"Разделы вокально- хоровой работы с дошкольниками"
консультация на тему
Выступление на семинаре- практикуме для музыкальных руководителей "Этапы обучения дошкольников певческим навыкам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_vokalno-horovoy_rabote.doc | 143.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 41 «РАДУГА»
ДОКЛАД
«Разделы вокально-хоровой работы с дошкольниками».
( Выступление на семинаре-практикуме для музыкальных руководителей «Этапы обучения дошкольников певческим навыкам»).
Подготовила:
музыкальный руководитель
Боровкова Ирина Валентиновна .
г.Видное 2010г.
Особенности детского голоса.
Пение - это исполнение музыки средствами певческого голоса. Это достаточно сложный процесс, связанный с работой дыхания, кровообращения, эндокринной системой. Поэтому важно , чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
У дошкольников голос ещё не сформирован и слаб.
Долгое время считалось, что до 7 лет пение у детей носит фальцетный характер. Однако исследования показали, что регистровые различия в голосах уже можно услышать в криках новорожденных. В последнее время получила распространение методика вокального воспитания детей, основанная на исследовании преимущественно грудного звучания голоса.
Звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звука. Дети имеют небольшой голосовой диапазон. К 7-и годам он достигает септимы (ре' -до2).
Общие проблемы при пении дошкольников- это неточное интонирование, крикливая манера пения. В вокально - хоровой работе с дошкольниками педагоги должны опираться на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достичь хороших результатов.
Вокальные упражнения.
Работа над приобретением певческих навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии.
При этом музыкальному руководителю необходимо учитывать следующие дидактические правила:
- всегда ставить перед детьми конкретную задачу- объяснить, что они
должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох;
спеть попевку на звук «у», вытянув губы трубочкой, и т.п.) - показать способ выполнения действия, т.е. использовать принцип
«Делай,как я» - неоднократно повторять упражнение, транспортируя его или видоизменить
задачу ( например, первый раз пропеть упражнение тихо, второй раз
предложить спеть громко) - постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных
упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного
упражнения; - включать вокально-хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.
Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно.
При ознакомлении с певческой постановкой корпуса педагог может исполнить песню «Петь приятно и удобно» Л.Абелян или прочитать её текст
Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь. Спину выпрями скорей, Ноги в пол упри смелей.
Раз! Вдох! И запел Птицей звук полетел Руки, плечи-всё свободно, Петь приятно и удобно.
В-своём занятии с логопедической группой я использовала упражнение «Вот сидит баба Яга», исходя из сюжетной линии занятия, в котором дети с удовольствием показывают контраст между неправильной и правильной певческой установкой.
РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ
Очень важный раздел в вокально-хоровой работе. Дыхание- один из основных факторов голосообразования. По типу вдоха различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно-диафрагмальное (грудобрюшное) и диафрагмальное (брюшное ) дыхание. Для детей характерно ключичное дыхание. Но в певческой практике оно неприемлемо, т.к. ведёт к напряжению мышц шеи.
При ключичном дыхании дети обычно поднимают плечи вверх, поэтому педагог может сразу обратить на это внимание и постараться исправить ошибку.
Наиболее целесообразным для пения грудобрюшное дыхание, при котором при вдохе нижние рёбра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдаётся вперёд. Вдох производится через нос и рот, бесшумно. Если позволяет музыка, то вдох желательно делать через нос.
Выдох должен быть спокойным, но достаточно активным для создания ощущения «опоры»
Овладеть навыкам певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку.
Однако мы должны помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких. Поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.
Сейчас мне хочется предоставить слово нашему педагогу-психологу, специалисту 1-ой квалификационной категории, Мельниковой Елене Владимировне.
На своих занятиях я уделяю особое внимание дыхательным упражнениям , т.к. они способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а так же осуществляет массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.
В младшей и средней группах используется упражнение «Мороз», способствующее тренировке равномерного выдоха. Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «согрелись»
В более старшем возрасте (в старших и подготовительных группах) используется упражнение «Быстро-медленно», способствующее приобретению навыков спокойного энергичного вдоха.
Если ведущий поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро-коротким энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный.
Мы рассмотрели с вами упражнения для развития дыхания без звука, а теперь перейдем к звуковым дыхательным упражнениям.
В младшем дошкольном возрасте хорошо использовать игру «Пузырь». Дети, взявшись за руки, встают в тесный круг и медленно назад под слова:
Надувайся, пузырь,
Надувайся большой,
Оставайся, пузырь,
И не лопайся!
На слово «Лопнул!» дети, не расцепляя рук, сходятся в середину круга, произнося звук «ш»
В других возрастных группах можно использовать упражнение «Котенок и шар» (для спокойного выдоха ртом). Дети встают в круг и расширяют его под слова:
Надувала кошка шар, А котенок ей мешал.
Ф-ф-ф (дети делают выдох ртом, произнося ф-ф-ф...) Подошел и лапой - хлоп!
(хлопают в ладоши)
Ну а шарик сразу - лоп!
(приседают)
АТАКА ЗВУКА.
Атака в пении - это переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию. Существуют три типа атаки: мягкая, твёрдая и придыхательная. Именно от атаки зависит характер звука на всём его протяжении
В работе с дошкольниками допустимо использование только мягкой атаки. Твёрдая атака звука способна нанести вред хрупкому, детскому голосу, т.к. при ней голосовые связки работают, совершая полные колебания. С самого начала нужно внушать детям: громкое пение не значит красивое.
ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ.
Звукообразование -один из значимых разделов вокально-хоровой работы.
Звукообразование - это извлечение певческого и речевого звука. Певческий звук
усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам, которые
подразделяются на верхние (головные) и нижние (грудные).
Добиваться от дошкольников фальцетного или грудного пения -это ваш
выбор. Но мне кажется согласиться с методикой М.Ю.Картушиной, в которой
говорится, что фальцетное пение не такое яркое, как грудное и требует большей
нагрузки на голосовой аппарат.
Вот некоторые упражнения, способствующие правильному звукообразованию.
1 .Пение с приставленной к уху ладонью.
Ладонь ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя. Этот приём можно использовать как в упражнениях, так и при работе над интонационно сложными фрагментами в песнях.
2.Упражнение «Колокол»
Пропевать на одном звуке междометие «Бом!» «Бом!» долго протягивая звук «М». Это помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор.
3.Пение с закрытым ртом.
Этот приём помогает ощутить резонирование звука в верхних регистрах и является эффективным средством для выравнивания звучания хора.
4.Звуковая дорожка, (для старших школьников).
На фланелеграф крепится полоска бумаги («дорожка»), на неё выставляются изображения гласных звуков, которые дети пропевают. Упражнение помогает научить детей правильно формировать гласные, избавляясь от небрежного, крикливого их исполнения.
5. Упражнение на раскрепощение подбородка:
- Дети поют звук «у», прикладывая пальцы к щекам (пальцы сквозь щеки
лежат на нижних зубах) - Дети держат ладонь параллельно полу на расстоянии 2-3 см ниже
подбородка и поют звук «а», стараясь коснуться руками подбородка.
А сейчас, я предоставляю слово учителям-логопедам Шабановой Ирине Олеговне, Сизовой Татьяне Дмитриевне, Мироненко Ирине Ивановне, которые оказывают нам большую помощь в работе над звукообразованием.
Все чаще и чаще в детский сад поступают дети, у которых нечеткое или неправильное звукопроизношение. Особенно это наблюдается у детей средней группы. Для того, чтобы вызвать тот и иной звук, используются следующие приемы:
- звук «м» - отсутствует. Ребенку предлагается положить свою руку на голову и на грудь. И ребенок чувствует вибрацию резонатора и дает звук по подражанию. Тут же используется игровой прием: «Давай помычим, как корова: «My»; или голосом куклы позовем «МА-МА». После этого предложить, что у куклы может быть разное настроение: Грустное: «МА-МА» Веселое: «МА-МА!» -звук «з».
Очень часто ребенок не может произносить звонкие согласные. Вместо «БАБА-ПАПА», вместо «ЗАИКА-САЙКА» и т.д. Мы используем следующие приемы: Сначала даем глухой звук «с», кладем руку на шею и произносим звук «с»-вибрации не ощущаем, резонаторы не работают. А теперь предлагаем ребенку включить голос. Сначала показываем на себе и даем ощутить вибрацию. А затем предлагаем ребенку повторить это упражнение на себе и тут же озвучиваем, что это песенка комара: «з-з-з» Так же работаем над другими звуками.
Упражнение «Согласные звуки».
К-К-К- дождинки бьют по крыше. (Дети стучат пальцами по коленям.)
Г-Г-Г- горох лущат мыши. ( Хлопают ладонями по коленям.)
Х-Х-Х- хомяк храпит во сне. ( Хомяк храпит во сне.)
Ц-Ц-Ц- разбудим по весне. ( Разбудим по весне.)
П-П-П- палит на башне пушка. ( Ударяют кулаками по бедрам.)
Б-Б-Б- стреляет вверх хлопушка. («Тарелочки».)
Т-Т-Т- крот стукнул молотком. ( Стучат кулачком о кулак.)
Д-Д-Д- два дятла строит дом. ( Стучат кулачками друг о друга, подняв руки
вверх. «Гласные звуки»
- Для знакомства с гласными звуками и закрепления правильного положения
рта, губ мы используем карточки. - Существует так называемая фонетическая ритмика (комплекс двигательных
упражнений в которых различные движения (рук, ног, головы, корпуса)
сочетаются с произнесением определенного звука)
Эти упражнение направлены на: -нормализацию речевого дыхания и слитности речи;
-формирование умения изменять силу голоса и его высоту, сохраняя нормальный тембр;
-правильное произношение звуков изолированно, в слогах и в речи; -воспроизведение речевого материала в заданном темпе; -пропевание гласных звуков У,А,И («долгое-краткое»; «громкое -тихое») -восприятие и воспроизведение различных ритмов и умение выражать свои эмоции разной интонацией;
ЗВУКОВЕДЕНИЕ .
Это еще один из разделов вокально-хоровой работы. Звуковедение- это способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. Способы звуковедения, определяющие качество звука-legato, поп legato, staccato, marcato.
Главная задача - выработка кантиленного пения. В последние годы незаметно исчезают плавность, напевность речи. Если Пушкин писал: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит», то теперь речь взрослых похожа на скачки с препятствиями. Дети всё это слышат и впитывают, как губки. Мы должны постараться вернуть нашим детям выразительную речь и распевное, красивое пение.
Для плодотворной работы мы должны помнить следующие правила: 1.Вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике; 2.Обучать навыку пения надо acapella на материале простейших попевок.
3.Необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;
4.надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.
Объяснить детям различные приёмы звуковедения помогут карточки. Длинная линия- поём связно, legato, линия прерывистая - звук тоже прерывистый, поём поп legato; точки- кружочки - значит, надо петь отрывистым голосом, staccato.
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ.
В первую очередь следует отметить, что точно интонировать абсолютно всё
дошкольники не могут. Крайне редко встречаются дети с хорошей и отличной
интонацией, способные исполнить мелодию без искажения. Чаще дети частично
искажают мелодию или поют в удобной для себя тесситуре.
Основные приемы, помогающие добиться чистоты интонирования.
1.Пение acapella , которое помогает выработать сосредоточенное внимание
поющего к звучанию своего голоса.
2.Пение в сопровождении металлофона. Этот инструмент имеет высокий звук и
побуждает ребенка петь в высокой позиции.
З.Пропевание интонационно сложных элементов мелодии на звук «у». Звук «у»
позволяет точно направить звук, достать каждую ноту.
4. Пение с солистами.
АРТИКУЛЯЦИЯ И ДИКЦИЯ.
Артикуляция - ясность, разборчивость в произнесении текста. Использование вокально-артикуляционных упражнений, усиливает эффективность логопедической работы. Учитель-логопед проводит с залом артикуляционную гимнастику «Гном».
Музыкальный руководитель Тимофеева Татьяна Васильевна. А сейчас мы перейдем к самому важному разделу вокально-хоровой работы: этапам разучивания песни.
Разучивание песни « На лесной опушке» Т.Барбакуц с детьми средней возрастной группы. СЛАЙД-ШОУ.
1 ЭТАП. Разучивание песни:
а ) беседа об осени (показ картин с грустной и веселой осенью);
б) исполнение - дети слушают;
в) подчеркивая веселый характер песни, предлагаю потанцевать руками ( запев -
«щетки», припев - хлопки).
2 ЭТАП . Закрепление текста.
а) исполняют песню с использованием моделирования (показ фигурок животных:
ежик и белочка);
б) проговариваем текст в ритме песни шепотом по фразам, четко артикулируя;
в) пение эхом.
Этот этап я делю на два занятия.
3 ЭТАП. Работа над качеством исполнения:
а) я играю мелодию на металлофоне и пою;
б) пение на звук «у»;
в) пропевание сложного фрагмента со словами;
г) прием «уши назад» - слушаем товарищей;
д) прием «уши закрыть» - слушаем себя;
е) пение с маракасами (работа над ритмом). ( 2 ЗАНЯТИЯ)
4 ЭТАП.Закрепление песни:
а) дирижирование (я, затем ребенок);
б) мальчики - девочки;
в) исполнение для персонажа;
г) пение по рядам, по цепочке;
д) прием «волшебная палочка». ( 23АНЯТИЯ).
5 ЭТАП.КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ.
________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"
Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....
План работы по самообразованию "Развитие вокально-хоровых навыков старших дошкольников"
Работаю по данной проблеме уже 5 лет...
Инновационные технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками
Новые методы и технологии по развитию голоса у детей дошкольного возраста....
План работы по самообразованию по теме "Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников"
План работы по самообразованию по теме "Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников"...
«Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология»
Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология....
Вокально-хоровая работа с дошкольниками.
Хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. В настоя...
Особенности вокально-хоровой работы с дошкольниками
Охрана детского голосаВокально-хоровые навыки...