МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»
материал на тему

Моисеева Татьяна Михайловна

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_opredeleniya_motivov_ucheniya.doc717 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой).

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Метод: эксперимент, беседа.

Процедура проведения.

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция: 

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

1)  А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

2)  С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

3)  С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор
 

II выбор
 

III выбор
 

Контрольный
выбор

  • Внешний мотив – 0 баллов;
  • учебный мотив – 5 баллов;
  • позиционный мотив – 3 балла;
  • социальный мотив – 4 балла;
  • отметка – 2 балла;
  • игровой мотив – 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.

РИСУНКИ  К ТЕСТУ

"СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ"

Г. ВИЦЛАКА





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой). Цель: выявить относительную выраженность р...

Методика: «Определение мотивов учения». Автор М.Р. Гинзбург

Определяется методика обучения в целом....

Методика «Определение мотивов учения». М.Р. Гинзбург

Методика "Определение мотивов учения ". Автор М.Р. Гинзбург...

Методика: «Определение мотивов учения». Автор М.Р. Гинзбург

Методика: «Определение мотивов учения».Автор М.Р. Гинзбург...

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ» М.Р. Гинзбург

Цель:выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста....

Методика: «Определение мотивов учения». Автор М.Р. Гинзбург

Методика: «Определение мотивов учения».Автор М.Р. Гинзбург...

Методика: «Определение мотивов учения». Автор М.Р. Гинзбург

Методика: «Определение мотивов учения».Автор М.Р. Гинзбург...