Музицирование в творческом развитии ребенка.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МКДОУ Детский сад « Березка»
п. Лиственничный, Кондинский район.
Музицирование в творческом развитии ребенка дошкольного возраста.
Муз.руководитель: Н. М. Бобошко.
Музицирование в творческом развитии ребенка дошкольного возраста.
Как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
- музыкальные занятия
- театральная деятельность
- выступления на праздниках
В разных видах деятельности:
- пение
- слушание музыки
- движение.
В настоящее время система элементарного музицирования К. Орфа адаптирована к условиям современного детского сада педагогом - новатором Т.Э Тютюнниковой. Она соединила принципы К. Орфа с отечественными методиками и приспособила их к реально существующим у нас возможностям и традициям музыкального воспитания дошкольников. В основе элементарного музицирования с дошкольниками Т.Э. Тютюнниковой лежит коллективная деятельность, неразрывно объединяющая пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизационную театрализацию.
Таким образом, изучив теоретические основы данной проблемы, можно сделать вывод, что элементарное музицирование имеет непосредственную связь с основными положениями отечественных психологов и педагогов по вопросу развития творческих способностей у детей.
Для успешного осуществления поставленных задач нужны определённые педагогические условия:
- раскрепощённая, комфортная обстановка, которая способствует активной творческой деятельности при обучении дошкольников элементарному музицированию;
- включение воспитателя группы в процесс обучения;
- применение элементарного музицирования в самостоятельной музыкально - творческой деятельности дошкольников;
- организация мероприятий с родителями по развитию у детей музыкально - творческих способностей.
Обучение детей проводится в разных видах музыкальной – игровой деятельности и строится на двух основных методах:
1.метод моделирования музыкального языка;
2.метод активации творческих проявлений.
- Метод моделирования музыкального языка, позволяет показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.
- Метод активации творческих проявлений подразумевает музицирование и игру в самых разнообразных формах .
Часто используется такой методический приём: придумать аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, заменить её естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Следующий приём - это сочинение простейшего аккомпанемента для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву и другое.
Метод творческих проявлений включает:
- речевые упражнения;
- поэтическое музицирование;
- координационно – подвижные игры и упражнения;
- игры с музыкальными и звучащими самодельными инструментами;
- пальчиковые игры.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
Проводятся речевые игры, упражнения:
- с использованием фонопедических звуков;
- ритмодекламации под музыку;
- с музыкальными инструментами.
Используется музыкальное сопровождение:
- инструментальное (фортепиано, детские музыкальные инструменты);
- фонограмма;
- «звучащие жесты».
Педагог в ходе непосредственно образовательной деятельности формирует чувство ритма. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато.
Поэтическое музицирование способствует тому, что дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи, но читают их с особым чувством и выражением, осознавая связь слова и музыки.
Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала дошкольники легко чувствуют и переживают настроение музыки и стихотворения, понимают образный музыкальный язык.
Используя музыкальные инструменты, педагог создаёт условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. На начальном этапе дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу-говорю-играю».
Координационно-подвижные игры и упражнения - это ритмизованная речь с движениями, которая позволяет оказывать влияние на характер восприятия у детей образов в музыке. Использование двигательных упражнений позволяет и готовит ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений: хлопков, щелчков, шлепков, притопов, при этом у детей вырабатываются быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.
Ребенку дошкольного возраста достаточно трудно в движении проявить творчество. Использование координационно-подвижных игр и упражнений способствует накоплению детьми двигательного опыта, формирует понятие того, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Дети начинают осознавать музыку через движение. Это создаёт предпосылки для творческого самовыражения каждого дошкольника.
Для развития музыкально – творческих способностей эффективно используются игры с инструментами и звучащими самодельными инструментами.
Инструменты делятся на две группы:
- мелодические (ксилофоны, металлофоны);
- шумовые (различных видов).
Если мелодические инструменты возможны в работе с детьми 5-6 лет, то шумовые уже используются с детьми раннего возраста.
Использование этих музыкальных инструментов в непосредственно образовательной области и в повседневной жизни дошкольников позволяет формировать у них метроритмическое чувство, тембровый слух, навыки элементарной импровизации в играх со звуками.
В работе с детьми систематически используются пальчиковые игры, которые являются одним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками. Это универсальный дидактический и развивающий материал в воспитании детей. Посредством пальчиковых игр у дошкольников развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит их речевое развитие.
Используется в практике готовые модели пальчиковых игр, а также «перекладывает на пальцы» знакомые и любимые детьми потешки, стихи, использует принцип «от простого к сложному».
Пальчиковые игры проводятся с музыкальным сопровождением, без музыкального сопровождения, а также самостоятельно придумываются их модели.
Таким образом, все элементы музицирования: речевые игры, поэтическое музицирование, координационно – подвижные игры и упражнения, игры с инструментами, пальчиковые игры входят в содержание
Таким образом, используя методы элементарного музицирования можно сделать вывод, что они помогают развивать фантазию, речь ребёнка, учат рассуждать, импровизировать.
Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”. Дети являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.
Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (Народное декоративно-прикладное искусство)
Ручной труд (вышивка, оригами), а также аппликация, в том числе объемная...
«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (Народное декоративно-прикладное искусство
Ручной труд (оригами, вышивание); аппликация (в том числе, объемная)...
«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (Народное декоративно-прикладное искусство
Ручной труд (оригами, вышивание), коллажи, объемная аппликация...
«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (Народное декоративно-прикладное искусство)
Кроссворды на тему "Народные промыслы. Жостово" в двух вариантах...
«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»»
Опыт работы воспитателя речевой группы по художественно-творческому развитию детей через разнообразные техники ручного труда (оригами, вышивание по картону, другие виды ниткографии и т.д.)...
Мастер-класс для воспитателей «Инструментальное музицирование как средство творческого развития ребенка»
Из всех видов деятельности музицирование-один из любимых детьми. Это один из первых видов, который осваивает ребенок: берет в руки погремушку, стучит игрушкой по полу, хлопает в ладоши. При этом проис...