Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада
статья (младшая группа) на тему
Ребенок пришел в детский сад. С первой минуты он погружается в мир незнакомых людей, звуков. Наивно было бы думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя хорошо. Если он не плачет, то это не значит, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего.
Существует ряд критериев, по которым можно судить как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе:
· Поведенческие реакции,
· Заболеваемость и течение болезни
· Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
А также, знание к какому типу относиться ребенок : визуальному, аудиальному, кинестетическому.
. Первый тип ориентированна зрительное восприятие (визуальный), второй- на слуховое (аудиальный), третий – на двигательное и тактильное (кинестетический). Наиболее обычно сочетание разных типов, но, как правило, какой-то из них доминирует. Все эти типы не являются патологией, но встречаются в норме и могут определяться в раннем возрасте..
Визуальный – раньше развивается координация руки и глаза, они замечают детали, осваивают способы открывания и закрывания предметов, играют с наборами мелких предметов; предпочитают спать с ночником. Эти дети редко доставляют проблемы воспитателям: они не требуют особого внимания и могут занять себя сами. Интересуются происходящим вокруг, но не участвуют в нем, избегают контактов с окружающими, не любят, когда да них дотрагиваются, предпочитают одиночные игры.
Полезно, чтобы, находясь в группе сверстников, дети визуального типа пытались делать то же, что и другие, потому что по собственному желанию они эти виды деятельности будут игнорировать.
Аудиальный – в 2-3 года уже достаточно хорошо говорят, быстро растут в социальном плане, любят слушать кассеты и радио, хотят находиться в чьем – либо обществе, с трудом засыпают и ночью зовут родителей, любят заранее обсуждать, что они будут делать. Они не очень подвижны. Мелкая и крупная моторика развиты плохо, интереса соответствующие игрушки и виды деятельности не вызывают. Пытаясь занять свое место в коллективе, дети этого типа пробуют делать то же, что и другие, и это им идет на пользу.
Кинестетический- в 2-3- года находятся в постоянном движении, подолгу молчат, жесты предпочитают словам, играют во все активные игры и не боятся осваивать новые пространства, едят неаккуратно, отважны и разрушительны; чтобы заснуть им необходима игрушка. Словарный запас у детей этого типа маленький, речь развивается медленно, любимый тип общения – объятья, поцелуи, борьба, приставания, прикосновения. Они часто испытывают проблемы эмоционального плана, склонны к истерикам и нарушению существующего порядка. Такие дети любят находиться на улице и проводят там как можно больше времени. У них много друзей, причем часто более старших по возрасту, которым они подражают.
Детям этого типа полезно научиться понимать режим дня и требования окружающих, но их очень трудно приучить к порядку.
Соответственно, все эти типы проявляются уже в раннем детстве, можно сказать, с момента рождения ребенка. И «угадать» их не так уж и сложно! Например, «наблюдателя»легко успокоит знакомая игрушка, «слушателя»- музыка, «двигающегося»- перемещение в пространстве (например, объятия, перевороты, подкидывания) . Однако следует помнить, что ни один ребенок не является «чистым» воплощением какого-то одного типа, поэтому нужно искать способ поддержки, максимально стимулирующий развитие данной конкретной личности, и не бояться, что кому-то такой подход не помог.
Самой компактной педагогической техникой, приносящей пользу представителям всех типов, будет предоставление всесторонне ориентированных игрушек и видов деятельности, одновременно воздействующих на разные органы чувств ребенка.
Например, на прогулке мы рассказываем ребенку о том, что он видит, поем песню, даем возможность, остановившись, подойти поближе, рассмотреть предмет, а потом еще изобразить его в разных техниках- впечатления приобретаются в комплексе. Уже с младенцами полезно чередовать моменты света и темноты, движения и покоя, рассказа и тишины, конкретного ощупывания вещи и воображаемой игры с ней. Разнообразно окрашенные предметы, коллекции звуков, вкусов, запахов, тактильных и двигательных переживаний позволят стимулировать внимание, память и воображение .
Развитию зрительных способностей детей 2-3-летнего возраста способствуют игрушки с вкладышами, составление пирамидок, разглядывание фотографий знакомых людей и составление фотоальбомов, рисование различными пишущими средствами на поверхностях разногоцвета и свойства, изобилие иллюстрированных журналов, с которыми можно делать все, что угодно.
Вместе с ребенком следует наблюдать за поведением животных в природе, людей- дома, на улице, имитировать то, что было увидено, находить по описанию объекты. Следует поощрять разливание воды из сосуда по чашкам или стаканам, заведение волчка или юлы, рисование как бы накрытого стола и накрывание на настоящий стол, использование магнитов и фигурок с магнитами для игры на дверце холодильника. Если ребенок отстает в зрительном развитии, рекомендуется учить его закрывать на некоторое время глаза (в том числе и руками) и открывать их снова, смотреть на мир через цветную прозрачную бумагу, через трубочку, в темноте и при свете, играть в магазин и в детскую почту, описывать предметы не глядя на них, рассказывать истории в темноте, следить за изменением цветау предметов при перекатывании их, при изменении температуры, при намокании и высушивании, наблюдать за облаками лежа на спине, лепить из разных материалов, смотреть на спортивные соревнования, изучать детские иллюстрированные книги со всякими встроенными фокуса и, собирать коллекции некрупных предметах.
Чтобы развивать слуховые навыки у активного слушателя, нужно научить ребенка пользоваться наушниками и слушать радио и магнитофон всегда, когда он этого захочет; устраивать встречи ребенка с другими детьми, просить ребенка рассказать о том, что он видит, знает, чувствует, и объяснить что-то , при этом дополняя и развивая услышанное, обязательно завести ритуал ежедневного чтения, давать слушать звуки разного происхождения и обсуждать их, описывать свою предстоящую деятельность и вовлекать ребенка в ее обсуждение, рисовать по описанию ребенка, просить угадать, что изображено пантомимой.
Если речевые способности ребенка плохо развиваются, можно обсуждать вещи и предметы, которыми ребенок особенно интересуется, приобретать игрушки, издающие разные звуки, книжки, способствующие активным движениям во время чтения, искать друг друга или предмет по звуку, по описанию места, где он спрятан, петь песни из знакомых мультфильмов.
Чтобы развить двигательную активность, поместите разные на ощупь материалы в коробку. Ребенку моторного типа нравиться ощупывать и ощущать разные крупы, сорта бобовых, хлопья и т.д. Такие дети обожают качаться на качелях и ездить на катающихся игрушках, играть с гигантскими кубиками, плавать, играть с простыми ракетками, клюшками и мячами, заниматься гимнастикой, возиться- бороться, залезать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду,играть с граблями, с камнями, поливать, выдергивать сорняки, катать игрушки, подметать и мыть пол.
Если крупная моторика развивается у ребенка не очень быстро, можно учить сохранять равновесие при ходьбе по доске и бревну, карабкаться на предметы, ходить под музыку, следя за координацией рук и ног, играть в удобные для схватывания мячи, устраивать игры- пантомимы. Хорошо сделать игрушечный домик с открывающимися и закрывающимися окошками, где ребенок мог бы устроить себе жилище..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_2-3_let_k_usloviyam_detskogo_sada.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок пришел в детский сад. С первой минуты он погружается в мир незнакомых людей, звуков. Наивно было бы думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя хорошо. Если он не плачет, то это не значит, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего.
Существует ряд критериев, по которым можно судить как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе:
∙ Поведенческие реакции,
∙ Заболеваемость и течение болезни
∙ Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
А также, знание к какому типу относиться ребенок : визуальному, аудиальному, кинестетическому.
. Первый тип ориентированна зрительное восприятие (визуальный), второй- на слуховое (аудиальный), третий – на двигательное и тактильное (кинестетический). Наиболее обычно сочетание разных типов, но, как правило, какой-то из них доминирует. Все эти типы не являются патологией, но встречаются в норме и могут определяться в раннем возрасте..
Визуальный – раньше развивается координация руки и глаза, они замечают детали, осваивают способы открывания и закрывания предметов, играют с наборами мелких предметов; предпочитают спать с ночником. Эти дети редко доставляют проблемы воспитателям: они не требуют особого внимания и могут занять себя сами. Интересуются происходящим вокруг, но не участвуют в нем, избегают контактов с окружающими, не любят, когда да них дотрагиваются, предпочитают одиночные игры.
Полезно, чтобы, находясь в группе сверстников, дети визуального типа пытались делать то же, что и другие, потому что по собственному желанию они эти виды деятельности будут игнорировать.
Аудиальный – в 2-3 года уже достаточно хорошо говорят, быстро растут в социальном плане, любят слушать кассеты и радио, хотят находиться в чьем – либо обществе, с трудом засыпают и ночью зовут родителей, любят заранее обсуждать, что они будут делать. Они не очень подвижны. Мелкая и крупная моторика развиты плохо, интереса соответствующие игрушки и виды деятельности не вызывают. Пытаясь занять свое место в коллективе, дети этого типа пробуют делать то же, что и другие, и это им идет на пользу.
Кинестетический- в 2-3- года находятся в постоянном движении, подолгу молчат, жесты предпочитают словам, играют во все активные игры и не боятся осваивать новые пространства, едят неаккуратно, отважны и разрушительны; чтобы заснуть им необходима игрушка. Словарный запас у детей этого типа маленький, речь развивается медленно, любимый тип общения – объятья, поцелуи, борьба, приставания, прикосновения. Они часто испытывают проблемы эмоционального плана, склонны к истерикам и нарушению существующего порядка. Такие дети любят находиться на улице и проводят там как можно больше времени. У них много друзей, причем часто более старших по возрасту, которым они подражают.
Детям этого типа полезно научиться понимать режим дня и требования окружающих, но их очень трудно приучить к порядку.
Соответственно, все эти типы проявляются уже в раннем детстве, можно сказать, с момента рождения ребенка. И «угадать» их не так уж и сложно! Например, «наблюдателя»легко успокоит знакомая игрушка, «слушателя»- музыка, «двигающегося»- перемещение в пространстве (например, объятия, перевороты, подкидывания) . Однако следует помнить, что ни один ребенок не является «чистым» воплощением какого-то одного типа, поэтому нужно искать способ поддержки, максимально стимулирующий развитие данной конкретной личности, и не бояться, что кому-то такой подход не помог.
Самой компактной педагогической техникой, приносящей пользу представителям всех типов, будет предоставление всесторонне ориентированных игрушек и видов деятельности, одновременно воздействующих на разные органы чувств ребенка.
Например, на прогулке мы рассказываем ребенку о том, что он видит, поем песню, даем возможность, остановившись, подойти поближе, рассмотреть предмет, а потом еще изобразить его в разных техниках- впечатления приобретаются в комплексе. Уже с младенцами полезно чередовать моменты света и темноты, движения и покоя, рассказа и тишины, конкретного ощупывания вещи и воображаемой игры с ней. Разнообразно окрашенные предметы, коллекции звуков, вкусов, запахов, тактильных и двигательных переживаний позволят стимулировать внимание, память и воображение .
Развитию зрительных способностей детей 2-3-летнего возраста способствуют игрушки с вкладышами, составление пирамидок, разглядывание фотографий знакомых людей и составление фотоальбомов, рисование различными пишущими средствами на поверхностях разногоцвета и свойства, изобилие иллюстрированных журналов, с которыми можно делать все, что угодно.
Вместе с ребенком следует наблюдать за поведением животных в природе, людей- дома, на улице, имитировать то, что было увидено, находить по описанию объекты. Следует поощрять разливание воды из сосуда по чашкам или стаканам, заведение волчка или юлы, рисование как бы накрытого стола и накрывание на настоящий стол, использование магнитов и фигурок с магнитами для игры на дверце холодильника. Если ребенок отстает в зрительном развитии, рекомендуется учить его закрывать на некоторое время глаза (в том числе и руками) и открывать их снова, смотреть на мир через цветную прозрачную бумагу, через трубочку, в темноте и при свете, играть в магазин и в детскую почту, описывать предметы не глядя на них, рассказывать истории в темноте, следить за изменением цветау предметов при перекатывании их, при изменении температуры, при намокании и высушивании, наблюдать за облаками лежа на спине, лепить из разных материалов, смотреть на спортивные соревнования, изучать детские иллюстрированные книги со всякими встроенными фокуса и, собирать коллекции некрупных предметах.
Чтобы развивать слуховые навыки у активного слушателя, нужно научить ребенка пользоваться наушниками и слушать радио и магнитофон всегда, когда он этого захочет; устраивать встречи ребенка с другими детьми, просить ребенка рассказать о том, что он видит, знает, чувствует, и объяснить что-то , при этом дополняя и развивая услышанное, обязательно завести ритуал ежедневного чтения, давать слушать звуки разного происхождения и обсуждать их, описывать свою предстоящую деятельность и вовлекать ребенка в ее обсуждение, рисовать по описанию ребенка, просить угадать, что изображено пантомимой.
Если речевые способности ребенка плохо развиваются, можно обсуждать вещи и предметы, которыми ребенок особенно интересуется, приобретать игрушки, издающие разные звуки, книжки, способствующие активным движениям во время чтения, искать друг друга или предмет по звуку, по описанию места, где он спрятан, петь песни из знакомых мультфильмов.
Чтобы развить двигательную активность, поместите разные на ощупь материалы в коробку. Ребенку моторного типа нравиться ощупывать и ощущать разные крупы, сорта бобовых, хлопья и т.д. Такие дети обожают качаться на качелях и ездить на катающихся игрушках, играть с гигантскими кубиками, плавать, играть с простыми ракетками, клюшками и мячами, заниматься гимнастикой, возиться- бороться, залезать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду,играть с граблями, с камнями, поливать, выдергивать сорняки, катать игрушки, подметать и мыть пол.
Если крупная моторика развивается у ребенка не очень быстро, можно учить сохранять равновесие при ходьбе по доске и бревну, карабкаться на предметы, ходить под музыку, следя за координацией рук и ног, играть в удобные для схватывания мячи, устраивать игры- пантомимы. Хорошо сделать игрушечный домик с открывающимися и закрывающимися окошками, где ребенок мог бы устроить себе жилище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей трех - четырех лет к условиям детского сада
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит л...
"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...
Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
Не секрет что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском с...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью изобразительной деятельности
ИЗО для младших дошкольников...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!
В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...
Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «В детский сад идти пора»
Актуальность.Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные дл...