Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Пришельцы из космоса"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Коспект НОД по закреплению представлений детей об особенностях камней и их свойствах, знакомство с камнями-метеоритами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_prisheltsy_iz_kosmosa.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию
тема «Пришельцы из космоса»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Закреплять представления детей об особенностях камней и их свойствах.
- Способствовать самостоятельному выявлению свойств и качеств нового камня- метеорита.
- Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Развивающие задачи:
- Развивать воображение, внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать; мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к космосу.
- Воспитывать умение работать в коллективе, выполнять сообща общее задание .
Методические приемы:
Наглядные: использование плана-схемы «Что рассказать о камнях», модели «Описание свойств камней», ТСО ( слайд-шоу «Лунтик»),иллюстраций.
Словесные: вопросы ,напоминание, совет, поощрение, художественное слово.
Практические: игровые приемы, экспериментирование в малых группах, творческое задания по выкладыванию камней на пластилиновую основу.
Материал к НОД:
Демонстрационный: Коллекция камней, ноутбук , слайды с изображением Лунтика, карточки по теме «Что можно рассказать о камнях), модель «Свойства камней» , портрет Ю.А.Гагарина, космическая музыка ,картинки на космическую тему, мольберт, игрушка Лунтик.
Раздаточный: Для экспериментирования: метеориты, лупы, стакан с водой, ложка, весы, магниты, подносы, салфетки .
Для творческой работы: наборы декоративных камней ( разного цвета и размера) , основа для аппликации ( майонезные крышки с нанесенной пластилиновой основой).
Предварительная работа:
коллекционирование камней; чтение детской художественной литературы: английской народной сказки «Три поросенка», П.Бажова «Серебряное копытце», Г-Х Андерсена «Огниво»; проведение опытов с камнями; игры с камнями: «Выкладывание узоров из камней по схемам», «Придумываем узоры».
Ход НОД:
Воспитатель: | Дети, вчера вечером раздался телефонный звонок. Я была очень удивлена. Мне звонил – кто бы мог подумать! – Лунтик. Да-да! Тот самый веселый озорной Лунтик, который упал на Землю с ….(– с Луны). Лунтик узнал, что вы собираете коллекцию камней. Он уверен, что вы знаете очень многое о камнях и сможете интересно рассказать о них . Он прав, ребята? (Да) Что мы можем рассказать Лунтику о камнях? |
Предполагаемые ответы детей: мы можем показать коллекцию камней, назвать их, рассказать, как образовались камни, про их свойства и качества, как камни используются, можем прочитать знакомые стихи… Воспитатель поощряет детей, на каждый предложенный вариант выставляет на мольберт соответствующую карточку | |
Воспитатель: | Сейчас Лунтик выйдет с нами по скайпу на связь |
Воспитатель включает демонстрацию слайдов с изображением Лунтика в программе Power Point. Слова Лунтика записаны на магнитофон или воспитатель обыгрывает ситуацию с наушниками и передает речь Лунтика от своего имени. | |
Воспитатель: | Лунтик рад встрече с вами. Ему не терпится познакомиться с коллекций камней. |
Дети рассказывают о камнях, опираясь на карточки для составления рассказа о камнях и модель «Описание свойств камней»: камни бывают разные по цвету и форме, по размеру(большие, маленькие, средние ; могут быть гладкими и шероховатыми; на поверхности камней могут быть разные крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д. ; камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. камни могут быть теплые и холодные. камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Камни используются в строительстве. Они красивые –делают украшения. Воспитатель поощряет детей за интересные рассказы. В случае необходимости задать вопросы: Какой камень самый любимый? Почему? Какой камень имеет много поэтических названий: «слезы моря», дар солнца»? Почему? Как образуется жемчуг? Какими камнями можно рисовать? (уголь, мел, графит (в карандаше)? Какие книги о камнях читали? | |
Воспитатель: | Лунтику понравилась ваша коллекция камней. Он узнал очень много нового о камнях. Лунтик, ты прилетел с другой планеты. А теперь посмотри, как наши космические ракеты будут стартовать в далёкий Космос. Приготовились! Внимание! Физкультминутка (2 раза). Молодцы! |
Воспитатель: | Лунтику интересно у вас . Он принёс вам космический подарок – метеорит ( воспитатель достает коробочку с метеоритами) Ребята, а вы знаете, что такое метеорит? |
Предполагаемые ответы детей: Это камни, упавшие на Землю из Космоса. | |
Воспитатель: | Да, вы правы! Издалека сюда он прилетел- Осколок неба, космоса посланник. Он мне ладонь, как солнца луч согрел, Чудесный камешек – межзвёздный добрый странник. ( Е.Шендрик) Интересно, а чем же космические камни отличаются от земных? Как узнать? |
Предполагаемые ответы детей: Нужно провести опыты | |
Воспитатель: | Космические камни очень редкие. У нас их всего 3. Сколько детей на занятии ? (9) На сколько групп нам надо разбиться, чтобы в каждой лаборатории работало одинаковое количество лаборантов ( на 3) Ребята, перейдем в свои лаборатории (дети садятся за столы по подгруппам) В наших лабораториях есть всё необходимое оборудование для опытов. В работе вам поможет подсказка - модель «Описание свойств камней». Вы уже знаете, как работать с этой моделью. |
Дети приступают к самостоятельной работе. Воспитатель оказывает необходимую помощь в случае необходимости. Поощряет детей за слаженность в работе, взаимопомощь, соблюдение алгоритма в работе. | |
Воспитатель: | Какие выводы вы можете сделать на основании ваших опытов? |
Предполагаемые ответы детей : метеорит тяжелый, шероховатый, твердый, непрозрачный, намагничивается. После того, как дети определят у метеорита такое свойство ,как намагничивание, уточнить: «Ребята, метеориты бывают двух видов: каменные и железные. Как вы думаете, с каким метеоритом вы сегодня экспериментировали ? Почему» | |
Воспитатель: | Похожи ли метеориты и земные камни?(Да) Учёные в современных лабораториях проводят более глубокий анализ метеоритов. Как вы думаете, почему люди, земляне, стараются как можно больше узнать о метеоритах, изучить их, исследовать? |
Предполагаемые ответы детей: Изучая метеорит, люди узнают больше о Космосе, о других планетах. | |
Воспитатель: | Вы правы! Человечество всегда хотело узнать побольше о далёком и неизведанном Космосе. Кто был первым космонавтом, облетевшим нашу планету Земля? |
Предполагаемые ответы детей: Юрий Алексеевич Гагарин | |
Воспитатель: | Да, я с вами согласна. Первый космонавт Земли- гражданин России Ю.А.Гагарин. Предлагаю и вам вместе с Лунтиком отправиться в космическое путешествие. Закройте глаза, представьте, что мы с вами и в космосе .( звучит космическая музыка) Что мы видим с вами в иллюминаторе? (звёздное небо). Какого цвета небо? (чёрное, синее, фиолетовое и т.д.). Какого размера звёзды? (ответы детей). А ещё в космосе можно увидеть комету и разные планеты. Какие? ( Марс, Венера, Юпитер, Сатурн…) Вот сколько всего интересного мы с вами увидели! Может быть, мы всё это изобразим с помощью разных камней на наших волшебных кругах, чтобы показать друзьям и близким красоту звёздного неба? |
Дети проходят за столы. Самостоятельная работа детей по созданию декоративной творческой работы с помощью камней на пластилиновой основе. В зависимости от ситуации, возникающей в процессе работы, воспитатель может стимулировать творческую активность детей фразами:
По мере завершения работы, дети самостоятельно располагают свои поделки на «космической» стене. Придумывают названия своим работам. | |
Воспитатель | Лунтик, посмотри, каким интересным, ярким, необычным получилось космическое пространство … Сразу видно, что дети работали с удовольствием. А волшебные камни помогли воплотить вашу фантазию. Какие вы молодцы! Вы проявили творческую фантазию, умение. Я думаю, что впереди вас ждет много новых открытий. А некоторые из вас, возможно, станут космонавтами и разгадают много тайн Вселенной. Лунтик благодарит детей за интересную встречу . На прощание дарит игрушку Лунтика. |
Дети прощаются с Лунтиком, благодарят его за подарки. Помещают метеорит в коллекцию камней. |
Приложения
Художественное слово о камнях
Ветер на него дует,
Вода его мочит,
А люди его ценят.
Ведь он могуч и прочен.
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-
В ладошке лежать.
Тяжёлый, большой-
Одному не поднять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе "Освоение космоса".
Методическая разработка предназначена для детей старшей группы ( 4 - 6 лет ). В данной образовательной деятельности учавствуют 18 детей и воспитатель. Место проведения - групповое помещение, в котором...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космос. Планеты»
Цель: познакомить детей с основными планетами, закрепить знания о космосе.Задачи: Образовательные:• Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон;• Систе...
КОНСПЕКТ ООД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА»
КОНСПЕКТ ООД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА»Задачи: образовательные. Расширить представления детей о космических полетах познаком...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
Цель: формирование у дошкольников познавательного интереса к космической сфере, базовых представлений о космосе.Образовательные задачи:- уточнять представления детей о космосе, звездах, ксмонавта...
план-конспект по познавательному развитию в старшей группе "Покорение космоса"
ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА».Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. О...
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " Загадки космоса"
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования для детей подготовительного и старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе в форме игры-квеста «Путешествие в космос».
Занятие по познавательному развитию по лексической теме "Космос" в форме квест-игры. В ходе игры дети закрепляют знания о планетах солнечной системы, полученные раннее....