картотека музыкально - дмдактических игр старшая группа
картотека (старшая группа) на тему
музыкальные игры старший возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_-_did._igry_starshiy_vozrast.docx | 22.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека
музыкально – дидактических игр
старшая группа.
Игры на развитие звуковысотного слуха.
Кто поёт?
Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).
Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.
Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,
звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.
Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г.Левкодимова.
Лесенка.
Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.
Игровой материал: Две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз.
Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением.
Музыкальный репертуар: «Лесенка» Е.Тиличеевой.
Музыкальное лото.
Игровой материал: Карточки с изображением пяти линеек, кружочки-ноты, музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ход игры: Ребёнок-ведущий играет мелодию вверх, вниз или на одном звуке (на одном из инструментов). Дети должны выложить на карточке ноты-кружочки от первой линейки до пятой или на одной линейке.
Труба.
Игровой материал: 8 карточек типа лото с цветной полоской внизу (2 с красной, 2 с си-ней, 2 с зелёной, 2 с жёлтой). На каждой карте по 5 клеток, в 3-х – изображение трубы наклоненной вниз или поднятой вверх. На всех карточках по две пустые клеточки, они по- разному перемежаются с теми, на которых есть рисунок. Труба, опущенная вниз, обозначает низкий звук, вверх – высокий. Карточки с цветным изображением труб.
Ход игры: Ведущий раздаёт детям по две длинные карточки с полосками одного цвета. Ма-ленькие карточки складываются одна на другую картинками вниз. Воспитатель с малень-кими карточками и металлофоном садится за ширму. Предлагает детям спеть песню «Труба» и говорит, что звук «соль» - это опущенная труба, а звук «до» 2-й октавы – это поднятая труба. Ведущий берёт верхнюю карточку рисунком к себе и проигрывает звук, соответствующий изображению трубы. Отвечает тот ребёнок, у которого на карте есть такая труба. Если он отвечает правильно, то получает карточку и закрывает ею рисунок у себя на карте.
Угадай колокольчик.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки, цветные фишки-ноты (красный, жёлтый, зелёный), тир музыкальных колокольчика или металлофон.
Ход игры: Ребёнок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим, то третьим колокольчиком или играет на металлофоне три различных звука, дети располагают кружочки на соответствующих линейках. Красный – низкий звук, жёлтый – средний звук, зелёный – высокий звук.
Повтори звуки.
Игровой материал: Карточки с изображением трёх бубенчиков: красный – «дан», зелёный – «дон», жёлтый – «динь»; металлофон; три больших карточки с изображением таких же бубенчиков.
Ход игры: Ведущий-воспитатель показывает детям большую карточку с бубенчиками и рассказывает о том, что каждый бубенчик имеет свой цвет, свою высоту и своё имя. Крас-ный бубенчик звучит низко и поёт «Дан-дан». Зелёный бубенчик звучит повыше и поёт «Дон- дон- дон». Жёлтый бубенчик звучит высоко и поёт «Динь-динь-динь». После воспи-татель предлагает детям спеть, как каждый бубенчик и раздаёт всем карточки с изображе-нием бубенчиков. Воспитатель поёт и играет определённый звук на металлофоне, ребята узнают, какой из бубенчиков звучит, поют и поднимают карточки, соответствующие этому звуку.
Игры на развитие чувства ритма.
Определи по ритму.
Игровой материал: Карточки с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни, часть карточки пустая. Картинки, иллюстрирующие эти песни, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, молоточки, барабан.
Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок песни на одном инструменте. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки.
Музыкальный квадрат.
Ход игры: Игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз.
Прогулка.
Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком), дети повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком), дети повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).
Танец воды.
Игровой материал: Карточки с изображением различных линий: «забор», «волна», «черта», «капелька», «снежинка».
Ход игры: Попросить ребёнка войти в роль музыканта или художника и нарисовать или сыграть танец воды, изображённый на карточке. Дети должны попрыгать, поплавать рукой по клавишам, нарисовать дождик или речку, снег.
Карусель.
Цель: Учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному.
Игровой материал: Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.
Ход игры: Исполняется пьеса, в которой чётко прослеживается изменение темпа. Педагог обращает внимание детей на эту особенность произведения и при повторном исполнении
предлагает кому-либо из детей передать постепенное изменение темпа в музыке с помощью игрушечной карусели. Вращая рукой верхнюю часть карусели, ребёнок раскачивает её то усиливая, то замедляя движение карусели в соответствии с изменениями темпа музыки.
Музыкальный материал: «Карусель» Г.Левкодимова.
Игры на различие тембровой окраски.
Сколько нас поёт.
Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами), три матрёшки-картинки (на фланели), карточки по числу играющих, музыкальные инструменты.
Ход игры: Ребёнок-ведущий играет на одном из музыкальных инструментов один звук, два или три одновременно. Дети определяют количество звуков и поднимают карточки с изображением поющих детей (одного, двух или трёх). Вызванный ребёнок выкладывает на фланелеграфе матрешек или вставляет в карманы планшета.
На чем играю.
Цель: Упражнять детей в различении звучания дет. муз. инструментов: ксилофон, флейта, маракас и др. знать песню «Весёлые инструменты» Левкодимова.
Игровой материал: Карточки: на оной половине изображение музыкального инструмен-та, другая половина пустая, фишки, музыкальные инструменты.
Ход игры: Детям раздают по несколько карточек (3-4). Дети поют песню, ведущий напоминает звучание инструментов. Ребенок-ведущий играет за ширмой мелодию или ритмический рисунок на каком либо инструменте. Дети отгадывают его по звучанию и накрывают вторую половину карточки.
Музыкальный домик.
Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Игровой материал: Музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, сказочный домик.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и показывает его в окошко.
Выбери инструмент.
Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.
Игровой материал: Набор маленьких квадратных карточек с изображением детских музыкальных инструментов – металлофона, цитры, гармошки, барабана, тарелок и др. Можно использовать карточки из пособия «Музыкальный домик».
Ход игры: Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. Первая пьеса («Белка») звучит нежно, в высоком регистре, напоминая по звучанию металлофон или колокольчик; вторая («Парень играет на гармошке») – напоминает звучание гармошки. После прослушивания дети должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.
Музыкальный репертуар: «Белка» Римского-Корсакова, «парень играет на гармошке» Свиридова.
Что музыкальный инструмент расскажет о себе.
Игровой материал: Два одинаковых комплекта музыкальных инструментов. Коробка для одного набора.
Ход игры: Один комплект кладут в коробку, а второй расставляют. Выбирается рассказчик, выбирает инструмент, начинает рассказывать, какая она, что умеет делать, какой у игрушки или инструмента внешний вид, форма, как на нем извлекаются звуки, какие по окраске ( цитра – нежные, металлофон – звенящие, барабан – гремящие), на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нём изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы.
Кто поёт.
Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: Три карточки из картона, на которых изображены папа, мама, сынишка.
Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все члены семьи любят музыку и песни, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах. Объясняет, что пьеса , звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная» (мама поёт песню сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется «Маленький марш» (мальчик поёт и марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её педагогу, объясняя свой выбор.
Музыкальный репертуар: «Рассказ папы», «Колыбельная», «Маленький марш» Г.Левкодимова.
Игры на различие динамики.
Узнай сказку.
Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.
Игровой материал: Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.
Ход игры: 1-й вариант. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.
Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.
2-й вариант. Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка – оранжевый квадрат, Волк – зелёный квадрат.
Звенящие колокольчики.
Цель: Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.
Игровой материал: Тамбурин с бубенчиками, обруч с колокольчиками, колокольчик. Карточки, разделённые на три части, маленькие карточки, определяющие динамику.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что тамбурин с бубенчиками звучит громко (форте), обруч с колокольчиками звучит не слишком громко (меццо форте), а один колокольчик звучит тихо (пиано). Рассказ сопровождает показом. Раздаёт карточки, разделённые на три части и предлагает детям закрывать «окошки» на карточке в той последовательности, в какой изменились динамические оттенки прослушанной ими музыки.
Музыкальный материал: «Звенящие колокольчики» Г.Левкодимова.
Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания
песни, которую поёт все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.
Домик для музыки.
Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко, не слишком тихо.
Игровой материал: Карточки из картона одного цвета, но разных тонов (более светлые или более тёмные оттенки). Цвет соответствует оттенку: бледно окрашенный – тихому звучанию, более яркий – более громкому, яркий – громкому.
Ход игры: Карточки раздают. Музыкальный руководитель исполняет короткую и плавную мелодию сначала тихо, потом громче, затем громко. Выбрать для каждой мелодии домики.
Музыкальный материал: На выбор музыкального руководителя.
Колобок.
Игровой материал: Вырезанный из бумаги колобок, а также несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенёк, муравейник, ёлку, гриб и др. Указка. Стол в качестве игрового поля или затонированный зелёным цветов лист бумаги. Все предметы расположены в любом порядке на игровом поле.
Ход игры: Участвующие в игре рассматривают фигурки на игровом поле. Выбранный водящий выходит за дверь. Участники игры за выбранную фигурку прячут колобка и зовут водящего. Перед началом игры произносится текст:
Укатился колобок, колобок-румяный бок,
Как же нам его найти, деду с бабой принести?
Ну-ка, Оля, по дорожке походи, походи,
И по песенке весёлой колобочка отыщи.
Играющие поют любую знакомую песню, водящий берет указку и водит по дорожке от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихо, если близко - громко.
Игры на восприятие музыки.
Буратино.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать. Дети прослушивают песни и отгадывают, для проверки достают из коробки соответствующую картинку. Игра может проводиться на муз. занятиях с целью закрепления материала.
Игровой материал: Картинки к музыкальным произведениям, коробка, Буратино ( би-ба-бо).
Песня – танец – марш.
Цель: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Игровой материал: 1-й вариант: Длинные белые карточки, разделённые на три квадрата. На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан (песня, танец, марш).
2-й вариант: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.
Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.
Музыкальный материал: «Труба» Тиличеевой или «Две тетери» р.н.п., «Под яблоней зелёной» р.н.м., «Марш» по выбору.
-13-
Подбери музыку.
Цель: Учить детей различать характер музыки (лирический. Героический, комический)
Игровой материал: Три карточки, на них изображены шапочка клоуна, корона, будёнов-ка, фишки.
Ход игры: Дети прослушивают музыкальные пьесы: «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают фишки.
Слушаем музыку.
Игровой материал: 4-5 картинок иллюстрирующих содержание знакомых песен /инструментальных/, аудиозаписи этих песен.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они были видны всем. Звучит какое либо произведение. Вызванный ребёнок должен найти соответствующую картинку, вспомнить название и композитора. Если ответ правильный, все хлопают.
Сложи песенку.
Цель: Развивать умение различать форму музыкального произведения.
Игровой материал: Разноцветные кружки и белые прямоугольники.
Ход игры: Педагог проигрывает сам или дает детям прослушать песню в записи, затем предлагает определить, есть ли в песне запев, припев и сколько в ней куплетов. Объясняет, что любую песню можно выкладывать. Например, с помощью геометрических фигур: кружки – запевы, прямоугольники – припевы. После вторичного прослушивания предлагает детям выложить структуру песни.
Солнышко и тучка.
Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).
Игровой материал: Карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышка, прикрытого тучкой, тучка с дождём. Набор по числу детей из трёх карточек.
Ход игры: Детям раздают по одному набору карточек и предлагают прослушать музыкаль-ные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.
Музыкальный материал: «Рондо-марш» Д.Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С.Прокофьева, «Зима» М.Крутицкого.
Цвет-насторение.
Цель: Различать контрастный характер музыки выражать его через цвет.
Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке:
Синий – спокойное, уверенное;
Зелёный – гордое, торжественное, сила;
Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;
Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;
Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;
Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;
Белый – надежда, вера.
Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.
Какую линию выбрать?
Игровой материал: Фломастеры, бумага.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые,
изогнутые - под решительную; прерывистые – под лёгкую, отрывистую музыку. Линии
могут быть такого цвета, который по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека музыкальных игр в старшей группы
картотека музыкальных игр старшей группы...
Картотека музыкально - дидактических игр. Старшая группа
Картотека музыкально - дидактических игр. Старшая группа...
Картотека музыкальных произведений для старшего возраста
Картотека была создана, когда я детей знакомила с эмоциями. И мы узнавали, какие они бывают, как их можно показать мимикой, жестами, движениями под музыку....
Картотека музыкально-дидактических игр( старшая группа).
Благотворное воздействие музыки на всестороннее гармоничное развитие детей является основой обязательного включения музыкальных занятий в учебный процесс дошкьнина в ДОУ. Постижение эстетики иск...
Картотека музыкальных игр в старшей группе
Цель:создании благоприятных условий для запоминания учебного материала (в игре с музыкальным сопровождением ребята легче воспринимают материал, содержание которого в старшей группе усложняется);развит...
Картотека музыкальных игр для старшего возраста
ККартотека музыкальных игр для старшего возраста...
Картотека музыкально-дидактических игр старшая группа
Музыкально-дидактическая игра «Бубенчики»Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.60.Возраст: от 5 до 6 летЦель: развитие...