажите: «Помоги мне построить мост, по которому пойдет собака». Вместе с ребенком выложите мост. После того как мост будет построен, проведите по нему собаку и угостите ее косточкой. Прочтите стихотворение:
                                     Шла собака через мост,
                                     Четыре лапы, один хвост,
                                     Если мост обвалится,
                                     То собака свалится.
Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания из мозаики речки; за счет выкладывания моста другой конструкции, размера (шире, уже, сложнее).


«Стираем вместе с мамой»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания);
развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «стояла», «стирала», «охала», «топала».
Оснащение: контурные изображения одежды (рубашка, брюки, юбка и т. д.) на листе картона.
Ход игры. Игру лучше проводить папе или дедушке, потому что нужно выучить для мамы стихотворение к ее празднику 8 Марта.
Вспомните, что делает мама дома (варит обед, покупает продукты в магазине, стирает). Прочтите ребенку стихотворение:
                                           Мама вечером стирала,
                                           А я около стояла,
                                           Не стирала — охала,
                                           Да глазами хлопала,
                                           Да ногами топала.
                                           Лучше было б не стоять —
                                           Взять и с мамой постирать.
Вспомните, какую одежду стирает мама. Положите перед ребенком лист картона с прорисованной по контуру одеждой. Предложите ребенку выложить из мозаики на наборном полотне ту одежду, которую он захочет. Спросите, какую одежду он выложил, какого она цвета, из чего сшита. Найдите выложенную на наборном полотне одежду в бельевой корзине и постирайте вместе в ребенком.
Усложнение задания. Предложите ребенку выложить вторую половину одежды на наборном полотне.


«Построим самолет»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «самолет, «построим», «понесемся», «вернемся».
Оснащение: мозаика; наборное полотно; лист бумаги с контурным изображением самолета.
Ход игры. Рассмотрите с ребенком игрушечный самолет, назовите его части (крылья, хвост и т. д.). Если нет игрушки, рассмотрите картинку с изображением самолета и также назовите все его части. Чем старше ребенок, тем больше частей вы называете. Прочтите стихотворение:
                       Самолет построим сами,
                       Понесемся над лесами,
                       Понесемся над лесами,
                       А потом вернемся к маме.
                                                             А. Барто
Перед тем как ребенок начнет самостоятельно выкладывать самолет, предложите ему понаблюдать за тем, как вы выкладываете его на своем наборном полотне. Оставьте свой самолет на наборном полотне, он будет служить ребенку образцом для выкладывания.
Усложнение задания. Предложите ребенку:
а) выложить самолет по контурному рисунку;
б) выложить самолет по памяти;
в) выложить самолет по его желанию (воспринимайте любые его фантазии).

 

«Дождик, дождик, лей, лей...»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «дождик», «дорожка», «льется», «ладошка».
Оснащение: наборное полотно, мозаика, нарисованная на листе бумаги дождевая капля.
Ход игры. В дождливый день выйдите с ребенком на улицу. Обратите его внимание на то, как идет дождь, как капает, как капельки падают в лужу. Посмотрите, как льется дождевая вода из водосточной трубы.
Прочтите стихотворение:
                                    Дождик капнул на ладошку,
                                    На цветы и на дорожку.
                                   Льется, льется, ой-ой-ой!
                                   Побежали мы домой.
Дома вспомните, что делал дождик: «капал, лил, бежали струи дождя...» Нарисуйте капельку на листе бумаги, выложите ее из мозаики на наборном полотне. Нарисуйте струйку дождя, выложите ее на наборном полотне. Нарисуйте бегущую из водосточной трубы широкую и длинную струю воды. Предложите ребенку выложить на наборном полотне то, что ему больше всего понравилось: каплю, струю дождя, ручей.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества выкладываемых дождевых капель; за счет выкладывания нескольких ручейков одновременно.


«Шьет сапожник нам сапожки...»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «валенки», «новенькие», «чернобровенький», «пляшут», «машут».
Ход занятия. Посмотрите с ребенком, где стоит ваша обувь (на полке, в шкафу). Рассмотрите, какая обувь есть у мамы, какая у папы, а какая у него самого. Прочтите потешку:
                            Валенки, валенки,
                            Невелички, маленькие,
                            Нашему Сереженьке
                            На красивы ноженьки.
                            Ножки пляшут,
                            А рученьки машут.
                            Валенки новенькие,
                            Сережа чернобровенький!
Предложите ребенку выбрать ту обувь, что ему больше понравилась, попросите выложить ее на наборном полотне.
Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания на наборном полотне сразу нескольких пар обуви.


«Миска для киски»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания);
развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «тарелка», «чашка», «кружка», «ложка», «вилка».
Ход игры. Во время обеда рассмотрите посуду, из которой едят дети и взрослые: тарелку, чашку, кружку, ложку, вилку. Спросите, как ребенок держит ложку (рукой). Понаблюдайте за кошкой, как она ест, пьет (лакает) молоко или воду. Из чего она лакает молоко? (Из миски.) Почему лакает? (У нее нет рук.) Покажите ребенку вырезанную из картона кошку. Скажите, что эта кошка тоже хочет есть. Предложите ей дать молочка или каши. Прочтите стихотворение:
                                        Положили кашку в миску
                                        И поставили под лавку.
                                        Облизала киска миску:
                                        — Мне, пожалуйста, добавку.
Усложнение задания. Предложите ребенку выложить миску:
а) по образцу;
б) по контурной прорисовке;
в) по памяти;
г) любую, какую он захочет.
Положите на наборное полотно. Предложите ребенку украсить березу молодыми зелеными листочками (зеленая мозаика).


«Белая береза»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «козлик», «береза», «привяжу», «качаться», «бодаться».  
Оснащение: наборное полотно; мозаика; картинки с изображением березы и елки; лист бумаги; коричневый фломастер.
Ход игры. Рассмотрите с ребенком на картинках два дерева — березу и елку. Сравните их стволы, ветки, листочки (у елки иголки).
Прочтите стихотворение:
                          Привяжу я козлика
                          К белой березе.
                          Стой, мой козлик,
                          Не бодайся.
                          Белая березонька,
                          Стой, не качайся.
Нарисуйте фломастером на листе бумаги ствол березы с ветками, вырежьте его по контуру.
Усложнение задания. Предложите ребенку выложить смешанный «лес» - березу, елку (или несколько деревьев по его желанию).



Предварительный просмотр:

   

Тема

Название игры

Части тела

Зиночкины косы

Дом, семья

Идем с мамой в гости

Игрушки

Украсим наш мячик

Фрукты

Пластилиновый салат

Осень

Листик клена

Одежда

Ваня ходит по дорожке

Дикие животные

Следы

Праздник елки

Новогодняя елка

Зима

Как на горке – снег, снег…

Зимняя одежда

Оденем Машу на прогулку

Зимние забавы

Лепим лыжные палки для Вани

Домашние животные

Следы на пластилине

Наша мама

Три каравая

Транспорт

Паровоз едет на вокзал

Весна

Дождь льет и капает

Обувь

Тапочки с помпонами

Посуда

Чайничек

Деревья, цветы

Ромашка

«Зиночкины косы»
Цель: знакомство ребенка со свойствами пластилина (это мягкий материал, который можно разминать); развитие мышечных ощущений, формирование контроля за тонусом мышц пальцев и кисти руки (размазывание пластилина по ограниченной поверхности движениями сверху вниз, указательным пальцем ведущей руки ребенка).
Оснащение: нарисованная на листе картона кукла с двумя косами (линиями), синие и желтые банты из тонкой бумаги, пластилин.
Ход игры. Покажите ребенку игрушку — куклу Зину, обратите внимание на ее косы — длинные, русые. Скажите: «Кукла ходила фотографироваться, а на фотографии кос не видно (покажите ,,фотографию” — изображение куклы на картоне). Кукла очень огорчилась. Я придумала, как ей помочь. Я нарисую на ,,фотографии” косы, а ты пластилином их ,,раскрась”».
Возьмите желтый пластилин и указательным пальцем размажьте его по «косе». Оторвите небольшой кусочек пластилина и попросите ребенка помочь вам. Работу сначала продолжайте вместе, а затем предложите ребенку поработать самостоятельно.
После того как «косы» куклы будут готовы, приклейте к ним заранее приготовленные бантики (предложите ребенку выбрать синие или желтые банты).
Полюбуйтесь работой, покажите ее другим детям.
Прочтите стихотворение:
                                           Зиночка-красавица,
                                           Ей косы
 очень нравятся,
                                           Длинные, с бантами,
                                           Полюбуйтесь сами.

«Идем с мамой в гости»
Цель: развитие у ребенка умения расплющивать шарик из пластилина; развитие мышечных ощущений ладошки, указательного пальца — при надавливании на кусочек пластилина; активизация работы пальцев; развитие воображения, образного мышления, активной речи .
Оснащение: кукла Маня; ширма; картинка с изображением Чебурашки без ушей.
Ход игры. Покажите из-за ширмы куклу Маню. Она плачет.
Спросите у нее: «Почему ты, Маня, плачешь?» В ответ Маня рассказывает стихотворение:
                           Мы с
 мамой сегодня в гости пойдем.
                           И Чебурашку с собою возьмем,
                           Но что-то случилось с игрушкой моей.
                           Что же случилось? Как? Почему?
                           Я вот, ребята, никак не пойму.
Рассмотрите игрушку вместе с ребенком. Оказывается, у Чебурашки нет ушей. Маня сокрушается по этому поводу и читает стихотворение дальше:
                          Брат Николай с Чебурашкой играл,
                          Ушки игрушке он оторвал,
                          Ребята, скорее мне помогите,
                          Ушки игрушке быстро слепите.
Раскатайте два шарика из пластилина. Один шарик расплющите ладонью, остальные пальцы «прыгают» по получившейся лепешечке. Второе ухо ребенок сделает самостоятельно.
После того как оба уха будут готовы, их нужно «примазать» к голове Чебурашки, нарисованного на картоне.
Посмотрите на «отремонтированного» Чебурашку, порадуйтесь вместе с ребёнком.

 

«Украсим наш мячик»
Цель: формирование движений указательного и большого пальцев (отщипывание от большого куска пластилина маленьких кусочков); развитие воображения (украшение мячика кусочками пластилина); отрабатывание «пинцетного захвата» (соединения указательного и большого пальцев).
Оснащение: кукла, старый резиновый мяч, пластилин, разноцветные блестки.                                                                                                                             Ход игры. Покажите ребенку нарядно одетую куклу со старым мячом и скажите, что кукле очень жалко старый мяч. Он стал некрасивый, а был новенький, красивый. Но все равно она его очень любит.
Прочтите стихотворение:
                        Кукла Маша, не грусти,
                        Мы тебе поможем,
                        Расцветим, раззолотим
                        Мячик твой, как сможем.
                        Будет он красивый,
                        Яркий и счастливый.
Положите перед ребенком разноцветный пластилин. Оторвите от каждого бруска по маленькому кусочку, разомните его, приклейте к мячу и вдавите в него блестку. Полюбуйтесь полученным результатом.
Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно. Когда работа будет закончена, похвалите ребенка, покажите «красивый мяч» другим детям. Вместе поиграйте с мячом (покатайте его по полу, побросайте друг другу и т. д.).

« Пластилиновый салат»
Цель: развитие у ребенка умения отрезать стекой маленькие кусочки от большого бруска пластилина; формирование координации движений; развитие умения регулировать силу нажатия на стеку, правильно держать стеку; развитие воображения ребенка.                                                                   Оснащение: глазики из красного пластилина («помидоры»), пластилиновые «колбаски» зеленого цвета диаметром 0,5 см («лук»); игрушечная миска для салата; игрушечные заяц, медведь («гости»); дощечка для лепки.

Ход игры. Покажите ребенку миску с красными шариками из пластилина и тоненькие «колбаски» из зеленого пластилина, расскажите, что вы были на рынке и купили помидоры и зеленый лук. Скажите: помидоры красные и круглые, вот такие»,— и покажите, как скатать между ладонями шарик. Предложите ребенку самому сделать красный «помидор». «А еще у меня есть лук, вот такой зеленый, длинный»,— с этими словами возьмите кусочек зеленого пластилина и раскатайте его на дощечке для лепки. Получится длинная «колбаска» — покажите ее ребенку и подытожьте: «Получился лук». Предложите ребенку вылепить «лук» самостоятельно. Когда овощи будут вылеплены, сложите их в игрушечную миску и обобщите: «Помидор - круглый, а зеленый лук - длинный».
Раздается стук, и появляется медведь с зайцем. Они здороваются и рассказывают, что пришли издалека, из леса, к вам в гости, очень устали и хотят есть. Предложите сделать для них салат из пластилиновых овощей» и прочтите стихотворение: Вот так радость, вот так диво — Ем салат из пластилина... Это лук зеленый — я его сорвал...
Этот помидорчик в руки мне попал. Режем быстро, — я сказал, — Лук — кусочками, А помидорчик — круглыми колечками... Возьмите длинный пластилиновый «лук», положите его на дощечку для лепки стекой отрежьте от него кусочек. Остальной «лук» предложите нарезать
ребенку. Затем покажите, как нарезать колечками «помидор». Все кусочки сложите в миску — получится салат. Разложите его в тарелочки к угостите гостей — мед вед с зайцем.

«Листик клена»

Цель: развитие умения размазывать указательным пальцем маленький кусочек пластилина по ограниченной поверхности; формирование контроля за мышечным тонусом пальцев; активизация словаря: «листик», «клею», «оторву», «размажу».                                                              Оснащение: осенний лист клена; красный пластилин; контурная прорисовка кленового листика (4 х 4 см) на листе картона; коробка из-под конфет.                                                                                                                                Ход игры. Покажите ребенку осенний лист клена. Рассмотрите его, называя части листочка, скажите, какого он цвета (красный), Предложите ребенку сделать картинку из пластилина. Возьмите брусок красного пластилина, указательным и большим пальцами отщипните от него маленький кусочек. Положите маленький кусочек красного пластилина на контурную прорисовку кленового листа и движениями сверху вниз размажьте указательным пальцем по его поверхности.
Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно. Если он устал, предложите свою помощь: разделите лист клена на две части и попросите ребенка работать на правой стороне, а сами продолжайте работу с левой стороны.
Когда вся поверхность листа будет «раскрашена» красным пластилином, вырежьте кленовый листик по контуру, наклейте на цветной картон и поместите на дно коробки из-под конфет. Сделайте петельку на верхней части коробки. Картина готова, ее можно повесить на стену. Предложите ребенку выбрать для картины место в его комнате, повесьте картину на стену и полюбуйтесь ею всей семьей. Порадуйтесь за успехи ребенка.

«Ваня ходит по дорожке»
Цель: формирование контроля за мышечным тонусом пальцев (указательного пальца); выработка умения размазывать пластилин по ограниченной поверхности; развитие пинцетного захвата, координации «глаз — рука».
Оснащение: дощечка для работы с пластилином, мисочка с горохом или фасолью, игрушка — кукла Ваня; картинка, на которой изображен Ваты, стоящий дорожке.
Ход игры. Покажите ребенку куклу Ваню и радостно сообщите, что Ване купили новые сапоги и ему очень хочется их всем показать. Но куда ему в них пойти, он не знает. «А я знаю, куда я его поведу гулять. Я сейчас тебе расскажу:
                 Я кусочек пластилина размажу по дощечке.
                 А потом горошком
                 Выложу дорожку,
                 Чтобы топали по ней Ваниным сапожки».
Покажите ребенку, как размазывать по дощечке пластилин (сделает «дорожку для Ванечки). Попросите ребенка оторвать от бруска пластилина маленький кусочек, положить его на «дорожку» и размазать по ней указательным пальцем. Предложите ребенку размазывать пластилин по «дорожке» до тех пор, пока вся не станет «пластилиновой» (не делайте «дорожку» длинной и широкой — это может утомить малыша). Промазав «дорожку», проведите на ней стекой горизонтальную линию, возьмите горошинки и выложите «дорожку» для Вани. Если ребенок устал, работайте вместе с ним (по очереди). Закончив работу, проведите по «дорожке» указательным пальцем и попросите ребенка сделать то же самое.


«Следы»
Цель: формирование контроля за мышечными ощущениями; воспроизведение алгоритма движений пальцев (указательного и среднего попеременно, двух пальцев одновременно).
Оснащение: пластилиновая «дорожка» (5 х 20 см); игрушечные заяц, медведь; картинка с изображением животных.
Ход игры. Скажите ребенку, что к вам пришли гости — заяц и медведь. Со словами: «Медведь большой, тяжелый, он ходит, тяжело ступая лапами по дорожке, вот так»,— возьмите руку ребенка и «пройдите» по ней от кисти к локтю указательным и средним пальцами.
А это зайчик. Он легкий, прыгает, вот так»,— возьмите руку ребенка и «прыгайте» по ней от кисти к локтю одновременно указательным и средним пальцами.
«Посмотри, вот дорожка, по которой «пойдет» медведь в лес, тяжело ступая, вот так»,— повторите движения на другой руке.
Попросите ребенка показать на вашей руке, как ходит медвежонок (движения ребенка аналогичным вашим), затем попросите показать, как скачет зайчонок.
Когда ребенок усвоит эти движения, предложите ему показать, как бегает лиса (движения легкие, пальчики — указательный и средний — «бегут» попеременно).
Размажьте пластилин на трех «дорожках» и проведите по ним «медведя», «зайца», «лису» (пальцы двигаются так же, как по руке).


«Новогодняя елка»
Цель: дальнейшее формирование контроля за мышечными ощущениями; отрабатывание ритмичности в выполнении действий (сильное — слабое надавливание указательным пальцем на шарик).
Оснащение: вырезанный из зеленого картона силуэт елки с игрушками и с пластилиновыми диагональными полосками, бусинки для украшения елки.
Ход игры. Скажите ребенку: «Скоро очень красивый и веселый праздник Новый год. В этот праздник люди ставят дома елку, украшают ее игрушками. Но игрушки не простые, а елочные».
Прочтите стихотворение:
                                Висят на елке бусы,
                                Хлопушка и звезда.
                                Мы любим нашу елку,
                                Да, да, да!
Скажите: «Посмотри на елку и скажи, каких игрушек на ней нет» (нет бус). Предложите ребенку сделать красивые бусы на елку. Нужно брать по одной бусинке и накладывать на пластилиновую «ниточку» на елке.
Предложите малышу «работать» сначала правой, потом левой рукой, двумя руками одновременно. Когда работа будет окончена, полюбуйтесь нарядной елкой, похвалите ребенка. Если малыш устанет, работу можно продолжить в другой раз.
Усложнение задания. Рассмотрите с ребенком елочные шары. Предложите украсить ими елку для этого вы должны заранее скатать из пластилина маленькие разноцветные шарики. Положите пластилиновый шарик на силуэт елки, придавите его пальцем — шарик расплющится и получится «елочный шарик».
Ребенок может выбирать шарики по желанию или по просьбе взрослого: Возьми красный шарик, а потом — зеленый» и т. д.

«Как на горке снег, снег...»
Цель: совершенствование пинцетного захвата (указательным и большим пальцами) правой и левой руки и развитие координации рук ребенка; активизация
словаря: «медведь», «берлога», «горка», «спит».
Оснащение: сюжетная картинка: горка, берлога со спящим в ней медведем (можно вырезать из бумаги); пластилин.
Ход игры. Рассмотрите с ребенком картинку. Спросите, кто на картинке нарисован и что на ней изображено (снег, горка, берлога, медведь). Прочтите стихотворение:
                                 Как на горке — снег, снег,
                                 Как под горкой — снег, снег,
                                 И на елке — снег, снег,
                                 А под снегом спит медведь.
                                 Тише, тише, не шуметь.
                                                                             И. Токмакова
Предложите ребенку для работы белый пластилин. Спросите: «Что это?» (Пластилин.), «Какого он цвета?» (Белого.)
Предложите сделать около берлоги еще больше снега, чтобы медведю было еще теплее спать. Оторвите от бруска пластилина маленький кусочек — это будет «снежинка». Прилепите ее к берлоге.
Попросите ребенка продолжить работу самостоятельно. Спросите, где «ляжет» его снежинка (на берлогу, около берлоги, за берлогой)?
Когда работа будет окончена, покажите ее тем, кто может порадоваться успехам ребенка (дома и в детском коллективе).


«Оденем Маню на прогулку»
Цель: укрепление мышц указательного пальца; развитие ритмичности и координации движений, формирование связи «глаз — рука».
Оснащение: контурный трафарет из картона (шапочка, рукавички); пластилин на выбор (разноцветный); картинка с зимним пейзажем и куклой Маней шапки и рукавиц.

Ход игры. Покажите ребенку картинку, скажите: «На улице мороз, лежит снег, холодно, а наша Маня пошла гулять на улицу без шапки и рукавичек. Как ты думаешь, что может случиться с Маней?»
Выслушайте предположения ребенка и скажите: «Я тебе сейчас прочитаю стихотворение:
                        На дворе большой мороз,
                        Отморозит Маня нос,
                        Шарфик с шапкой нужен ей,
                        Чтобы стало ей теплей.
Нашей Мане нужны шапка и рукавички. Давай подарим ей шапку и рукавички . Наложите трафаретную «шапочку» на голову Мани. Возьмите небольшой кусочек пластилина и размажьте его внутри трафарета. Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно. Когда все пространство внутри трафарета будет заполнено, уберите трафарет и полюбуйтесь шапочкой: «Получилась красивая шапочка, просто загляденье». Попросите ребенка, чтобы он надел ее на Маню.
Рассмотрите картинку, обратите внимание, что ручки у куклы голые. Предложите таким же образом сделать «рукавички» на обе руки. Спросите ребенка: «Сколько нужно сделать рукавичек?» (Столько же, сколько ручек,— две рукавички. Чтобы сделать этот вывод, ребенок должен сосчитать ручки у Мани и подумать.). Предложите ребенку выбрать один из четырех брусков пластилина — синего, желтого, зеленого, красного цветов. Трафарет рукавички наложите сначала на одну руку, заполните его, размазывая пластилин внутри. Так же поступите со второй рукавичкой. Попросите ребенка найти теплую шапочку и рукавички в его гардеробе, расскажите о них (из чего они сделаны, какого цвета, куда он наденет шапку, рукавицы).
 


«Лепим лыжные палки для Вани»
Цель: формирование умения ребенка правильно пользоваться пластилином — раскатывать палочки; развитие координации правой и левой руки; выработка умения ритмично выполнять действия.
Оснащение: картинка с зимним пейзажем. На картинке нарисован мальчик Витя, стоящий на горке (на лыжах, но без лыжных палок).
Ход игры. Покажите ребенку картинку с зимним пейзажем. Прочтите стихотворение:
                             Ох, мороз на дворе,
                             Он не страшен детворе,
                             Ваня лыжи
 дома взял
                             И на горку побежал.
                             Но что-то не катается,
                             Никак не получается...
                             Палки лыжные забыл —

                              Кто б ему их раздобыл?
Предложите сделать лыжные палки для Ванн. Оторвите от бруска пластилина небольшой кусочек, раскатайте его на дощечке для лепки.
 Внизу прикрепите кружок из картона — получилась «лыжная палка». Вторую «палку» предложите ребенку сделать самостоятельно. Обе «лыжные палки»  готовы, осталось только отдать их Ване. Положите на рисунке справа и слева от Вани «палки». Придавите «палки» в нескольких местах указательным пальцем, чтобы они держались на листе бумаги. Полюбуйтесь результатом своего труда и скажите: «Теперь Ваня может съехать с горки и не упадет».

«Три каравая»
Ц ель: развитие координации рук, моторики, ловкости пальцев (указательного, большого); выработка у ребенка умения раскатывать небольшие кусочки пластилина между ладошками, соединять концы вместе; развитие воображения.
Оснащение: пластилин; красивый поднос для караваев; кукла Ваня; картинки с изображением папы, мамы Вани.
Ход игры. Расскажите ребенку, что скоро праздник — женский день. В праздник люди ходят друг к другу в гости, угощают всякими вкусными вещами. Ваня любит караваи. Послушай, как он их лепил:
                                Я слепил три каравая,
                                Ведь у мамы именины.
                                Всю семью я угощаю
                                Караваями из глины.
                                Я слепил три каравая
                                И несу домой.
                                Этот маме, этот папе,
                                Этот будет мой.
                                                          М. Друмников
Научите ребенка лепить караван: возьмите заранее подготовленный кусочек пластилина и раскатайте его между ладонями — получится «колбаска». Соедините ее концы и сожмите пальцами — получится круглый каравай. «Смотри, какой у меня получился каравай. Я положу его на поднос. А теперь ты слепи каравай для мамы». Не вмешивайтесь в работу ребенка. Вы можете показать какое-то трудное действие, но только на своем кусочке пластилина. Сложите все караваи на поднос. Угостите ими бабушку, маму. Похвалите ребенка: «Какие красивые, румяные, круглые получились у тебя караваи!» Попросите угостить караваями папу, маму, сына, нарисованных на картинке.


«Следы на пластилине»
Цель: формирование координации движений указательного и среднего пальцев; выработка умения выполнять движения в ритме, заданном стихами; активизация словаря: «корова», «кошка», «дорожка», «идёт», «бежит».
Оснащение: дощечка с промазанной по ней «дорожкой» из пластилина; игрушечные кошка, корова.
Ход игры. Покажите ребенку гостей — корову и кошку. Скажите: «Корова большая и тяжелая. Она ходит вот так»,— и «пройдите» указательным и средним пальцами по руке ребенка от запястья к локтю. (Пальцы  «шагают» попеременно, сильно нажимая на руку ребенка.)
«Пройдите» пальцами по «дорожке», обратите
внимание ребенка на следы (глубокие). Попросите его «пройти» по «дорожке», как корова, тяжело «ступая». После этого «проведите» по «дорожке» кошку. Кошка «идёт», легко «ступая». Сначала «пройдите» указательным и средним пальцами по руке ребенка, слегка нажимая на нее. Затем так же пройдите по пластилиновой «дорожке». Обратите внимание ребенка на следы — они не такие, как у коровы. Попросите ребенка «пройти» по «дорожке», как кошка, легко «ступая».
Сопровождайте действия чтением стихотворения:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                Шла корова по дорожке —
                               ТОП-ТОП,
                               ТОП-ТОП.
                               А за ней бежала кошка —
                               Топ-топ-топ,
                               Топ-топ-топ.


«Паровоз едет на вокзал»
Цель: формирование умения размазывать пластилин указательным пальцем по поверхности листа движениями сверху вниз; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «паровоз», «вокзал», «едет», «шпалы».
Оснащение: лист картона с нарисованными двумя параллельными линиями черного цвета («рельсами»); игрушечный паровоз; картинка с изображением вокзала; брусок пластилина; дощечка для раскатывания пластилина.
Ход игры. Покажите ребенку картон с рельсами и расскажите, что паровоз не хочет ехать потому, что нет шпал. Предложите ребенку сделать «шпалы» и выложить их между «рельсами». Покажите, как делать «шпалы»: оторвите от большого бруска пластилина маленький кусочек, раскатайте его на доске. Положите «шпалу» между «рельсами». Предложите ребенку продолжить начатую вами работу. Когда все «шпалы» будут уложены, проведите по ним указательным пальцем и предложите ребенку сделать то же самое. В конце «дороги» приклейте картинку с изображениями. Предложите ребенку быть машинистом и проехать на паровозе по дороге с дачи на вокзал.

 «Дождик льет и капает»
Цель: формирование контроля за мышечными ощущениями, воспроизведение алгоритма движений пальцев (пинцетный захват). Обучение основным техническим приемам лепки — раскатыванию, сплющиванию, размазыванию.
Оснащение: сюжетная картинка: лесная полянка, туча, цветы, кошка; пластилин голубого (лазурного) цвета.
Ход игры. Покажите ребенку картинку, рассмотрите ее вместе: «В небе дождевая туча, она несет дождик. Кот гуляет в траве среди цветов — вот ромашка, а вот колокольчик». Ударьте под столом ложкой по металлической крышке. Скажите: «Послушай, что-то гремит. Это гром. Сейчас начнется дождь». Возьмите руку ребенка и, читая стихотворение, ударяйте своим указательным пальцем по его ладошке в такт словам:
  Дождик капнул на ладошку,
(ударяйте указательным  

                                       пальцем  по ладошке ребенка)
   На цветы, на Мурку-кошку,
  Дождик-дождик, лей-лей,
(проводите указательным

                         пальцем длинные линии по ладошке ребенка)
   Струй лазурных не жалей!
Предложите ребенку пластилином «нарисовать (размазать) струйки дождя, льющиеся из тучи. Скатайте в ладонях тонкие «колбаски» из
 небольших кусочков пластилина — это будут «струйки дождя». Сделав вместе с ребенком несколько «струек», прикрепите их верхние концы к тучке.

«Тапочки с помпонами»
Цель: развитие щипкового захвата (ребенок учится отрывать кусочек пластилина от большого бруска), координация движений обеих рук (скатывание шарика-помпона между ладошками); обучение основному техническому приему лепки — скатыванию шарика между ладонями; развитие воображения; активизация словаря: «тапки», «помпоны».
Оснащение:  рисунок на картоне — два тапочка зеленого цвета; пластилин красного цвета.
Ход игры. Покажите ребенку рисунок — два танка — и скажите: «Эти тапочки мама решила подарить своей дочке. Но они не очень нарядные. Давай попробуем их украсить. Послушай, какими тапочки должны быть:                                                                                                                                                                                    

                        Мама тапочки купила
                       И дочурке подарила.
                       Тапочки зеленые,
                       С красными помпонами.
Что было на тапочках дочурки? (Красные помпоны.) давай тоже для этих зеленых тапок сделаем красные помпоны. Оторви от большого бруска красного пластилина маленький кусочек и скатай из него шарик (покажите, как круговыми движениями раскатывать пластилин между ладонями, чтобы получился шарик). Нам нужны два шарика, так как у нас «два тапка». Когда шарики будут готовы, приложите их к прорисовке тапочка и слегка придавите большим пальцем. Полюбуйтесь своей работой: «Хороши тапки с помпонами».

 

«Чайничек»
Цель: выработка умения раскатывать кусочек пластилина между ладошками и на дощечке для раскатывания; координация работы рук; развитие наблюдательности.
Оснащение: нарисованный на картоне чайник без носика; пластилин; игрушки — заяц, кукла.
Ход игры. Пригласите в гости зайца и куклу. Прочтите им стихотворение:
                         Чайник заварочный
                         Зайка слепил.
                         Чайник слепил,
                         А носик забыл.
                         Хочет он чаю налить поскорей.
                         Чай не течет —
                         Вот как хочешь, так пей.
Скажите: «Что же делать? Давай слепим из глины (пластилина) носик». Скатайте из небольшого кусочка пластилина «колбаску» — «носик», приложите к контурному изображению носика чайника на картинке, придавая «колбаске» нужную форму. «Куколка, посмотри, какой у нас получился красивый чайник, носик у чайника новенький. Налей зайчику чай. Ох, и вкусный чай получился!» Рассмотрите вместе с ребенком носик у большого чайника и у заварочного. Посмотрите, как из носика вытекает вода в чашку.


«Ромашка»
Цель: совершенствование работы указательного и большого пальцев; развитие координации правой и левой руки; обучение основным техническим приемам лепки — раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины развитие воображения; расширение словарного запаса ребенка.
Оснащение: нарисованная на картоне ромашка с контурными лепестками и желтой серединкой; брусок пластилина белого цвета.
Ход игры. Прочтите стихотворение:

                             Я — цветок на длинной ножке,
                            С желтой серединкой.
                            А зовут меня — ромашка,
                            Белая кудряшка.

Покажите ребенку заранее приготовленное изображение ромашки. Огорчитесь по поводу того, что листочки некрасивые. Предложите сделать ромашку красивой. Объясните, что для этого нужно скатать длинную «колбаску», отрезать от нее стекой небольшие кусочки — «лепестки» — и уложить их на контурную прорисовку лепестка.
Если ребенок утомился, предложите выполнять работу вместе — один лепесток сделаете вы, а другой — он. Когда цветок будет готов, покажите его тем, кого любите.
 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие мелкой моторики

О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит...

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с бумагой"

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук....