Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
статья по теме
Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕСТОВА Ю. И.
воспитатель
МБДОУ ДС КВ №57, г. Челябинск, Россия
Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Бесконечная любознательность детей своими разнообразными проявлениями радует, восхищает, а порой и шокирует родителей. Ребенок задает вопросы, которые поражают глубоким интуитивным схватыванием сложных проблем. Что же делать с любознательностью ребенка? Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его личностного, творческого, познавательного и социального развития. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Педагогический коллектив нашего ДОУ разработал перспективный план по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Мы – юные исследователи». Для реализации данного плана педагогами ДОУ была создана предметно-развивающая среда, позволяющая проводить опыты, наблюдения и эксперименты всем воспитанникам групп.
Перспективный план «Мы - юные исследователи»
Месяц | Тема раздела | Цели | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | Знакомство с детской лабораторией | Познакомить детей с оборудованием уголка экспериментирования, правилами работы, развивать интерес к экспериментальной деятельности. | 1.Познавательное занятие «Экскурсия в детскую научную лабораторию» | Приборы (лупы, зеркала, различные весы, магниты и т.д.), Ёмкости разной формы, природный и бросовый материал. |
Октябрь | Почва. | Узнать состав почвы. Выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором. | Опыт: Из чего состоит почва? Опыт: Береги природу. | Лупа, ложка, 2 таза с почвой, мусор (фантики, крышки от пластиковых бутылок, пакеты), палочка. |
Ноябрь | Песок. Глина. | Выяснить состав песка. Сравнить глинистую и песчаную почву. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость, вязкость. | Опыт: Из чего состоит песок? Опыт: Где вода? | Стакан с песком, ложка, лупа. стакан с глиной, стакан с почвой, стакан с водой. |
Декабрь | Волшебница вода. | Исследовать свойства и различные состояния воды, познакомиться со строением снежинки | Опыт: Вода в решете Опыт: Красота снежинки. | Дуршлаг, стакан с водой, снег, лед, лупа |
Январь | Незаменимый воздух. | Познакомить с основными свойствами воздуха, исследовать давление воздуха, исследовать падение различных предметов в воздухе. | Опыт: Поиск воздуха Опыт: Что быстрее упадет? | Воздушный шар, воронка, стакан с водой, 3 тетрадных листа ( 1 смятый), монета, 2 вырезанных из бумаги круга размером с монету. |
Февраль | Вес предметов. | Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. Исследовать плавучесть предметов. | Опыт: Легкий-тяжелый Опыт: Плавает-тонет | Весы, таз с водой, монета, камешек, деревянная палочка, кусочки ваты и пенопласта, пластилиновый шар, перо, пластмассовая крышка |
Март | Магниты. | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Опыт: Липнет - не липнет. Опыт: Битва магнитов | Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магниты разных размеров. |
Апрель | Исследование свойств бумаги. | Познакомиться с основными свойствами бумаги, исследовать прочность бумаги на разрыв. | Опыт: Свойства бумаги. Опыт: Бумажная кукла. | Газета, тетрадный лист, целлофановый пакет, кусок ткани, 2 листа писчей бумаги, шпагат. |
Май | Растения. | Сравнить результаты посадок луковиц в почву, песок и глину. Познакомить со способом проращивания семян. | Опыт: Что любят растения? Опыт: Волшебные семена. | 3 луковицы, горшок с почвой, горшок с глиной горшок с песком, вода, ложка. Семена бобов, марля, лейка. |
Так мы провели с детьми опыт с почвой «Береги природу». Вспомнили, что необходимо почве для хорошего роста растений. В один из тазов с почвой положили мусор и все перемешали. Проверили, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткнули палочкой сначала обычную почву, а потом загрязненную. Используя схему и модель мы сделали выводы о том, что растения не смогут расти в загрязненной почве и следует бережно относиться к природе, не мусорить на улице, в лесу.
Педагогический процесс в нашем ДОУ строится на наглядных и практических методах. Важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Литература:
1. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во, 2008. -256с.
2. Дыбина, О.В.; Рахманова, Н.П.; Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с.
4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006. – 264 с.
5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1985. —200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»В нем говорится о роли детскогоэкспериментирования, о эксперементах ...
Буклет для родителей"Роль экспериментирование в познавательно -исследовательской деятельности старших дошкольников"
В нем говорится о роли детского эксперементирования,о эксперементах которы можно провести с детьми дома....
Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....
Буклет для родителей «Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об...
Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...
«Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»...
Буклет для родителей "Роль экспериментирования в познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников"
Информация для родителей роль экспериментирования...