Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников (работа с родителями)
статья на тему
Под компетентностью, как правило, подразумевается информированность, система усвоенных знаний, понятия, которыми человек может оперировать на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников (работа с родителями)
Ф. И. О – Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории
Место работы : МБДОУ «Кэскил» с. Туора-Кюель. Таттинский улус Республика Саха Якутия.
Под компетентностью, как правило, подразумевается информированность, система усвоенных знаний, понятия, которыми человек может оперировать на практике. Как показывают данные исследований нынешние родители не придают большого значения переживаниям и ощущениям ребенка. Они озабочены развитием интеллекта, умственных способностей, познавательных сферы личности. До недавнего времени успешное родительство отождествлялось преимущественно с педагогической культурой. Определение воспитательной компетентности родителей понимается шире, как неразрывное единство педагогической, эмоционально-соматической, игровой культуре взрослого в общении с ребенком. Важная роль в повышении воспитательной компетентности родителей отводится использованию активных методов общения. Так, в передовой практике все активнее используется родителей и детей в разной деятельности (познавательной, художественной, театрализованной, игровой, спортивной, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом воспитания они применяются, чтобы из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными исследователями собственного поведения, получать опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка.Вовлечение родителей в игровой диалог с воспитателем учителем способствует излечиванию многих матерей и отцов от жесткого оценочного обращения с ребенком. Специалистам важно руководствоваться тем, что приоритетная ценность и социальная функция семьи для ребенка, поступающего в школу - быть источником безопасности, надежности, выступать эмоциональным тылом, обеспечивать безусловное принятие. Ключевые сообщения ребенку от его близких людей можно сформулировать так: «Мы твоя семья навечно, независимо от твоих школьных отметок», «Ты не один, мы с тобой. Мы тебя любим», «Мы поддерживаем тебя в любых неудачах», «У тебя получится, мы верим в тебя». Вот почему характерной воспитательной компетентности родителя будущего первоклассника специалисты отмечают осознаваемую автономность его чувств от достижений ребенка в школе. Родителю важно осознавать, что целесообразнее заинтересоваться не сколько школьными отметками, сколько познанием ребенка. Это является ключевым положением в общении с родителями детей 5-7 лет вне зависимости от формулировок тем встреч.
В числе приоритетных задач выделяется следующее:
-способность осознанию родителями собственного опыта, взглядов и стереотипов в воспитании которое помогают и препятствуют благоприятному переживанию предшкольного периода жизни;
-повышать эмоциональную чувствительность взрослых к значимым переживаниям ребенка;
-помогать родителям овладевать игровыми способами познавательного общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.
С целью повышения педагогизации родителей содержание наших занятий родительского лектория охватывает актуальные вопросы семейного воспитания.Занятия проводились в различных формах: в форме бесед, диалога, решения проблемных ситуаций, анализа собственной воспитательной деятельности. Мы постарались предусмотреть наиболее интересные формы работ с родителями, которые дают возможность им не только слушать лекции педагогов, но и были бы участниками образовательного процесса. Для активизации родителей, стимулирования интересов и желаний активно участвовать в обсуждении был использован ряд методов, имеющих активизирующий характер: вопросы дискуссионного характера, обсуждение проблемных ситуаций, решение двух точек зрения, связь с жизнью.
Проведены такие лекции и беседы для родителей на темы:
1. Психологическая готовность ребенка к школе.
2. Проблемы взаимоотношений родителей с детьми.
3. Психология общения
4. Как эмоционально поддерживать ребенка в новой социальной роли школьника.
5. О реалистических родительских ожиданий от будущего первоклассника.
Работа по преемственности и педагогизации родителей проводилась в тесном контакте со школьным психологом, в течении года ведется мониторинг и диагностика будущих первоклассников. Следующий метод работы с родителями, который был использован в круглых столах, диспутах –это метод решения педагогических задач, который является более сложным, так как требует четкого ответа, обоснования. Решая педагогические задачи, родители учатся анализировать свои педагогические ошибки, находить свои ошибки и намечать пути их преодоления. Комплексное применение методов на каждых встречах способствует активизации родителей и формировании у них осознанного критического отношения к своей воспитательной деятельности в подготовке ребенка к школе.
Из этого следует, что актуальная задача профессионалов по поддержке компетентности родителей будущих первоклассников состоит в терпеливом представлении родителям возможности вместе со специалистом эмоционально прожить как негативные последствия применяемых воспитательных мер. Необходимо и дальше совершенствовать формы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную в обществе.
Использованная литература:
1АнтоноваТ. В, Гурова. Г. А, и др. Развитие социальной компетентности ребенка в детском саду и школе.Смоленск, 2000.
2. АрнаутоваЕ. П. О роли семьи в предшкольный период жизни ребенка.Смоленск 2000.
3. Безруких М. М, Ефимова С. П, Князева.Н. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М. 1994.
4. Бажович. Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению Вопросы психологии ребенка дошкольного обучения
5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
Нетрадиционный способ работы с родителями будущих первоклассников. Игра « Стена приветствий и пожеланий»
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. И неред...
Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
Памятка для родителей будущего первоклассника. Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной ви...