проект по пожарной безопасности "Осторожно огонь"
проект (подготовительная группа) на тему

проек по пожарной безопасности для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для подготовительной группы115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                                                                                                                                 учреждение «Детский сад №9 «Лучик» с. Подгорное»

Проект по пожарной безопасности

«Осторожно, огонь!»

для детей подготовительной группы

                

Выполнила: воспитатель МБДОУ №9

Иванникова Н.И.

 Ленинск – Кузнецкий район, 2014-2015 г.г.

«Осторожно, огонь!»

Проект по пожарной безопасности для детей подготовительной группы.

Цель проекта – формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и укрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в МБДОУ. Активизация работы с родителями для детей подготовительной группы по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формирование готовности родителей к сотрудничеству с МБДОУ.

ЗАДАЧИ        

1.Обобщить, закрепить         и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности. Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.        

2.        Выработать систему воспитательно ¬ образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению. Способствовать созданию методического и предметного обеспечения образовательного процесса.

        3. С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с родителями детей подготовительной группы по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.

4. Координировать усилия ДОУ, семьи и спецслужб для создания оптимальных условий безопасной жизнедеятельности дошкольников. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.

Проект предполагает работу в три этапа:

Этапы проекта:        

1. подготовительный        

2. Основной

3. Заключительный

        

        АКТУАЛЬНОСТЬ: по данным органов пожарной охраны каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточно внимание в МБДОУ ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, во-вторых, родители мало обучают навыкам правильного поведения в быту. Актуальность проекта вызвана еще тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников процесса. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.        Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.        

Вид проекта - информационно-практический.

Участники - дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели МБДОУ.

Время реализации проекта: учебный 2014-2015 учебный год.

Этапы реализации проекта

На 1 подготовительном этапе:

Анкетирование родителей. Диагностика знаний детей по пожарной безопасности. Приобретение и изготовление наглядного и дидактического материала по пожарной безопасности. Разработка перспективного планирования. Подборка атрибутов, подбор тематических видеофильмов, пополнение предметно – игровой развивающей среды, приобретение пособий.

На 2 основном этапе

Специально организованные занятия согласно перспективного плана (приложение № 1). Ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы (приложение № 2). Исследовательская детская деятельность (опыты, практические упражнения). Игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры). Экскурсия в пожарную часть. Встречи с интересными людьми профессии «пожарный». Игры-драматизации, развлечения, спортивные досуги. Организация тематических конкурсов поделок и рисунков.  Родительский час «Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности». Выпуск буклета для родителей «Правила пожарной безопасности». Информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы», «Огонь друг – огонь враг». Посещение в библиотеке выставки книг и иллюстраций «Все об огне и о пожарах».

На 3 заключительном этапе

Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам пожарной безопасности. Выставка детских работ (поделок, рисунков «Осторожно, огонь!»)

Процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

• Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;

• Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности);

• Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности.

Содержание темы  реализуется через разнообразные виды деятельности:

• Система теоретических, практических занятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности, ценностей здорового образа жизни, экологической культуры.

• Беседы, основанные на опыте детей.

• Дидактические игры

• Сюжетно – ролевые игры

• Игры – драматизации

• Игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой

• Викторины

• Конкурсы

• Чтение художественной литературы

• Продуктивную деятельность: изодеятельность, аппликация, конструирование

• Составление творческих рассказов на противопожарную тему

• Спортивные развлечения

Детям необходимо представить следующее:

• Опасность пожара – от чего ожидать беды, что грозит самому, окружающим, природе, животному миру.

• Причина – от чего случилась или произошла беда, что способствовало реализации опасности.

• Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.

Проводя такую работу, необходимо учитывать возрастные особенности каждого ребенка. На восприятие материала влияет не только его «интересность», но и сама личность воспитателя, манера его речи, поведение, настроение. Рассказывая дошкольникам об опасности пожара, воспитателю очень важно выбрать интонацию, тактику. Нельзя на занятии выложить детям тревожные цифры и страшные факты. Поскольку дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут развиться невротические состояния, последствия которых будут проявляться даже во взрослой жизни. Психологи считают: чем серьёзнее тема обсуждения, тем спокойнее должен быть тон воспитателя

Ожидаемые результаты:

• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.

• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.

• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.

• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.

• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

Интеграция образовательных областей

в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности

«Безопасность»

Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.

«Познание»

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов) .

«Коммуникация»

Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

«Социализация»

Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.

«Чтение художественной литературы»

Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.

«Физическая культура»

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.

«Музыка»

Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.

«Труд»

Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.

«Художественное творчество»

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)


План работы  по формированию знаний по пожарной безопасности

Сентябрь

 Тема: «Огонь- друг, огонь - враг» (занятие).

Программные задачи: Показать значение огня в жизни человека, дать представление о причинах возникновения пожара, познакомить с правилами поведения во время пожара, развивать способность адекватно реагировать в экстремальных ситуациях

 Октябрь 

Тема: Экскурсия по детскому саду.

Программные задачи: Ознакомить с уголком пожарной безопасности, планом эвакуации, с условными схемами, расширить знания о противопожарной работе в детском саду. Расширить словарный запас (схемы, эвакуация, огнетушитель, пожарный рукав)

           Ноябрь

Тема: Занятие по развитию речи. Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар».

Программные задачи: Закрепить знания о возникновении пожара, его опасности, систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров.

       Декабрь

 Тема: Экскурсия в пожарную часть. Ознакомление с пожарной техникой, со спецификой профессии пожарного.

Программные задачи: Закрепить знания о профессии пожарного и правилах поведения во время пожара. Воспитывать интерес и уважение к труду пожарного

 Январь

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».

Программные задачи: Совершенствовать и расширять игровые умения. Закрепить знания о профессии пожарного. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.

        Февраль

Тема: Занятие «Большая беда от маленькой спички».

Программные задачи: Совершенствовать знания о пожарной безопасности, умение находить и называть предметы, необходимые для тушения пожара.

         Март 

 Тема: Викторина «Береги свой дом от пожара».

Программные задачи: Закрепить знания об опасных предметах, от которых может возникнуть пожар. Совершенствовать навыки правильного поведения. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

       Апрель

Тема: Комплексное занятие «Пожарная безопасность в природе».

Программные задачи: Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

        Май

Тема: Спортивный праздник        «Юный пожарный».

Программные задачи: Закрепить знания о пожарной безопасности: правила обращения с огнем в быту и на природе. Закрепить умение вести себя в экстремальных ситуациях. Обобщить знания о профессии пожарных.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.

2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

3. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.

4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

5. Детский сад от А до Я. 2006. №4.

6. Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007.

7. Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.

8. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

9. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

10. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.

11. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по пожарной безопасности. "Огонь - наш друг, огонь - наш враг".

Обобщение, закрепление и активизация знаний детей по пажарной безопасности через совместные мероприятия с участием детей, родителей, воспитателя, музыкального руководителя....

Проект по пожарной безопасности: "Огонь- полезный и опасный"

Проект по пожарной безопасности: Огонь- полезный и опасный...

Проект по пожарной безопасности Огонь – друг, огонь - враг!

Каждый из нас не раз слышал русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обра...

Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»

Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»...

Проект по пожарной безопасности "Огонь - друг, огонь - враг"

По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости. Поэтому детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности....

Проект по пожарной безопасности Огонь – друг, огонь - враг!

В современной квартире имеется много потенциальных источников пожара: неисправные электроприборы, перегрузка электросети (как правило, она является следствием одновременного включения в одну розетку б...

Проект по пожарной безопасности Огонь-друг, огонь-враг

Закрепление знаний детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар.Систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара....