Консультация для воспитателей «Особенности организации детского творчества в летний период»
консультация по теме
Доклад для воспитателей
«Особенности организации детского творчества в летний период»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_letom_-_kopiya.docx | 54.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7»
Доклад для воспитателей
«Особенности организации детского творчества в летний период»
Выполнила воспитатель:
Якутова А.В.
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. В тоже время летом появляется больше времени, которое можно посвятить творчеству детей. Можно попробовать нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.
Что касается рисования, то детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.
А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают этому.
Необходимо живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
|
|
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой ;
- монотипия пейзажная ;
- печать по трафарету ;
- монотипия предметная ;
- кляксография обычная;
- пластилинография .
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее. Продолжая разговор о техниках рисования, расскажем о нескольких нетрадиционных техниках.
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Рисование ватными палочками.
Возраст:любой.
Средства выразительности: фактурные краски, цвет.
Материалы: ватные палочки, гуашь, бумага любого цвета и формата.
Способ пучения изображения: Вся техника зашифрована в названии. Берем ватную палочку, окунаем её в гуашь и начинаем ритмично ударять ею по бумаге.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Восковые мелки + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Маркеры + акварель.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: маркер, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует маркером на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в несколько цветов. Акварель может сливаться образуя красывае переходы.
Печать по трафарету.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Кляксография обычная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Акварельные мелки.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Тычкование.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2×2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), пищевая пленка,карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
Отпечатки листьев.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Монотипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Граттаж
Возраст: от шести лет.
Материалы: подготовленная плотная бумага (воск, гуашь или тушь), острый предмет — скребок, пустая гелевая ручка с вынутым шариком из пера, нож, вязальная спица, пластиковая вилкой, зубочистка
Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши (гуашь пачкается после высыхания). Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.
Монотипия пейзажная.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Расчесывание краски
Специальным гребешком с зубчиками или обыкновенной вилкой проводим по еще сырой краске и процарапываем на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
Рисование солью
Это скорее тюнинг уже готового рисунка. Если посыпать свеженарисованную картину солью, после высыхания она станет зернистой и объемной.
Раздувание краски
Полезная техника для стимуляции активной работы легких. Наносим жидкую краску на бумагу, с помощью трубочки для коктейля или полой части от шариковой ручки дуем на пятно и управляем им, преобразуя в задуманный объект.
Рисование с помощью пищевой пленки
На влажный лист наносим крупные пятна, накрываем пищевой пленкой; ее не разглаживаем, а слегка сминаем. Пленку снимаем после полного высыхания рисунка, получаются вакуумные пузырьки, которые тонкой паутинкой покрывают лист бумаги. Дорабатываем картину по желанию.
Рисование манкой
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Особенностью построения занятий по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети.
| Речевое сопровождение | Движения рук |
1. | КОРОБОК | Поворачивание коробка вокруг своей оси, держа двумя пальцами за ребра. Имитация поджигания спичек. |
2. | ЗУБНАЯ ЩЕТКА |
Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений.
Растирание щетиной пальцев левой руки. Поменять руку, Поменять руку. |
3. | ПЕЧАТКИ (морковь) |
Погрозить пальчиком правой руки |
4. | ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ Ватной палочкой играем, |
Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку. |
5. | ЗУБОЧИСТКА , ШПАЖКА (при технике граттажа) |
Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно (либо на поверхность стола).
Вращение между ладонями. |
6. | ШАРИКИ (бусинки, камушки) |
Круговые вращения шариков между ладонями. |
7. | НИТКА | Натянуть, взявшись двумя пальцами за концы. |
8. | ГУБКА |
Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха. |
9. | КОКТЕЛЬНАЯ ТРУБОЧКА | Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание. |
10. | ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК И ладошки рисуют у нас. Рисунок просто высший класс. | Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук. Поочередное разгибание пальцев из кулачка одной рукой, затем другой. |
11. | СВЕЧА Воск след умеет оставлять, | Растирание между ладошками свечи. Проведение свечой по каждому пальчику и ладони ведущей рукой. |
12. | МЯТАЯ БУМАГА |
Сминать листок бумаги. Имитация тычкования получившимся бумажным шариком на ладони ведущей руки. |
Нетрадиционные техники аппликации
Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
Коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Оригами.
Орига́ми (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Аппликация из ткани.
Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
Аппликация из крупы
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из соломы.
Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Аппликация из засушенных растений.
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликации из поролона — очень увлекательное занятие для детей. Покажите ребенку эти картинки — малышу очень захочется что-нибудь подобное сделать самому. Для такой аппликации потребуется клей, цветная бумага, ножницы и поролон. Поролон заранее следует окрасить в нужные цвета. Можно просто нарисовать на альбомном листе силуэт, можно вырезать его из картона или цветной бумаги и приклеить на чистый лист, можно не приклеивать… можно нарисовать на чистом листе и раскрасить акварельными красками.
Аппликация из карандашной стружки
Техника аппликации из карандашной стружки удивительно проста и незатейлива. Итак, приступим.
Материалы: Картон или плотная бумага, можно плотная цветная бумага; разноцветные карандаши, которые нужно поточить; клей ПВА, или любой другой, который хорошо клеит и не оставляет пятен;кисточка для клея, или можно без нее.
Этапы работы:На бумаге рисуем наброски для будущей аппликации, и дополнительные элементы; точим карандаши; стружку нужного цвета
приклеиваем на бумагу.
Аппликация из ваты
Рисунки ватой по бархату. Вата очень хорошо прилипает к бархатной бумаге - получаются нежные "мягкие" картины. На бархатную бумагу нанесите рисунок. Предложите ребенку выкладывать на бархат тонкие кусочки цветной ваты. Мелкие детали можно выложить пинцетом.
Понадобится: вата, листы белой и цветной плотной бумаги, цветные фломастеры или гелевые ручки, краски, кисточки, клей ПВА.
Нетрадиционные техники лепки:
«Тестопластика» - лепка из соленого теста.
«Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином.
«Пластилиновая мозаика» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.
Соленое тесто
С самыми маленькими детьми очень хорошо начинать лепку из соленого теста. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью. Это очень приятный на ощупь, теплый, нежный, абсолютно безопасный для маленького ребенка материал, имеющий массу достоинств, а именно: приготовить его можно в любое время, тесто легко отмывается с рук, замечательно лепится, расписывать можно любыми красками, а готовыми изделиями ребенок может играть.
Готовые поделки сушат в духовке или просто на воздухе, после чего расписывают, а далее покрывают лаком. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины, панно - все это можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибок, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт.
Сдобное и пряничное тесто
Сдобное и пряничное тесто делают по рецептам кулинарных книг, подкрашивая его с помощью пищевых красителей. При этом детям интересно делать из сдобного теста декоративные узоры, цветы и фигурки птиц, зверей. В основном, используется техника создания объемной картины: из множества деталей складывается единый образ. После создания и укладывания этих образов – по принципу «перечисляющей» аппликации – на поверхность картины (пирога или раскатанного куска теста) оно выпекается.
Пряничное тесто предполагает технику создания пряничных фигур. Они могут быть плоскостные или объемные. После изготовления выпекаются в духовке, как пряники, потом покрываются прозрачной или белой сахарной глазурью.
Пластилин
В качестве наиболее популярного материала, используемого на занятиях лепкой, является пластилин. Он является мягким и пластичным материалом. Его обычно используют для изображения мелких форм из цветных частей. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.
Более того, пластилин – материал с богатыми художественными возможностями и, в отличие от глины, пластилин долгое время не высыхает. Существует несколько техник работы с пластилином:
- традиционное создание объемных форм,
- нетрадиционная техника – создание пластилиновых картин (процарапывание, отпечатки с поверхности, пластилиновый налеп (барельеф), рисование пластилином, работа с шаблоном и т.д.
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Начинать нужно с нанесения эскиза на лист картона, продумать цветовую гамму, только затем начать нанесение пластилина. Пластилин нужно разогреть, чтобы он легко размазывался по поверхности картона. Изготовление пластилиновой картины начинаем с нанесения фона, используя приемы «придавливания», «примазывания, «разглаживания». После нанесения фона начинаем работать непосредственно с основным изображением. Во время работы над картиной важно учитывать сочетания и правила смешивания цветов, добиваясь нужных оттенков. После завершения картины необходимо покрыть ее лаком для волос.
Процарапывание. Для выполнения данной техники понадобится кусок картона, разноцветный пластилин, стеки с острым концом для процарапывания пластилина. Сначала берем несколько ярких цветов пластилина и размазываем их на поверхности картона (вся поверхность должна быть покрыта). Теперь берем стеку или палочку и острым концом начинаем процарапывать изображение.
Отпечатки с поверхности. С помощью пластичных материалов можно получить и сохранить отпечатки любого предмета. Для этого нужно подготовить основу из пластилина и любым рельефным предметом наносить отпечатки, формируя какой-либо узор.
Работа с шаблоном. Для этого нам понадобится лист картона, на который предварительно нанесен рисунок, разбитый на ячейки разных цветов. После чего ребенок заполняет каждую ячейку пластилином соответствующего цвета. В итоге должно получиться задуманное изображение.
Барельеф – лепка фигуры, выступающей над поверхностью основания менее чем наполовину. Для его изготовления на лист картона наносят предварительный рисунок. Затем берем кусок пластилина нужного цвета, разминаем его в руках и наносим на рисунок так, чтобы пластилин дал необходимый объем. По мере необходимости пластилин покрывают гуашью, а затем покрывают лаком.
Контур. Для выполнения этой техники необходимо предварительно нанести на лист картона несложный рисунок. Из кусочка пластилина нужного цвета раскатать тонкий жгутик. Затем выложить его по контуру рисунка. Фон и недостающие элементы дорисовать акварельными красками.
Мозаика. На лист картона предварительно наносим рисунок. Затем раскатываем из пластилина толстые жгуты разного цвета. Далее нарезаем жгуты на мелкие кусочки, напоминающие плоские камешки. Ими и выкладываем рисунок. Готовую работу желательно покрыть лаком. Так она будет дольше храниться и лучше выглядеть.
Итак, мы видим, что существует огромное количество техник и методов рисования, лепки и работы с пластилином. Каждая из них приносит огромное удовольствие для ребенка, а также имеет большое практическое значение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация детского творчества в летний период
В летний период воспитатели продолжают работу по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту. Удобнее организов...
Консультация для воспитателей Тема: «Организация активного отдыха в летний период»
Консультация для воспитателей. Тема: «Организация активного отдыха в летний период»...
Организация детского творчества в летний период
Лето – благодатная пора для организации работы с различными материалами. Данная деятельность развивает у детей:- интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;- эстетическую отзывчивость ...
Консультация для педагогов "Особенности организации развлечений детей в летний период"
В данной консультации отражены основные формы работы с детьми в летний период....
Особенности организации детского творчества в летний период
консультация...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Организация активного отдыха в летний период»
В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщаетс...
Организация детского творчества в летний период.
Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно насладиться прогулкой на свежем воздухе, побегать, попрыгать....