Развитие речи детей
консультация (старшая группа) по теме

Белая Ольга Николаевна

Наглядная информация для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

НАГЛЯДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

                                     Составила:

Воспитатель группы «Солнышко»

                                         Белая О.Н.

Умение человека общаться, полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности. Навык выразительного общения, умение правильно, грамотно выражать свои мысли очень важны в жизни. Навыки эти закладываются в раннем детском возрасте. Поэтому чем большее внимание уделяют этому родители и воспитатели, тем легче дается ребенку общение с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Развитие речи у ребенка происходит поэтапно. Сначала ребенок использует лишь простые предложения. Затем речь его постоянно усложняется.

Ребенку проще освоить пересказ повествовательного характера. В этом случае его речь более сложно построена, чем при передаче событий, связанных с определенными переживаниями, эмоциями.

Активно использовать в своей речи распространенные предложения ребенок начинает примерно с 4 – 5 лет. В этом возрасте ребенок легко и с удовольствием учит стихотворения, может рассказать известную ему сказку, после двукратного прочтения может пересказать короткий несложный рассказ объемом 20 – 25 слов. Пятилетний ребенок выделяет в рассказе главную мысль, может разбить рассказ на отдельные части, обосновать свои действия и свое мнение. Это возраст бесконечных «почему», на которые ребенок хочет получить немедленные ответы.

Отмечено, что при групповых занятиях ребенок более эмоционален, активен, речь его ярка и образна.

После 5-ти лет ребенок в состоянии составить рассказ по картинке или серии картинок, отличает вымышленные, фантастические рассказы от обычных. В этом возрасте малыш много фантазирует, сам придумывает рассказы, сказки, может включать туда события своей жизни, свой жизненный опыт.

Навыки рассказывания формируются как в процессе специальных занятий, так и в повседневной жизни. Занятия с ребенком должны строиться разнообразно, с включением упражнений различной направленности (пересказы, рассказ по картине и серии сюжетных картин, по представлению).

Необходимо помнить, что дети с радостью включаются в беседу о хорошо знакомых им предметах и явлениях, о тех вещах, которые вызывают у них эмоциональный отклик. Если взрослому удастся найти такую тему для рассказа, картинку и т.д., интерес ребенка к занятиям и конечный успех не вызывают сомнения.

При подборе материала для занятий и игр следует учитывать смысловую нагрузку и нравственную направленность сюжета. Это помогает формировать у ребенка критическое отношение к поступкам людей, оценивать те или иные ситуации.

Если развитие речи ребенка страдает или отстает, можно использовать следующие приемы:

♦  составление предложений по демонстрации действий (оречевление);

♦  по вопросам;

♦  по картинке;

♦  по опорным словам.

Оречевление способствует умению наблюдать, запоминать увиденные действия. Самая простая форма оречевления – составление предложений, содержащих ответы на вопросы: кто? зачем? кому? и др. После освоения этого этапа начинают составление предложений с более сложной конструкцией. Лучше проводить это в игровой форме, используя знакомые детям сюжеты и предметы.

При использовании сюжетных картинок или серии картин взрослый сначала сам должен объяснить  детям сюжеты и последовательность раскладывания картин. Каждая картина разбирается отдельно, взрослый задает вопросы по сюжету картины. Задача этих занятий – выработать у ребенка навык «чтения» картины. Он должен научиться находить на ней главных героев, понимать их действия, видеть за главным сюжетом второстепенные детали, выражать свое отношение к сюжету картины. Для облегчения задания можно предварительно провести с ребенком беседу на тему сюжета картины. Например, картина «Зима». Попросите ребенка вспомнить, что он делал зимой, в какие зимние игры он играл и т.д. Если ребенок испытывает трудности в составлении рассказа, взрослый должен сначала сам составить рассказ и попросить ребенка пересказать его. Через некоторое время ребенку предлагается другая серия сюжетных картинок.

Короткие рассказы, приведенные в книге, хорошо использовать в качестве материала для пересказа как детьми с нарушениями речи, так и детьми, речь которых не нарушена, с целью формирования у них навыка пересказа текста. Если речь ребенка нарушена, взрослому вместе с ребенком следует разобрать отдельно каждое предложение: уточняется значение непонятных ребенку слов, выясняются причинно-следственные и временные связи.

Любому ребенку полезно будет научиться отвечать на вопрос как одним словом, так и предложением.

Хорошим подспорьем для занятий будет серия картинок к тексту. Имея перед глазами красочные иллюстрации, ребенку легче создать план пересказа. Особенно важно это для детей с нарушениями речи.

Используя серии сюжетных картинок, ребенок без труда определит последовательность рассказа. Начинать работу с картинками проще всего с ответа на вопрос «что делают?». После этого нетрудно будет составить развернутый ответ. Следующим этапом является составление полного рассказа.

Для ребенка, у которого существуют проблемы со связной речью, неплохо будет получить короткий ответ при использовании сюжетных картинок. Дети, владеющие связной речью, должны давать описания рисунков, составляя связный рассказ. Поощряйте рассказы, в которых присутствует оценка происходящего. Это более сложное действие, поэтому необходимо отмечать успехи ребенка.

Используя картинки, вы тренируете внимание и память ребенка при рассматривании деталей. Кроме того, картинки позволяют закрепить знания ребенка по определенным изученным темам. Малыш учится не только называть персонажей, изображенных на рисунках, но и действия, которые они выполняют. Это является подготовительным этапом к составлению описательного рассказа по картинкам.

При занятиях с детьми взрослому нужно подбирать наглядный материал и темы для упражнений, которые хорошо знакомы ребенку. Используя свой жизненный опыт, ребенку легче и интереснее участвовать в играх, предложенных взрослым. Задача взрослого – научить ребенка рассказывать о своих наблюдениях и жизненных впечатлениях, выражать свое отношение к происходящему. Не надо стремиться к составлению большого рассказа. Пусть он будет короткий, но последовательный. Это будет легче даваться ребенку.

При занятиях с детьми, в играх, рисунках взрослый должен давать ребенку новые знания, чтобы занятия не только развивали речь, но и выполняли познавательную функцию. Это принесет вашему ребенку двойную пользу.

В книге есть песенки-потешки и считалки. Эти легкие для запоминания, веселые тексты будут особенно интересны самым маленьким. Считалки можно использовать в играх. Стишки разнообразят ваши занятия с ребенком, настроят его на увлекательное игровое усвоение материала. Песенки-потешки и считалки являются хорошим средством развития интонации и выразительности речи. При помощи этих стихов ребенок знакомится с разнообразными смысловыми оттенками речи. Именно поэтому взрослому следует читать эти стишки выразительно, обращая внимание на интонацию, мимику, жесты.

Особое место в развитии речи ребенка занимают загадки. Это сложные речевые упражнения. Они развивают память, логическое и образное мышление ребенка, требуют подключения внимания. Загадки являются также средством познания окружающего мира: знакомят с животными, растениями, природными явлениями, окружающими предметами.

Возраст 5 – 7 лет – очень ответственный и важный период в развитии ребенка. Именно в это время происходят серьезные морфологические изменения в органах и тканях, активно формируется костно-мышечная система, повышается выносливость. Наряду с этим активно развивается нервная система, в частности – лобные доли головного мозга. Именно эти отделы коры обеспечивают целенаправленность поведения, способность планировать свои действия.

В этом возрасте ребенок стремится к проявлению самостоятельности. Становятся более сложными и разноплановыми его отношения с окружающими людьми.

Именно в 5 – 7 лет ребенок активно расширяет свои знания, постигает способы изучения и исследования внешнего мира. Ребенок буквально впитывает в себя ту информацию, которая попадает в поле его зрения. Поэтому взрослым следует как можно больше открывать детям нового и направлять любознательность ребенка в нужное русло.

В старшем дошкольном возрасте формируется тот начальный багаж знаний и навыков, с которым ребенку предстоит идти в школу. Многие родители стараются любыми способами дать ребенку как можно больше знаний. Это хорошо. Однако опережающее школьную программу обучение не должно становиться самоцелью. Только всестороннее развитие ребенка и формирование у него желания узнавать новое должно стать главным для родителей и педагогов.

К 6 – 7 годам, т.е. к моменту поступления в школу, у ребенка должно быть выработано умение учиться. Здесь важно не только умение общаться со сверстниками и взрослыми, без чего ребенку также трудно будет вписаться в школьный коллектив, но и развитие мышления. Ребенок должен уметь рассуждать, размышлять над задачей или вопросом.

Кроме того, для успешного обучения у ребенка должно быть сформировано умение фокусировать внимание на определенной деятельности, планировать и контролировать свои действия. Не владея речью, не умея правильно и логично излагать свои мысли, ребенок неизбежно столкнется с трудностями при обучении в школе.

Перед поступлением в школу  ребенка нужно обязательно проконсультировать у логопеда, чтобы своевременно выявить и устранить имеющиеся дефекты речи. В противном случае ребенок может замкнуться в себе, стать стеснительным. Кроме того, наличие дефектов речи значительно усложняет выработку умения правильного письма по слуху.

Во многих школах в настоящее время проводят собеседования с детьми, на которых выясняют умение строить рассказ по картинке, рассуждать на определенную тему, считать. Особое внимание при устной беседе педагог уделяет речи ребенка, ее четкости, словарному запасу. Изучают фонематический слух ребенка, сенсорное развитие и т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...