Психологическая готовность ребенка к школе
статья (подготовительная группа) на тему
Развитие психических способностей ребенка в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой–то цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то специальной программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой. Обучение забегает вперед и ведет за собой.
Л.С.Выготский
«Готовность» ребенка к школе – это понятие интегральное, комплексное, включающее все стороны развития ребенка. Бесспорно, чем лучше организм ребенка готов к тем изменениям, которые неизбежны, тем легче он преодолеет их, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе. Что же такое готовность к обучению, из чего она складывается, чем определяется? Почему проблема «готовности» стала сейчас особенно острой? Предлагается немало способов определения подготовленности ребенка к обучению (или определения «школьной зрелости»). Одни специалисты считали достаточным критерием достижения определенной степени морфологического развития: например, смену молочных зубов, другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического и прежде всего личностного развития. Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что подготовленность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость) – это способность ребенка сохранить высокий уровень познавательной активности в школьном обучении. Организуя воспитательно – образовательную работу в контексте подготовки ребенка к школе необходимо исходить из трех основных критериев школьной готовности: - физическая зрелость; - готовность психических процессов; - личностная готовность. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течении урока и всего учебного дня. Необходимо стимулировать развитие моторики и координации движения, формировать физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции. Психическая готовность предполагает многокомпонентное образование. У ребенка должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, оптимальный темп интеллектуальной деятельности (чтобы ребенок успевал работать вместе с классом). На должном уровне к началу учебы в школе необходимо развивать внимание, умение концентрироваться на объекте в течении заданного времени; память, способность запоминать, сохранять и воспроизводить необходимую информацию; речь (ее выразительность, лексическое разнообразие, сформированность навыков устной речи, звуковой культуры речи); умение изучать окружающий мир с помощью различных анализаторов. У ребенка должно быть желание идти в школу т.е. мотивация к обучению, сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Часто родители жалуются, что занятия – сплошное мучение, что дети не внимательны, что очень трудно заставить ребенка работать без влечений. Исследованиями Н.В.Дубровинской было показано, что организация внимания дошкольников обладает существенными особенностями по сравнению с организацией внимания детей более младших возрастов и взрослых. Для возбуждения состояния внимания у дошкольника наиболее эффективными являются эмоционально окрашенные стимулы. Причем внимание ребенка 3 – 4 летнего возраста не поддается внешнему управлению. В старшем дошкольном возрасте ситуация меняется. К этому возрасту формируется контролирующая функция внимания. Так, если ребенок выполняет работу по заданному образцу и совершает ошибки, то он способен обнаружить их самостоятельно, отметив разницу между образцом и результатом своей деятельности. Способность поддерживать внимание к отвлеченным абстрактным вещам формируется у ребенка только к 8 - 9 годам. Это должны знать и воспитатели и родители. Если мы хотим чему–то научить ребенка – дошкольника, необходимо создавать ситуации, в которых цель обучения будет эмоционально значима для него. Простейший вариант – похвала за старание выполнить задание взрослого или удивление, что все сделано так замечательно. В других случаях разумно ввести соревновательность, игровой компонент. Действия, ставшие автоматическими, т.е. закрепленные долговременной памятью, требуют меньшего контроля и внимания. Такие задания легче выполняются в комбинации с другими, требующими внимания. Если оба задания требуют внимания, например, ребенок раздевается после прогулки, а ему задается вопрос. Отвечая на вопрос, ребенок перестает раздеваться, т.к. он еще не в состоянии распределить внимание между этими двумя делами. Помимо контролирующего и распределенного внимания существует еще визуальное внимание к фоновым аспектам ситуации. Другими словами, это внимание к информации, которая не важна сейчас для ребенка, но тем не менее воспринимается и запоминается им. В результате мы имеем случайное обучение в отличие от преднамеренного и целенаправленного. Допустим ребенок рассматривает картинку из книжки, на которой изображена девочка, кормящая цыплят. Попросите посчитать цыплят на картинке. Закройте книжку и спросите, какие еще птицы и животные были на ней изображены. С возрастом ребенок обретает большую способность не замечать подробности фона. Одновременно улучшается направленное и распределенное внимание. В результате у дошкольника с возрастом способность к избирательному, целенаправленному обучению повышается, а к случайному падает. Снижается по мере взросления и отвлекаемость ребенка. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения в школе. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем - то одном, в частой смене деятельности. К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием отвлекаемости, что предполагает тщательное выполнение любого задания, как интересного, так и неинтересного. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития его свойств, таких как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость. Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав название геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах (дверь – это прямоугольник, а абажур лампы – это шар и т.д.). По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. Если у ребенка хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону». Более трудным для ребенка дошкольного возраста является восприятие времени – ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды). Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: 1. Наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами, игрушками); 2. Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); 3. Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесное рассуждение опирается на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесного обобщения. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., т.е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно - следственных связей, понимание взаимозависимости, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенным признакам и т.д. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способности ребенка, является условием обучения ребенка, приобретения знаний и умений. Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребенка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. В то же время он великолепно запоминает рекламу или может пересказать сериал. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. Память бывает кратковременной (точное воспроизведении спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время). В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др. Часто родители заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но он и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Важно в координации памяти ребенка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать различные приемы, которые помогают лучше запомнить. В этом большую помощь оказывают занятия по мнемотехнике. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память), воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека. Ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится в перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и управляет машиной. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребенка задатков к ним. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру, они привносят в игру столько фантазии, так сживаются с нею и верят выдумке, что взрослые начинают принимать их рассказы за правду. Неоценима роль воображения в творчестве ребенка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т.п. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути. В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вставать вовремя, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь отвечать или о чем – то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только там, где указала учительница. И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Следует обращать особое внимание на эту сторону психического развития, если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян. Мелкая моторика – это разновидность движения, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. В первую очередь, развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ему необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой. Надо ограничивать использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска. Готовность или не готовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем речевого развития. Это связано с тем, что при помощи речи, устной или письменной ему предстоит усваивать всю систему знаний. И чем лучше у ребенка будет развита устная речь, тем легче ему будет овладевать чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....