Инновационный проект «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей».
проект (старшая группа) на тему

заключается в разработке содержания и форм взаимодействия воспитателя с детьми и родителями, которое рассматривает поэтапное вовлечение детей в театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей».

Автор проекта: Бельтюкова Г.В., воспитатель МБДОО №2 «Кораблик» п. Советский , РМЭ.

Заказчик проекта: Администрация МБДОО №2 «Кораблик» п. Советский , РМЭ.

База проводимой работы: МДОУ №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский, РМЭ.

Сроки работы:

Актуальность

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги – практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психологи и философ С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку редко бывает. Что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы позволяют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационный настрой, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность – дружба, доброта, честность, смелость и другие. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм взаимодействия воспитателя с детьми и родителями, которое рассматривает поэтапное вовлечение детей в театрализованную деятельность.

Практическая значимость:

  1. Повышение качества проводимой работы по театрализованной деятельности;
  2. Развитие речи детей через театрализованную игру, постановку сказок, чтение стихотворений, скороговорок;
  3. Создание методической копилки по данной проблеме;
  4. Участие родителей в поиске новых, эффективных методов в театрализованной деятельности.

Цель:

Использование театрализованной деятельности для формирования выразительности речи и социально эмоционального развития детей.

Задачи:

  • Создать специальную предметно – развивающую среду;
  • Приобщать детей к театральной культуре, знакомить с устройством театра, театральными жанрами и разными видами театров;
  • Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками;
  • Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
  • Развивать выразительную речь детей;
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Объект исследования: Взаимодействие взрослых и детей в работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности.

Гипотеза:

Развитие речи ребенка и его эмоциональное благополучие в театрализованной деятельности будет развита, если будут созданы следующие условия:

  • В группе будет создана богатая предметно – развивающая среда;
  • Разработана система занятий;
  • Дети комфортно будут чувствовать себя в детском саду;
  • Работа будет проводиться в тесном контакте с родителями.

Ожидаемые результаты:

  1. Пополнение театрального уголка дидактическими играми, декорациями, костюмами.
  2. Заинтересованность взрослых и детей в разыгрывании сказок, владение всеми доступными видами театров.
  3. Улучшение развития речи, звуковой культуры и интонационного строя
  4. Разработка методических рекомендаций по развитию речи а театрализованной деятельности.

Этапы, их задачи и прогнозируемые результаты.

Этапы и задачи

мероприятия

сроки

Прогнозируемые результаты

1 этап – подготовительный.

Задачи 1 этапа

Сентябрь

1.Изучение состояния проблемы психолого – педагогической литературе.

1.Подбор и анализ литературы.

2.Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)

Сентябрь

Понимание теоретических и практических вопросов по выбранной теме. Составление информационного бака по данной теме.

2.Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

1.Родительское собрание. «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка».

2.Ознакомление родителей с различными видами театра.

3.Беседа с родителями по поводу изготовления игрушек и шитья костюмов.

Сентябрь

Ноябрь

Получение семейной поддержки.

3.Информирование родителей о результатах обследования.

Беседы с родителями, консультации «Театрализованная игра – совершенство речевого аппарата».

Октябрь

Обработка данных диагностики.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа

Ноябрь

1.Установить в группе день театра.

1. «Театральная пятница» - ежемесячная встреча и общение детей, педагогов, родителей.

2.День открытых дверей.

Ноябрь

Декабрь

Создание атмосферы сотрудничества.

2.Привлечь родителей к активному участию в спектаклях в качестве исполнителей ролей, изготовителей декораций и костюмов.

3.Развивать у детей речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию.

1.Показ музыкальной сказки «Коза - дереза» с привлечением родителей на роли.

2.Конкурс на лучшее изготовление костюма к сказке «Заюшкина избушка».

1.Посещение кружка «Театральные встречи».

2.Посещение кукольных спектаклей.

3.Конкурс на лучшего чтеца стихов.

Февраль

Март

Апрель

Май

Подготовка родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми. Пополнение декораций и детских костюмов.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

3этап – обобщающий.

Задачи третьего этапа.

Май

Сентябрь

1.Определить наиболее эффективные приемы работы с семьей.

1. Анкетирование.

2. наблюдение.

3. Консультация для родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»

В течение периода сентябрь - ноябрь

Обработка результатов анкетирования.

2.Предложить родителям создать театр в домашних условиях.

1. Проведение «Мастер - класс» изготовление магнитного театра «Теремок».

2.Конкурс на изготовление театра.

Январь

Февраль

Пополнение группы различных видов театра.

3.Закрепить умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Литературная викторина «Мои любимые сказки».

Апрель

Воспитание интереса к красивой и правильной речи.

4.Теоретическое и практическое обоснование результатов.  

Диагностика по развитию речи детей в театрализованной деятельности.

В течение периода.

Сравнение уровня развития речи в театрализованной деятельности на начальном и заключительном этапах.

Публикации статей по теме.

Механизм реализации проекта.

Формы работы

Пути их реализации

С детьми:

Диагностика

Групповая комната.

Определить уровень развития речи детей.

Занятия

Групповая комната.

С целью выразительности речи и социально – эмоционального  развития.

Дидактические игры.

В групповой комнате.

Познакомить детей с дидактическими играми. Развивать речь, память , внимание, мышление.

Изготовить дидактические игры: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Магазин вежливых слов», «Банк идей».

Просмотр видеофильмов по произведениям, сказкам.

Музыкальный зал.

Уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей.

Тематические вечера.

Групповая комната, музыкальный зал.

С целью интеллектуального, эмоционального и эстетического развития детей.

Экскурсии.

Дом культуры, посещение театров.

Развивать любознательность, получать положительные эмоции, чтобы дети чувствовали себя на сцене раскрепощено.

С педагогами:

Консультации

Педсоветы.

В методическом кабинете.

Познакомить с фондом соответствующей литературы.

Обсуждение проблем развития речи детей.

Обмен опытом работы по развитию речи детей в театрализованной деятельности.

Посещение открытых мероприятий.

В дошкольном учреждении.

Кружок «Театральные встречи».

Занятия по данной теме.

Праздники, развлечения, досуги.

Обмен опытом по развитию речи в театрализованной деятельности.

Практикумы.

В методическом кабинете.

Показать способы изготовления атрибутов, декораций, костюмов.

С родителями:

Консультации.

Беседы.

Методический кабинет, групповая комната.

Стремиться найти контакт с родителями каждого ребенка.

Родительские собрания.

Дошкольное учреждение.

Предоставить информацию родителям о достижениях детей, привлечь родителей к участию в совместной работе.

Папки – передвижки.

Приемная комната.

Расширить кругозор родителей.

Участие в праздниках, развлечениях, досугах.

Привлекать к посильному участию во всех проводимых мероприятиях.

Дальнейшее развитие проекта.

Ожидается, что результат работы по данной проблеме подтвердит гипотезу, работа взрослых и детей по развитию речи в театрализованной деятельности зависит от компетентности воспитателей. Результаты работы по развитию речи в театрализованной деятельности будут применяться т в дальнейшем в сотрудничестве воспитателей, детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей"

В презентции отражена театральная деятельность детей влияющая на развитие речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие  детей дошкольного возраста....

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей раннего возраста

В презентиции представлен опыт работы по данной теме....

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей...

Статья "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста"

В статье представлен опыт работы как театрализованная деятельность влияет на развитие речи дошкольников....