Доклад "ПДД в старшей группе"
материал (старшая группа) на тему

Доклад "ПДД в старшей группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

 Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

  • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
  • развитие психофизиологических качеств ребенка;
  • формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах - одна из важнейших. Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

  • формирование координации движения;
  • совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;
  • повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;
  • формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.

В нашем детском саду ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:

  • методический и дидактический материал;
  • макеты;
  • "чудо"- ковер (с перекрестками, домами, железной дорогой, с различными видами дорог);
  • транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, гужевые повозки).

 

В нашем детском саду работа педагогов с детьми не ограничивается только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». У нас ведётся формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».

Для решения этой цели у нас поставлены следующие задачи:

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  • Сформировать умения применять полученные знания  в жизни;
  • Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

 

При обучении педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик.

В нашем детском саду эта работа активно ведется в трех направлениях:

работа с детьми.

работа с педагогами.

работа с родителями.

 

Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды. В старшей группе имеются центры детской деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения, дорожными знаками, светофорами для сюжетно-ролевых игр, наглядным материалом, наборами сюжетно-ролевых и дидактических игр для детей соответственно возрасту. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых.

В своей работе воспитатели используют имеющиеся в детском саду картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия.

В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения:

  • Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»
  • Жидков Б. «Что я видел, светофор»
  • Северный А. «3 чудесных цвета»
  • Клименко В. «Кто важнее всех на свете!»
  • «Происшествие с игрушками»
  • Турутин С. «Для чего нужен светофор»
  • Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»
  • Маршак С. «Милиционер», «Мяч»

 

С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от образовательной деятельности к образовательной деятельности и от группы к группе. В младшей и средней группах во время целевых прогулок, в образовательной деятельности, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина».  Уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе образовательной деятельности: на аппликации - наклеивании светофора; на формировании элементарных математических представлений – учат различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги. Воспитатель сопровождает действия словами: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На образовательной области «физическая культура» малышей учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет». Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.

      В старшей и подготовительной к школе группах разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. Воспитатели старших групп обыгрывают правила дорожного движения в различных играх. Все дети подготовительной к школе группы умеют практически переходить улицу, четко знают дорогу от дома до детского сада.

Большое внимание при закреплении правил дорожного движения педагоги уделяют дидактическим играм, таким, как «Назови правильно дорожные знаки»,  « Мы на улице», «Составь автомобиль», «Перевёртыши».

В теплый период года вся работа по обучению ПДД переносится на улицу.

Педагогами старших групп еженедельно были организованны сюжетно-ролевые игры « Мы водители», «По дороге в детский сад», « Мы по городу идем», на которых дошкольников учили правильному поведению на улицах города, знакомили с дорожными знаками. 

Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным лишь при условии, что работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями. Для этого должна быть тесная взаимосвязь между ними. Анкетирование родителей показало, что 95% родителей придают большое значение изучению правил дорожного движения. В дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения. Воспитатели ведут большую работу с родителями, знакомят их с программными требованиями, привлекают к изготовлению материала для проведения образовательной деятельности, игр, выполнению различных заданий с детьми.  

На родительских собраниях воспитатели рассказывают о проводимых в дошкольных учреждениях мероприятиях, выясняют, показывают ли родители детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице.

С целью закрепления у дошкольников знаний по безопасности дорожного движения нашими воспитателями используются тесты по данной проблеме, они направлены на изучение, выявление, закрепление знаний, на развитие логического мышления (тесты «Запомни рисунок», «Подбери слова», «Дорожная история», «Продолжи предложение»). Большое внимание уделяется применение полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью воспитатели используют игры с правилами (дидактические, настольные, познавательные, спортивно-соревновательные), досуги, развлечения, кукольные спектакли. Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра, в которой дети учатся правильному поведению на улице и правильному взаимоотношению друг с другом.

Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.  

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Система деятельности нашего детского сада по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.

Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у  ребенка умение  предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

 

 # # # # # # # # # # # # #


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...