Основные условия взаимодействия детского сада с семьей
статья на тему

Сидоркина Наталья Анатольевна

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

К сожалению, в практике работы детского сада с семьей ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей используется чаще, чем поддерживающее и развивающее взаимодействие.

Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения.

Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием.

Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим, продуктивным.

Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу (таблица 1).

 

Таблица 1. Основные фазы циклического взаимодействия детского сада и семьи

 

Фаза

Содержание фазы

Задачи

1 фаза

Открытие

Знакомство с достижениями сторон (семьи и дошкольного образовательного учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.

2 фаза

Прояснение ожиданий

Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.

3 фаза

Согласование

Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.

4 фаза

Оформление документов

Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.

5 фаза

Проектирование взаимодействия

Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников

6 фаза

Социально-педагогический мониторинг

Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.

7 фаза

Рефлексия

Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга

 

Важными характеристиками продуктивного взаимодействия детского сада и семьи являются ответственность и активность.

Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и отражает степень их участия как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей.

Активность – это поведение социальных субъектов (личности, группы, общности), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их личностную структуру. Применительно к системе «детский сад – семья», активность – это поведение педагогов, родителей (а также других членов семьи) и детей, определяющее развитие личности как воспитывающего взрослого, так и ребенка.

Как считают Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и Е. А. Кудрявцева [4], основными характеристиками, определяющими степень активности субъектов взаимодействия, являются:

- осознанность ценностей и смыслов взаимодействия;

- разнообразие способов и сфер взаимодействия педагогов, родителей и детей;

- привлечение к взаимодействию других субъектов воспитания (например, специалистов учреждений культуры);

- мобильность в решении проблем воспитания ребенка;

- творческий потенциал детского сада и семьи, установка на поиск новых форм взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня взаимодействие детского сада с семьей приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия детского сада и семьи, как справедливо отмечают С. А. Зеленцова и И. И. Заздравных [5], являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Контакт должен строятся таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

Все формы работы с родителями подразделяются на:

- индивидуальные;

- коллективные;

- наглядно-информационные [3].

Рассмотрим перечисленные формы работы с родителями подробнее.

Индивидуальные формы работы.

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой работы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе с детьми является посещение семьи. Посещение, с одной стороны, приносит пользу родителям – они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Беседы могут возникать, как по инициативе родителей, так и по инициативе педагогов. Они должны отвечать определенным требованиям:

- быть конкретными и содержательными;

- давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания;

- пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

- повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремиться дать им квалифицированный совет. Консультации также предполагают выполнение определенных требований:

- рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка;

- каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания.

Коллективные формы работы.

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собрании. На таких собраниях изучается и передается опыт семейного воспитания.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут быть самые разные: моральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей и т. п. На конференциях выступают педагоги, работники отдела образования, учителя, психологи – все, кто работает в системе образования. На конференциях происходит обмен опытом семейного воспитания.

Дни открытых дверей – это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Клубы родителей, бабушек, дедушек – создаются с целью увеличения круга взаимодействия семьи и детского сада. В рамках работы клуба проводятся лекции, выставки, конкурсы и т. д. Встречи в клубе позволяют родителям, другим членам семьи и педагогам лучше узнать друг друга, получить новую информацию.

Родительские тренинги помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы общения с ним, заменять нежелательные формы на конструктивные.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-то новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить проблемы развития детей.

Совместный досуг педагогов, родителей и детей (праздники, экскурсии, походы выходного дня, соревнования и т. д.). Данный вид работы побуждает участников к творческому сотрудничеству, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы.

Наглядно-информационные формы работы с родителями.

К данным формам работы относятся прежде всего:

- выставки детских работ по определенной тематике;

- информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; информация о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе; рекомендации по проведению домашних занятий; благодарность добровольным помощникам и т. п.;

- памятки для родителей;

- выставки книг, статей по проблемам семейного воспитания; папки-передвижки и папки-ширмы, содержащие краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам;

- родительская газета, которая оформляется самими родителями: газета может быть посвящена какой-то конкретной теме воспитания, описывать интересные случаи из жизни семей и т. д. [7]

Таким образом, участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.

Сегодня важнейшей задачей взаимодействия детского сада и семьи является повышение педагогической компетенции родителей. Исследования А. В. Мининой [9] показывают, что в настоящее время в образовательных учреждениях отсутствует системность и методическая поддержка педагогов в реализации программ повышения компетентности родителей, не организуются родительские встречи по вопросам воспитания самостоятельности детей, редко используются в работе эффективные формы повышения педагогической компетентности родителей и методы активизации родительского опыта, что свидетельствует о недостаточном уровне работы по повышению компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста. 

Противоречие между необходимостью формирования педагогической компетентности родителей в воспитании детей и недостаточной разработанностью практического аспекта данной проблемы позволит снять разработанная А. В. Мининой [9] модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. 

Анализ научной литературы [2, 6, 10] показывает, что в структуру педагогической компетентности родителей включаются следующие компоненты: мотивационно-личностный, гностический, коммуникативно-деятельностный и компетентностный опыт. На основе этого была спроектирована модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей, в структуру которой включаются три блока: целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный [8]. 

Важнейшими условиями формирования педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста являются: 

- грамотное руководство, организация и методическое сопровождение партнерского взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников, основанные на профессионализме педагогов; 

- использование активных форм и методов формирования родительской компетентности, направленных на повышение уровня каждого из компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей; 

- применение комплексного, интегрированного и дифференцированного подходов к реализации модели по формированию педагогической компетентности родителей. 

Реализация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста должна осуществляться по трем основным направлениям работы. 

Первое направление предполагает подготовку педагогов к взаимодействию с родителями, разработку программ, планов и содержания мероприятий, методических и практических материалов для реализации модели по формированию компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей. 

Второе направление направлено на осуществление процесса формирования педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста по программам, разработанным на основе модели в условиях разных образовательных организаций и форм дошкольного образования. 

В рамках третьего направления выявляется результативность разработанных программ, осуществлялось подведение итогов и оценивание результатов работы. Необходимо отметить, что работа в рамках всех трех направлений должна вестись параллельно и взаимосвязано. 

Данная программа позволяет пересмотреть отношение педагогов к проблеме взаимодействия с родителями, расширить знания о возможностях повышения педагогической компетентности родителей на основе использования вариативных форм и активных методов взаимодействия с семьей, активизировать участие в разработке и внедрении образовательно-игровых программ для разных категорий родителей, повысить уровень профессиональной деятельности педагогов в рассматриваемом направлении. 

С целью эффективного планирования, комплексного, интегративного и дифференцированного осуществления работы по повышению родительской компетентности в воспитании детей дошкольного возраста на основе предлагаемой структуры и содержания педагогической компетентности родителей определяются конкретные задачи для формирования каждого из компонентов компетентности. Для решения данных задач педагогам предлагается целый спектр современных форм: семейный клуб, консультации, родительские собрания, родительские конференции, тренинги, круглые столы, открытый показ детской деятельности и методов ее организации, «площадка успешности», мастер-классы, детско-родительское игровое взаимодействии, совместная проектная деятельность детей и родителей, деловые игры, опосредованные формы (интервью и беседы с детьми с последующим освещением их содержания для родителей), дистанционные формы общения с родителями (буклеты, сайт, электронная библиотека педагогической и психологической литературы, видео- и аудиолекции, записная книжка «Тренинг самостоятельности»). 

Глубокое изучение понятия, форм и методов повышения компетентности родителей, развития самостоятельности детей дошкольного возраста позволяет условно дифференцировать методы взаимодействия с родителями, способствующие более эффективному формированию каждого из компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности ребенка. 

Так, для формирования мотивационно-личностного компонента необходимо решить следующие задачи: повысить уровень заинтересованности родителей в успешном результате воспитания ребенка; привлечь их внимание к актуальности данной проблемы; помочь в осознании роли и функций самостоятельности ребенка для самореализации, необходимости определять мотивы поступков ребенка, поддерживать его интересы. Формирование данного компонента предполагает также развитие способности родителей к педагогической рефлексии, эмпатии, самоконтролю, повышение настроя на продуктивное общение со специалистами образовательного учреждения и взаимообмен опытом семейного воспитания. Основными методами решения данных задач являются: обсуждение опыта семейного воспитания, педагогических ситуаций, анализ мотивов детского и родительского поведения, анализ видеосюжетов, решение педагогических задач, упражнения, моделирование способов родительского поведения. 

Формирование гностического компонента компетентности предполагает повышение уровня знаний о качествах личности дошкольника и разных его проявлениях в младшем и старшем дошкольном возрасте, особенностях становления личностных качеств в разных видах деятельности, методах и приемах воспитания. Повышение уровня гностического компонента предполагает использование дискуссионных вопросов, апелляции к авторитетному мнению, анализ психолого-педагогической литературы, наглядной информации, самообразование. 

Коммуникативно-деятельностный компонент родительской компетентности можно формировать через развитие их умений стимулировать проявление личностных качеств ребенка; формировать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности; применять эффективные методы воспитания; способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности; строить взаимоотношения и общение с ребенком на принципах гуманистической педагогики. Данный компонент предполагает использование более активных методов: упражнения, моделирование эффективных способов общения с ребенком, анализ литературных произведений и мультипликационных фильмов, в которых затрагиваются проблемы самостоятельности, ролевое проигрывание проблемных педагогических ситуаций, проектный метод, самотестирование, самонаблюдение. 

Компетентностный опыт родители приобретают через решение специально-организованных компетентностных задач-ситуаций, которые необходимо закрепить в практике семейного воспитания. 

Таким образом, реализация модели взаимодействия детского сада с семьей на основе комплексного, интегрированного, дифференцированного подходов, грамотная организация и руководство партнерским взаимодействием педагогов и родителей, соотношение общих, подгрупповых и индивидуальных форм работы с семьей, применение активных методов способствуют обеспечению высокой эффективности работы и существенной положительной динамики уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня взаимодействие детского сада с семьей приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.

Реализация модели взаимодействия детского сада с семьей на основе комплексного, интегрированного, дифференцированного подходов, грамотная организация и руководство партнерским взаимодействием педагогов и родителей, соотношение общих, подгрупповых и индивидуальных форм работы с семьей, применение активных методов способствуют обеспечению высокой эффективности работы и существенной положительной динамики уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей. 

 

Список литературы

 

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. – 2013. – 25 ноября. - № 6241.

2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. – М.: Сфера, 2012. – 285 с.

3. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – М.: Академия, 2011. – 151 с.

4. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.

5. Зеленцова С. А., Заздравных И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка // Педагогика: традиции и инновации: Материалы международ. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 82-84.

6. Лебедева К. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 84-93.

7. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 114 с.

8. Минина А. В. Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста // Академическая наука – проблемы и достижения : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 20-21 февраля 2014 г. : в 2 т. Т. 1. – М., 2014. – С. 104-107.

9. Минина А. В. Формирование педагогической компетенции родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 13. – С. 100-104.

10. Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_usloviya_vzaimodeystviya_detskogo_sada_s_semey.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Парфенова»

ТЕМА

Основные условия взаимодействия детского сада с семьей

Итоговая творческая работа

Выполнил слушатель курсов

повышения квалификации по

программе «Эффективные способы

ФГОС ДО»                                        Сидоркина Наталья

Вольск, 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Основные условия взаимодействия детского сада с семьей…………….4

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………….17

Введение

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности детского сада, выполняющего интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе.

Одним из основных принципов дошкольного образования, сформулированных во вступившем в силу с начала 2014 г. «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (ФГОС ДО) [1], является сотрудничество дошкольных образовательных учреждений с семьей (гл. 1 ст. 1.4 п. 5).

Основная задача сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (гл. 1 ст. 1.6 п. 9). ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (гл. 1 ст. 1.7 п. 6).

Цель работы – проанализировать основные условия взаимодействия детского сада с семьей.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

- определить особенности взаимодействия детского сада и семьи как особой формы совместной деятельности;

- рассмотреть формы работы педагогов с родителями дошкольников;

- охарактеризовать современные подходы к построению модели взаимодействия детского сада с семьей.

Основные условия взаимодействия детского сада с семьей

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

К сожалению, в практике работы детского сада с семьей ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей используется чаще, чем поддерживающее и развивающее взаимодействие.

Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения.

Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием.

Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим, продуктивным.

Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу (таблица 1).

Таблица 1. Основные фазы циклического взаимодействия детского сада и семьи

Фаза

Содержание фазы

Задачи

1 фаза

Открытие

Знакомство с достижениями сторон (семьи и дошкольного образовательного учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.

2 фаза

Прояснение ожиданий

Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.

3 фаза

Согласование

Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.

4 фаза

Оформление документов

Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.

5 фаза

Проектирование взаимодействия

Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников

6 фаза

Социально-педагогический мониторинг

Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.

7 фаза

Рефлексия

Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга

Важными характеристиками продуктивного взаимодействия детского сада и семьи являются ответственность и активность.

Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и отражает степень их участия как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей.

Активность – это поведение социальных субъектов (личности, группы, общности), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их личностную структуру. Применительно к системе «детский сад – семья», активность – это поведение педагогов, родителей (а также других членов семьи) и детей, определяющее развитие личности как воспитывающего взрослого, так и ребенка.

Как считают Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и Е. А. Кудрявцева [4], основными характеристиками, определяющими степень активности субъектов взаимодействия, являются:

- осознанность ценностей и смыслов взаимодействия;

- разнообразие способов и сфер взаимодействия педагогов, родителей и детей;

- привлечение к взаимодействию других субъектов воспитания (например, специалистов учреждений культуры);

- мобильность в решении проблем воспитания ребенка;

- творческий потенциал детского сада и семьи, установка на поиск новых форм взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня взаимодействие детского сада с семьей приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия детского сада и семьи, как справедливо отмечают С. А. Зеленцова и И. И. Заздравных [5], являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Контакт должен строятся таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

Все формы работы с родителями подразделяются на:

- индивидуальные;

- коллективные;

- наглядно-информационные [3].

Рассмотрим перечисленные формы работы с родителями подробнее.

Индивидуальные формы работы.

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой работы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе с детьми является посещение семьи. Посещение, с одной стороны, приносит пользу родителям – они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Беседы могут возникать, как по инициативе родителей, так и по инициативе педагогов. Они должны отвечать определенным требованиям:

- быть конкретными и содержательными;

- давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания;

- пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

- повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремиться дать им квалифицированный совет. Консультации также предполагают выполнение определенных требований:

- рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка;

- каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания.

Коллективные формы работы.

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собрании. На таких собраниях изучается и передается опыт семейного воспитания.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут быть самые разные: моральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей и т. п. На конференциях выступают педагоги, работники отдела образования, учителя, психологи – все, кто работает в системе образования. На конференциях происходит обмен опытом семейного воспитания.

Дни открытых дверей – это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Клубы родителей, бабушек, дедушек – создаются с целью увеличения круга взаимодействия семьи и детского сада. В рамках работы клуба проводятся лекции, выставки, конкурсы и т. д. Встречи в клубе позволяют родителям, другим членам семьи и педагогам лучше узнать друг друга, получить новую информацию.

Родительские тренинги помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы общения с ним, заменять нежелательные формы на конструктивные.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-то новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить проблемы развития детей.

Совместный досуг педагогов, родителей и детей (праздники, экскурсии, походы выходного дня, соревнования и т. д.). Данный вид работы побуждает участников к творческому сотрудничеству, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы.

Наглядно-информационные формы работы с родителями.

К данным формам работы относятся прежде всего:

- выставки детских работ по определенной тематике;

- информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; информация о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе; рекомендации по проведению домашних занятий; благодарность добровольным помощникам и т. п.;

- памятки для родителей;

- выставки книг, статей по проблемам семейного воспитания; папки-передвижки и папки-ширмы, содержащие краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам;

- родительская газета, которая оформляется самими родителями: газета может быть посвящена какой-то конкретной теме воспитания, описывать интересные случаи из жизни семей и т. д. [7]

Таким образом, участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.

Сегодня важнейшей задачей взаимодействия детского сада и семьи является повышение педагогической компетенции родителей. Исследования А. В. Мининой [9] показывают, что в настоящее время в образовательных учреждениях отсутствует системность и методическая поддержка педагогов в реализации программ повышения компетентности родителей, не организуются родительские встречи по вопросам воспитания самостоятельности детей, редко используются в работе эффективные формы повышения педагогической компетентности родителей и методы активизации родительского опыта, что свидетельствует о недостаточном уровне работы по повышению компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста. 

Противоречие между необходимостью формирования педагогической компетентности родителей в воспитании детей и недостаточной разработанностью практического аспекта данной проблемы позволит снять разработанная А. В. Мининой [9] модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. 

Анализ научной литературы [2, 6, 10] показывает, что в структуру педагогической компетентности родителей включаются следующие компоненты: мотивационно-личностный, гностический, коммуникативно-деятельностный и компетентностный опыт. На основе этого была спроектирована модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей, в структуру которой включаются три блока: целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный [8]. 

Важнейшими условиями формирования педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста являются: 

- грамотное руководство, организация и методическое сопровождение партнерского взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников, основанные на профессионализме педагогов; 

- использование активных форм и методов формирования родительской компетентности, направленных на повышение уровня каждого из компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей; 

- применение комплексного, интегрированного и дифференцированного подходов к реализации модели по формированию педагогической компетентности родителей. 

Реализация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста должна осуществляться по трем основным направлениям работы. 

Первое направление предполагает подготовку педагогов к взаимодействию с родителями, разработку программ, планов и содержания мероприятий, методических и практических материалов для реализации модели по формированию компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей. 

Второе направление направлено на осуществление процесса формирования педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста по программам, разработанным на основе модели в условиях разных образовательных организаций и форм дошкольного образования. 

В рамках третьего направления выявляется результативность разработанных программ, осуществлялось подведение итогов и оценивание результатов работы. Необходимо отметить, что работа в рамках всех трех направлений должна вестись параллельно и взаимосвязано. 

Данная программа позволяет пересмотреть отношение педагогов к проблеме взаимодействия с родителями, расширить знания о возможностях повышения педагогической компетентности родителей на основе использования вариативных форм и активных методов взаимодействия с семьей, активизировать участие в разработке и внедрении образовательно-игровых программ для разных категорий родителей, повысить уровень профессиональной деятельности педагогов в рассматриваемом направлении. 

С целью эффективного планирования, комплексного, интегративного и дифференцированного осуществления работы по повышению родительской компетентности в воспитании детей дошкольного возраста на основе предлагаемой структуры и содержания педагогической компетентности родителей определяются конкретные задачи для формирования каждого из компонентов компетентности. Для решения данных задач педагогам предлагается целый спектр современных форм: семейный клуб, консультации, родительские собрания, родительские конференции, тренинги, круглые столы, открытый показ детской деятельности и методов ее организации, «площадка успешности», мастер-классы, детско-родительское игровое взаимодействии, совместная проектная деятельность детей и родителей, деловые игры, опосредованные формы (интервью и беседы с детьми с последующим освещением их содержания для родителей), дистанционные формы общения с родителями (буклеты, сайт, электронная библиотека педагогической и психологической литературы, видео- и аудиолекции, записная книжка «Тренинг самостоятельности»). 

Глубокое изучение понятия, форм и методов повышения компетентности родителей, развития самостоятельности детей дошкольного возраста позволяет условно дифференцировать методы взаимодействия с родителями, способствующие более эффективному формированию каждого из компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности ребенка. 

Так, для формирования мотивационно-личностного компонента необходимо решить следующие задачи: повысить уровень заинтересованности родителей в успешном результате воспитания ребенка; привлечь их внимание к актуальности данной проблемы; помочь в осознании роли и функций самостоятельности ребенка для самореализации, необходимости определять мотивы поступков ребенка, поддерживать его интересы. Формирование данного компонента предполагает также развитие способности родителей к педагогической рефлексии, эмпатии, самоконтролю, повышение настроя на продуктивное общение со специалистами образовательного учреждения и взаимообмен опытом семейного воспитания. Основными методами решения данных задач являются: обсуждение опыта семейного воспитания, педагогических ситуаций, анализ мотивов детского и родительского поведения, анализ видеосюжетов, решение педагогических задач, упражнения, моделирование способов родительского поведения. 

Формирование гностического компонента компетентности предполагает повышение уровня знаний о качествах личности дошкольника и разных его проявлениях в младшем и старшем дошкольном возрасте, особенностях становления личностных качеств в разных видах деятельности, методах и приемах воспитания. Повышение уровня гностического компонента предполагает использование дискуссионных вопросов, апелляции к авторитетному мнению, анализ психолого-педагогической литературы, наглядной информации, самообразование. 

Коммуникативно-деятельностный компонент родительской компетентности можно формировать через развитие их умений стимулировать проявление личностных качеств ребенка; формировать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности; применять эффективные методы воспитания; способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности; строить взаимоотношения и общение с ребенком на принципах гуманистической педагогики. Данный компонент предполагает использование более активных методов: упражнения, моделирование эффективных способов общения с ребенком, анализ литературных произведений и мультипликационных фильмов, в которых затрагиваются проблемы самостоятельности, ролевое проигрывание проблемных педагогических ситуаций, проектный метод, самотестирование, самонаблюдение. 

Компетентностный опыт родители приобретают через решение специально-организованных компетентностных задач-ситуаций, которые необходимо закрепить в практике семейного воспитания. 

Таким образом, реализация модели взаимодействия детского сада с семьей на основе комплексного, интегрированного, дифференцированного подходов, грамотная организация и руководство партнерским взаимодействием педагогов и родителей, соотношение общих, подгрупповых и индивидуальных форм работы с семьей, применение активных методов способствуют обеспечению высокой эффективности работы и существенной положительной динамики уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей. 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня взаимодействие детского сада с семьей приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.

Реализация модели взаимодействия детского сада с семьей на основе комплексного, интегрированного, дифференцированного подходов, грамотная организация и руководство партнерским взаимодействием педагогов и родителей, соотношение общих, подгрупповых и индивидуальных форм работы с семьей, применение активных методов способствуют обеспечению высокой эффективности работы и существенной положительной динамики уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей. 

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. – 2013. – 25 ноября. - № 6241.

2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. – М.: Сфера, 2012. – 285 с.

3. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – М.: Академия, 2011. – 151 с.

4. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.

5. Зеленцова С. А., Заздравных И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка // Педагогика: традиции и инновации: Материалы международ. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 82-84.

6. Лебедева К. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 84-93.

7. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 114 с.

8. Минина А. В. Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста // Академическая наука – проблемы и достижения : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 20-21 февраля 2014 г. : в 2 т. Т. 1. – М., 2014. – С. 104-107.

9. Минина А. В. Формирование педагогической компетенции родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 13. – С. 100-104.

10. Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

В.А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким чел...

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

В.А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким чел...