Проект "День Победы"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Анализ ситуации
- Проблема
- Планируемые результаты
- Система работы
- Диагностический инструментарий
- Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов
- Список используемых источников
1. Анализ ситуации
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
В концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. В письме Министерства образования и науки России от 21.10.10г. говорится о том, что и практические работники дошкольных учреждений и представители органов управления образованием испытывают определенные трудности, связанные с необходимостью реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Образовательная программа должна реализоваться не только в процессе НОД, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. В настоящее время возникает необходимость вернуться к лучшим народным традициям, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
2. Проблема
Одной из проблем детей дошкольного возраста является недостаточный объем знаний об истории нашей страны. У них не четко дифференцируются такие понятия как война, защитники, ветераны, оборона, захватчики. Понимая важность и значимость данного направления, мы поставили перед собой задачи по углублению знаний детей о защитниках Отечества, нашего родного города в годы Великой Отечественной войны.
День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению.
Мы провели с детьми исследование знаний по патриотическому воспитанию, для проведения которого был составлен опросник, включающий более 10 вопросов для детей старшего дошкольного возраста. В результате опроса детей выявлено следующее: 18% детей имеют высокий уровень знаний, 52% - средний уровень, 30% -низкий уровень знаний в данном направлении. Дети слабо ориентировались в знании о Великой Отечественной войне, какие улицы в нашем городе названы в честь героев – защитников Отечества, кто такие ветераны, какие подвиги они совершили, и за что награждают медалями и орденами. Параллельно было проведено анкетирование родителей, которое показало, что не все родители считают себя компетентными в вопросах патриотического воспитания. Родители отмечают, что не все рассказывают своему ребенку о защитниках Отечества, об истории нашего города, о людях, кто защищал наш город в годы Великой Отечественной войны и нуждаются помощи в этом вопросе от педагогов.
Следующим этапом данной работы стало составление годового плана дошкольного учреждения, в котором была поставлена задача по патриотическому воспитанию.
Для решения поставленной задачи в нашем структурном подразделении был сформирован комплексно-тематический план, куда вошли различные мероприятия, формы работы. Приоритет мы отдали технологии проектной деятельности. Так, например за 2011- 2012 учебный год в рамках патриотического воспитания в дошкольном учреждении были созданы и проведены проекты: «Воспитываем патриотов», «Родной свой край люби и знай», «С чего начинается Родина», «Мой город», «День Победы».
Одним из ярких, запоминающих проектов, стал проект «День Победы». В данном проекте мы обратились к теме Великой Отечественной войны.
Тема проекта: « День Победы»
Участники проекта: Дети, педагоги, родители воспитанников.
Направление проекта: нравственно- патриотическое
Возраст детей, участников проекта: дети от 5 до 7 лет.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой, среднесрочный.
Цель проекта: заложить нравственное начало в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, формировать представления о том, как люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Расширить представления детей о традиции памяти защитников Отечества (праздник 9 Мая, возложение цветов к обелиску).
Задачи проекта:
1. Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.
3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
4. Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.
5. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
6. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
3. Планируемый результат
В результате проведенных мероприятий, посвященных Дню Победы, сформировать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов в годы Великой Отечественной войны, сформировать такие понятия, как ветераны, оборона, командиры, солдаты, захватчики.
4. Система работы
Для решения поставленной задачи в нашем структурном подразделении был сформирован комплексно-тематический план, куда вошли различные мероприятия, формы работы. Приоритет мы отдали технологии проектной деятельности (формами работы метод взаимодействия, беседы
Работа над проектом
«День Победы» (распределение деятельности по этапам)
Этапы проекта | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап – мотивирующий (подготовительный) | 1.Формирует проблему, цель, задачи, определяет (продукт) результат проекта. 2. Проводит анкетирование дошкольников и их родителей по изучаемой проблеме. 3.Вводит в игровую ситуацию (почтальон приносит письмо с фотографиями военных разных рода войск) | 1.Вхождение в проблему 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задач проекта | 1.Ознакомление с темой проекта 2. Ответы на вопросы анкеты по изучаемой теме |
2 этап - планирующий | 1.Помогает в решении задач 2. Помогает спланировать деятельность 3.Организует образовательную деятельность детей с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, физическая культура, музыка, социализация. 4.Вовлечь в работу музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. 5.Создание уголка памяти 6. Встреча с ветераном ВОВ | 1.Сбор информации 2.Вопросы: Кто такие военные? Назовите рода войск нашей Армии? Чем отличается военная форма солдата, летчика, моряка? Какую боевую технику вы знаете? Для чего солдатам нужно оружие? 3.Беседа с родителями дома с целью: воевали ли старшие члены семьи и были ли у них медали и за что. | 1.Подбор рассказов, стихов по теме проекта для домашнего чтения 2.Организовать домашние беседы с детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ 3.При помощи родителей произвести запись рассказов, создание рисунков, фотографий 4.Консультации для родителей «Защитники Отечества» 5. Круглый стол «По страницам Великой Победы» |
3 этап – практический | Организует информационно познавательную деятельность детей: - беседы: «О Великой Отечественной войне», «Защитники Москвы», «День Победы», «Что такое героизм», «Защитники нашего города». - чтение рассказов К.Паустовский «Похождение жука – носорога» «Пионеры – герои», «Сегодня праздник», Л.Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль», «Никто не знает, но помнят все», А.Гайдар «Война и дети» - чтение стихотворений: «Мать-Земля» (Я.Абидов), «Навек запомни» (М.Исаковский), «Советский воин» (Т.Трутнева), «Шинель» (Е.Благинина) - рассматривание альбома «Защитники Отечества», «Октябрьск» - рассматривание фотографий: «Дети – герои ВОВ», «Могила неизвестного солдата», «Города-герои» - слушание аудиозапись песен: «День Победы» (сл.В.Харитонова муз.Д.Тухманова), «Журавли» (сл.Р.Газматова муз.Я.Френкеля), «Эх, дороги» (сл.Ошанина муз.А.Новикова), «Священная война» (сл.В.Лебедева-Кумача муз. А.Александрова) - рисование «Солдат на посту», «Салют над городом в честь праздника Победы», «Вечный огонь» - экскурсия к обелиску, возложение цветов, минута молчание, чтение стихов - встреча с ветераном войны - экскурсия в городской краеведческий музей (рассматривание экспоната защитников нашего города) - аппликация «Матрос с сигнальными флажками» - ручной труд «Ландыши» - поздравительная открытка для ветерана - музыкально-спортивная игра-эстафета «Мы сильные» - уголок памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» | 1. Сбор детьми информации 2.Участие в различных мероприятиях 3.Участие в игровой деятельности | 1. Домашние беседы с детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ 2. Произвести запись рассказов, создание рисунков, фотографий 3.Помощь в участии в городском фестивале патриотической песни «Когда поют солдаты» 4.Участие в организации экскурсии, в городской краеведческий музей, к обелиску. |
4 этап – презентационный (рефлексирующий, итоговый) | 1. Проведение литературно-музыкальной композиции «9 Мая!» 2.Организация выставки рисунков «Мир – глазами детей» | 1. Участие детей в литературно-музыкальной композиции «9Мая!» 2. Участие в выставки рисунков «Мир – глазами детей» | 1.Просмотр литературно-музыкальной композиции «9Мая!» 2. Просмотр выставки рисунков |
5. Диагностический инструментарий
Опросник детей для старшего возраста (приложение № 1, анкета для родителей (приложение № 2).
На заключительном этапе работы, с детьми было проведено повторное анкетирование. В результате опроса детей было выявлено следующее: 38% детей имеют высокий уровень знаний, 48% - средний уровень, 14% -низкий уровень знаний в данном направлении. При реализации данного проекта осуществлялось сотрудничество с различными социальными партнерами: городским Краеведческим музеем, библиотекой. В реализацию проекта мы постарались вовлечь музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, а также родителей. У детей расширились знания об истории Великой Отечественной войны, о подвиге героях – зенитчиках, которые защищали наш город, сформировалась гордость за свой народ, уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны. Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Мы считаем, что нужно продолжать работу по этому направлению и в свою работу включать темы по патриотическому воспитанию дошкольников на различных мероприятиях, праздниках, подключать родителей к активной жизни детского сада, сбором интересной информации о жизни людей.
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине…..».
В.П.Астафьев
6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов
Кадровые ресурсы | Воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель |
Учебно-методические ресурсы | Методическая литература, художественная литература, фонотека |
Материальные | Групповая комната, музыкальный зал |
Технические | Магнитофон, DVDплеер |
Информационные ресурсы | Выход в сеть интернет |
Организационные | Совместная деятельность воспитателя и родителей |
7. Список используемых источников
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
2. Гружинскас М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
3. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного
дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
4. День Победы! (Тематические коллекции)
http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
5. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А.П. Казаков, Т.А. Порыгина, М, 2009г.
6. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
7. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
8. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.. 2008.
9. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
10.Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий] !! Ребенок в детском саду, 2007, №2. -
11.Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

методическая разработка спортивно-музыкального праздника ко Дню Победы на свежем воздухе "Салют Победы"
разработка интегрированного мероприятия для старших дошкольников...

Накануне празднования Дня Победы в нашем детском саду прошла акция - "Стихотворение Победы" посвященная 75 - летию Дня Победы. День Победы в детском саду – это праздник мира, дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом. #ЯПОМНЮЯГОРЖУСЬ
https://vk.com/id569815539?z=video569815539_456239028%2F48c5de0a0d232f5a94%2Fpl_wall_569815539...

"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»
Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...

Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая
Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...

Методическая разработка мероприятия (игра по станциям), посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне Тема: "По дорогам Победы" посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания, а именно – воспитанию у детей любви к своей Родине. Содержание мероприятия знакомит детей с исто...