Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
статья по теме

Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСТОВА Ю. И.

воспитатель

МБДОУ ДС КВ №57, г. Челябинск, Россия

Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Бесконечная любознательность детей своими разнообразными проявлениями радует,  восхищает, а порой и шокирует родителей. Ребенок задает вопросы, которые поражают глубоким интуитивным схватыванием сложных проблем. Что же делать с любознательностью ребенка? Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его личностного, творческого, познавательного и социального развития. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Педагогический коллектив нашего ДОУ разработал перспективный план по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Мы – юные исследователи».  Для реализации данного плана педагогами ДОУ была создана предметно-развивающая среда, позволяющая проводить опыты, наблюдения и эксперименты всем воспитанникам групп.

Перспективный план «Мы - юные исследователи»

Месяц

Тема раздела

Цели

Содержание

Оборудование

Сентябрь

Знакомство

с детской лабораторией

Познакомить детей с оборудованием уголка экспериментирования, правилами работы, развивать интерес к экспериментальной деятельности.

1.Познавательное занятие «Экскурсия в детскую научную лабораторию»

Приборы (лупы, зеркала, различные весы, магниты и т.д.),

Ёмкости разной формы, природный и бросовый материал.

Октябрь

Почва.

Узнать состав почвы.

Выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором.

Опыт: Из чего состоит почва?

Опыт: Береги природу.

Лупа, ложка, 2 таза с почвой, мусор (фантики, крышки от пластиковых бутылок, пакеты), палочка.

Ноябрь

Песок. Глина.

Выяснить состав песка. Сравнить глинистую и песчаную почву. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость, вязкость.

Опыт: Из чего состоит песок?

Опыт: Где вода?

Стакан с песком, ложка, лупа. стакан с глиной, стакан с почвой, стакан с водой.

Декабрь

Волшебница вода.

Исследовать свойства и  различные состояния воды, познакомиться со строением снежинки

Опыт: Вода в решете

Опыт: Красота снежинки.

Дуршлаг, стакан с водой, снег, лед, лупа

Январь

Незаменимый воздух.

Познакомить с основными свойствами воздуха, исследовать давление воздуха, исследовать падение различных предметов в воздухе.

Опыт: Поиск воздуха

Опыт: Что быстрее упадет?

Воздушный шар, воронка, стакан с водой, 3 тетрадных листа ( 1 смятый), монета, 2 вырезанных из бумаги круга размером с монету.

Февраль

Вес предметов.

Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Исследовать плавучесть предметов.

Опыт: Легкий-тяжелый

Опыт: Плавает-тонет

Весы, таз с водой, монета, камешек, деревянная палочка, кусочки ваты и пенопласта, пластилиновый шар, перо, пластмассовая крышка

Март

Магниты.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Опыт: Липнет - не липнет.

Опыт: Битва магнитов

Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магниты разных размеров.

Апрель

Исследование свойств бумаги.

Познакомиться с основными свойствами бумаги, исследовать прочность бумаги на разрыв.

Опыт: Свойства бумаги.

Опыт: Бумажная кукла.

Газета, тетрадный лист, целлофановый пакет, кусок ткани, 2 листа писчей бумаги, шпагат.

Май

Растения.

Сравнить результаты посадок луковиц в почву, песок и глину.

Познакомить со способом проращивания семян.

Опыт: Что любят растения?

Опыт: Волшебные семена.

3 луковицы, горшок с почвой, горшок с глиной горшок с песком, вода, ложка.

Семена бобов, марля, лейка.

   

Так мы провели с детьми опыт с почвой «Береги природу». Вспомнили, что необходимо почве для хорошего роста растений. В один из тазов с почвой положили мусор и все перемешали. Проверили, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткнули палочкой сначала обычную почву, а потом загрязненную. Используя схему и модель мы сделали выводы о том, что растения не смогут расти в загрязненной почве и следует бережно относиться к природе, не мусорить на улице, в лесу.

Педагогический процесс в нашем  ДОУ строится на наглядных и практических методах. Важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Литература:

1. Волкова Е.В., Микерин С.Л.  Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во, 2008. -256с.

2. Дыбина, О.В.; Рахманова, Н.П.; Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с.

4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006. – 264 с.

5.   Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1985. —200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»В нем говорится о роли детскогоэкспериментирования, о эксперементах ...

Буклет для родителей"Роль экспериментирование в познавательно -исследовательской деятельности старших дошкольников"

В нем говорится о роли детского эксперементирования,о эксперементах которы можно провести с детьми дома....

Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Буклет для родителей «Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об...

Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

«Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»...