рабочая программа старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Рабочая прграмма  на 2014-2015 учебный год составлена с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pautinka_2014-2015.docx111.24 КБ

Предварительный просмотр:

                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ

СТАРШЕЙ  ГРУППЫ

«ПАУТИНКА»

                                                       2014г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Целевой раздел Программы:

1.1 Пояснительная записка: 

Цели и задачи Программы.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Возрастные особенности детей от 5до 6 лет (приложение № 1 ).

1.2 Планируемые результаты освоения Программы.

2. Содержательный раздел Программы:

2.1 Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», « Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

3. Организационный раздел Программы:

3.1 Организация предметно-развивающей  образовательной среды:

Перечень оборудования  (приложение № 3).

3.2  Организация режима дня(приложение № 4);  перечень основных видов организованной образовательной деятельности.

- Комплексно-тематическое планирование,  культурно- досуговая деятельность, перечень развлечений и праздников (приложение № 2).

- Система закаливающих процедур (приложение №  5).

-Режим двигательной активности (приложение №   6).

3.3 Работа семьей

- Перечень методической литературы (приложение № 7).

1Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа - нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников в группе создается индивидуальная педагогическая модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 « Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»), в котором выделены образовательные области:

«Социально - коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

  Рабочая программа разработана на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения детского сада №125 комбинированного вида Выборгского района («Образовательная программа детского сада №125»), с учетом «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (2.4.1.3049-13  № 26 от 15.05.2013 г.) и закона «Об образовании в РФ» вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.

   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей  группы.

         Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1.Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

2.Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру (социальному, природному, рукотворному), воспитывать культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения, стремление к сотрудничеству, взаимодействию со сверстниками и близкими взрослыми.

3.Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире.

4.Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, (в играх, изобразительной, театральной, музыкальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.

5.Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками.

6.Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе.

7.Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и поступкам, радость взросления, понимания роста возможностей и достижений.

8.Обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.

Рабочая программа основана на следующих принципах и подходах:

  •  принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечение единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  •  принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Характеристика контингента детей старшего дошкольного возраста

В старшей  группе (возраст от 5 до 6лет ) 20 детей мальчиков 10,девочек 10.

              Возрастные особенности детей представлены в приложении № 1.

1.2 Планируемые результаты освоения программы

 

Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования уровня развития и образования воспитанников в данный возрастной период освоения программы по 5-ти направлениям развития детей.

      К шестилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития и образования ребенка:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.

Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.

Знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности.

Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.

Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира.

Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляют последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.

Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и

Образовательная область «Речевое развитие»

Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.

                               Образовательная область «Физическое развитие»

Проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.

Самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Замечает непорядок в одежде соседа, друга. Одеваться быстро и самостоятельно .Оказывать помощь товарищу.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности

         Содержание Программы обеспечивает полноценное  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представленными в пяти образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

     

2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

     

        Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и  реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация);  музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Образовательные задачи  решаются через различные формы организации образовательного процесса детей:

  • через непосредственно - образовательную деятельность;
  • в ходе режимных моментов;
  • в совместной деятельности детей с педагогом;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • в совместной деятельности с семьей.

       Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная непосредственно образовательная деятельностьИнтегрированная непосредственно образовательная деятельность поможет устранить все те неизбежные противоречия, которые, несомненно, возникнут между развитием личности ребенка и педагогическим процессом.

  В образовательной программе, которую мы реализуем, прописаны все области образовательной деятельности через различные формы, где особое место уделяется игре. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста, обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности.

 Особенностью организации образовательной деятельности  является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и   целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Предполагает: индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Совместная деятельность взрослого с ребёнком, это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

    Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией
  • понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата
  • наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников
  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата

Образовательный процесс в ДОУ строится на основе метода проектов, как способа организации педагогического процесса, основанного на принципах интеграции, на взаимодействии педагогов и воспитанников, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.

Под проектом мы подразумеваем многоэтапное, продленное по времени действо, в котором участвуют и родители, и дети, и узкие специалисты сада (музыкальный руководитель, учитель - логопед, инструктор по физической культуре), которые с различных сторон занимаются погружением в тему.

                    Методы организации образовательной деятельности

        Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ.

Наглядные методы: наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов, ЭОР.

Практические методы: упражнения, трудовые действия, опыты.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции видов деятельности и тематического планирования (Приложение №2)

Образовательные

области

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение худ. литературы, продуктивная

Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, рассматривание картин и иллюстраций, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов.

Познавательное развитие

познавательно-исследовательская, игровая, чтение худ. литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная),

трудовая, музыкально-художественная

Наблюдения, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, чтение худ.литературы, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций,  викторины, экскурсии, реализация проектов.

Речевое развитие

коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение худ. литературы, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая, двигательная.

Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, разучивание стихов, обсуждение худ. произведений,  драматизация, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения, реализация проектов.

Художественно-эстетическое развитие

продуктивная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, коммуникативная,

двигательная, игровая

 Рисование, лепка, аппликация,  рассматривание картин и иллюстраций; конструирование из разных материалов; моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок;  слушание музыки, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

Физическое развитие

двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная

Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки , упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины,

игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, экскурсии, реализация проектов.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В группе предусмотрены «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.

В группе создаются различные центры активности:

 «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций клас-сификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Поиск 9-го», «Найди отличия». Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Игры с правилами (лото,  домино и маршрутные игры («ходилки»)

Ткань, дерево, бумага, мех и др. материалы для организации детского экспериментирования, микроскоп т др., природные  материалы,

 «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность); Изобразительные материалы: бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти, схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник,  пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок для  изготовлении каких-либо конструкций и поделок, место для демонстрации созданных детьми работ.

 «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; сюжетно-ролевые  игры,  отражающие  различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов,  коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов,  альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы, набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, бросовый материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

 «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников; художественная  литература в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии.

 «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей;  (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания)

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Перечень оборудования предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении предоставлен в приложении № 3  .

3.2 Организация режима дня пребывания детей в группе

Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели.

 Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду с 7.30 -19.30

Структура образовательного года:

-1 сентября – начало образовательного года;

-1 по15 сентября - адаптационный, диагностический период;

-15сентября по 30 декабря – образовательный период;

- 1по8 января – зимние каникулы;

- 9января по 15 мая – образовательный период;

- 16мая по 31 мая – диагностический период;

- 1июня по 31 августа – летний оздоровительный период.

Режим скорректирован с учетом работы дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, времени года, длительности светового дня и т. п.)  и социального заказа родителей. При осуществлении режимных моментов  учтены также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.).

В представленном режиме дня (приложение № 4) выделено специальное время для чтения детям  для эффективного решения программных задач. Для детей 5-6 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного -  до 20-25 минут.

      Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.

По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 6 лет планируют не более 12 занятий в неделю продолжительностью не более 25 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Распределение основных видов

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе «Паутинка» 2014-2015 г.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

9.00 – 9.25

Познавательное развитие

 (Исследовательская экспериментальная деятельность/ Ознакомление с миром природы)

Совместная деятельность

Социально-коммуникативное  развитие (Формирование ценностного отношения к труду/ Формирование основ безопасности)

10.05-10.30

Художественно- эстетическое развитие

(Музыка)

9.00 – 9.25

Познавательное развитие

(ФЭМП)

Совместная деятельность

Социально-коммуникативное  развитие

(Формирование социальных отношений)

10.10-10.35

Физическое развитие

(Физическая культура)

9.00 – 9.25

Речевое развитие

(Развитие речи)

Совместная деятельность

Художественно-

эстетическое развитие

(Конструиро-

вание/

Рисование)

10.05 – 10.30

Художественно- эстетическое развитие

(Музыка)

9.00 – 9.25

Познавательное развитие

(Формирование целостной картины мира)

9.40-10.05

Художественно- эстетическое развитие

(Лепка/ Аппликация)

Физкультура на улице

15.05-15.30

Музыкальный досуг

9.00 – 9.25

Речевое развитие

(Развитие речи/

Грамота)

9.35 – 10.00

Художественно- эстетическое развитие

(Рисование)

12.05-12.30

Физическое развитие

(Физическая культура)

Система закаливающих процедур представлена в приложении № 5 .

Режим двигательной активности – приложение № 6


Приложение № 1

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать 23 по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда  выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).

                                                                                               

                                                                                         Приложение № 2

Комплексно – тематическое планирование для детей 5-6 лет

Для организации традиционных событий эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности.

Тема

Краткое содержание традиционных событий и праздников

Мероприятие

Примечание

Сентябрь

Детский сад

«Мы снова вместе. Что изменилось в нашей группе». Развитие умений выражать доброжелательное отношение к сверстнику в ситуациях «Добрые пожелания», готовности к общению и сотрудничеству.

Изготовление «Визитной карточки группы»: название группы, обоснование названия, фотографии детей с «комплиментами» сверстников

и пожеланиями друг другу, афиша событий (альбом с отдельными страницами.

Впечатления о лете

«Мое летнее путешествие». Обмен впечатлениями от летнего отдыха, рассматривание семейных фотографий, расспрашивание друг друга об отдыхе и событиях лета, составление рассказов с опорой на фотографии. Составление с родителями альбома и рассказа по нему.

Составление совместно с родителями «Наше лето».

Отражение летних событий в сюжетно-ролевых играх («Морское путешествие», «Поездка на дачу» и др.)

Рисунки о лете.

Игра Кафе-мороженое.

Летние дни рождения

«Игры для летних именинников».

Подбор игр (подвижных, музыкальных, словесных), которыми можно порадовать летних изменников.

 Поздравление летних именинников (рисунки, пожелания, песенки – самовыражение детей.

Вечер досуга «Игры для летних изменников»

 

Октябрь

Осень

«Как мы следы осени искали». Наблюдения за природой на прогулке в детском саду и с родителями. Приспособление животных и растений к жизни осенью. Создание экологического дневника.

Изготовление и презентация странички экологического дневника об осени: рисунки и рассказы детей об осени и осенних изменениях в природе

Гербарий.

Разучивание стихов о осени.

«Дары осени: Откуда хлеб пришел».

Воспитание уважения к людям, благодаря труду которых хлеб появляется на нашем столе. Установление связей между трудом людей разных профессий.

Создание диафильма (хронологическая лента) «Как выращивают хлеб

Игра-занятие «откуда пришел хлеб»

Страна, в которой я живу

«Мы разные, мы вместе». Воспитание интереса к жизни людей разных национальностей на территории России, их образу жизни, традициям. Установление связей между природными условиями и особенностями жизни людей (на Крайнем Севере, на Юге России). Воспитание уважения и дружеских чувств по отношению к россиянам разных национальностей.

Создание и презентация журнала «Страна, в которой мы живем» с детскими рассказами «Пожелания стране».

Москва столица нашей родины.

Конкурс на лучшего чтеца о нашей родине.

Рисунки о родине «Где я хотел бы жить».

«Что рассказывают о России флаг и герб». Воспитание уважения к символике России. Развитие творческих способностей детей, направленных на использование цвета, знаков и символов в процессе создания визитной карточки группы.

 

Продолжение создания «Визитной карточки группы» - придумывание и презентация символики группы.

Развивающие игры-Государственные символы России, Москва.

Наш город.

Твой Петербург.

С чего начинается Родина.

«Старикам везде у нас почет» (мини-проект). Знакомство детей с элементарными формами проявления заботливого отношения к пожилым людям, выражения внимания к ним. Чтение произведений детской литературы о пожилых людях.

Социальная акция «Подарки для пожилых людей».

Ноябрь

Моя малая Родина - город

«Главные достопримечательности малой Родины». Знакомство с символическим смыслом некоторых символов и памятников города. Развитие умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Знакомство с назначением разных общественных учреждений города/поселка (поликлиника. магазин, школа, кинотеатр, кафе и др.)

 

Коллективное панно–коллаж с символами города.

Презентация фотовыставки с рассказами детей о любимых местах города/поселка (совместно с родителями)

Наш город.

Твой Петербург.

Плыл кораблик по волнам….

Мосты в нашем городе.

День матери

Однодневный проект «Поздравление для мамы». Воспитание желания проявлять заботливое отношение к маме, выражать отношение при помощи ласковых слов.

Оформление выставки рисунков к Дню матери.

Моя любимая мама

Составление рассказов.

Мир игры

«История игрушки». Знакомство с народными промыслами по созданию игрушек. С утилитарной и эстетической функциями народной игрушки. Участие в творческой мастерской по изготовлению и росписи игрушек.

 

Создание в группе временной выставки «Игрушки старинные и современные» (совместно с родителями). и путеводителя по выставке.

Конкурс на лучшую любую куклу(деревянная, тряпичная, глиняная.)

Осенние Дни рождения

«Добрые пожелания в День рождения (этикет)». Формулирование и оформление добрых пожеланий сверстникам. Изготовление подарков для именинников

Заполнение визитной карточки группы «Осенние именинники».

Концерт и подарки для именинников

Праздник (Свадьба Морковки)

Приготовление овощного салата.

Заседание семейного клуба .Отмечаем юбилей.5 лет

Декабрь

Мой мир

«Кто я, какой я?». Уточнение представлений ребенка о себе, своих умениях, любимых занятиях, играх, книгах, впечатлениях.

 

 

 

Начало создания индивидуальных портфолио. «Мои успехи и достижения».

Почему меня так назвали.

Начало зимы

«Жалобная книга природы». Знакомство с потребностями птиц и животных в осенне-зимний период и способами помощи человека природе. Изготовление кормушек для птиц. Укрывание растений на участке детского сада, кормление птиц.

Детское книгоиздательство (жалобы природы и наши ответы, поделки).

Заполнение экологического дневника (конец осени – начало зимы).

К нам приходит Новый год

«В гостях у Деда Мороза. Мастерская Деда Мороза».

Выполнение заданий от Деда Мороза по украшению группы. Изготовление новогодних игрушек и поделок.

«Украшаем группу сами» (коллективный творческий проект). Конкурс украшений.

Заполнение визитной карточки группы (фотографии детских поделок, новогодний дизайн группы, фотографии деятельности детей)

Выставка Новогодних

игрушек (старинные и современные игрушки) – совместно с родителями.

Январь

Рождественское чудо

«Волшебные сказки Рождества».

Знакомство с художественными произведениями о Зиме и о традициях празднования Рождества (поэзия, музыка, живопись, сказки, рассказы).

 

 

 

Детское книгоиздательство «Книга детского творчества о волшебстве и новогодних чудесах» (сказки, рисунки).

Я и мои друзья

«Если с другом вышел в путь…».

Знакомство с творчеством детских писателей, в произведениях которых отражена тема дружбы. Отражение темы «дружба» в изобразительном искусстве и музыкальных произведениях для детей.

Проведение литературной викторины.

Изготовление подарка для друга.

Заполнение странички индивидуально портфолио «Мой друг».

Рисунок- мой друг.

День Ленинградской победы

«Кусочек блокадного хлеба». Воспитание уважения к защитникам Ленинграда, чувства сопереживания блокадным детям, бережного отношения к хлебу.

Создание альбома о блокаде с рисунками и рассказами детей

Региональный компонент: Семейная история о блокаде (войне).

Участие в социальной акции

«Свеча в окне» (совместно с родителями)

Февраль

Профессии родителей

«Дома мама и папа, а на работе?» Знакомство с конкретными профессиями, установление связи между ними.

Создание диафильма (мультфильма) е

Альбом профессий.

Зима

«Зимние хлопоты». Выявление детьми качеств и свойств воды, льда, снега, песка, почвы, камней. Определение зависимости их состояния от воздействия температуры, воздействия солнца, влажности, сезона.

Создание и презентация картотеки опытов и экспериментов.

Заполнение экологического дневника (конец зимы).

Рисование на снегу-цветной водой.

Защитники Отечества

«Могучи и сильны российские богатыри». Знакомство и детей с былинными и современными защитниками Родины, их качествами, внешним обликом. Интервьюирование пап и дедушек о защите Родины.

Подготовка сценария спортивного праздника.

Создание на основе интервью газеты «Защитники Отечества»

Спортивный праздник (для детей и пап, старших братьев).

 Горжусь тобой папа.

Зимние Дни рождения

«Открытки для именинников». Рассматривание поздравительных открыток, способов их оформления. Выбор и освоение техник изготовления.

 Заполнение визитной

карточки группы «Зимние именинники».

Концерт и подарки для именинников

 Заседание семейного клуба. К.В.Н.

Март

Красота в искусстве и жизни

«Самая красивая мамочка моя». Знакомство с женскими образами в разных видах искусства. Рассматривание фотопортретов мам. Составление рассказов о мамах и оформление пожеланий.

Подготовка фотовыставки мам с пожеланиями и рассказами детей.

«Модное дефиле» (выбор шляпок, аксессуаров для девочек и для мам).

Конкурс на лучшую причёску.

Скоро в школу

«Хочу все знать». Выполнение проектов на основе индивидуальных познавательных вопросов детей. Знакомство с разными источниками и способами получения информации, формами презентации результатов познания.

Презентация индивидуальных проектов.

Заполнение визитной карточки группы «Готовимся к школе».

Заполнение странички индивидуально портфолио «Лесенка моих интересов».

Книжкина неделя

«Книжный гипермаркет». Обогащение представлений детей о роли книг в жизни людей, о многообразии книг, о разных формах книг (книга на бумажном носителе, на электронном носителе, аудиокнига); о бумаге, как материале для изготовления книг, её свойствах и качествах.

Изготовление детьми книг.

«Открытие книжного гипермаркета» (сюжетно-ролевая игра).

Заполнение визитной карточки группы «Любимые писатели детей нашей группы» индивидуально портфолио «Мои любимые книги»

Весна

«Весна пришла». Поиск примет весны в природе. Установление связей между изменениями в неживой и живой природе.    

 

Заполнение экологического дневника (начало весны).

Рисунки и рассказы детей о весне и весенних изменениях в природе.

Апрель

Юмор в нашей жизни

«Веселые истории в нашей группе».

Рассматривание иллюстраций к детским книгам. Выявление смешного в литературных произведениях, установление ассоциаций с веселыми событиями, происходящими в группе. Подведение к пониманию того, над чем можно смеяться, а над чем нет

 

 

Детское книгоиздательство: Журнал группы «Веселые картинки» – рисунки, рассказы, комиксы, страничка о писателях- юмористах (связь с работой по знакомству с детскими писателями)

Тайна третьей планеты

«Первые полеты человека в космос». Знакомство с именами людей, которые первыми полетели в космос, с моральными и физическими качествами космонавтов с подготовкой людей к космическим путешествиям (тренировки, обучение). Мастерская по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Знакомство с названиями планет, с ролью солнца в жизни планет и жизни Земли, местом Земли среди планет Солнечной системы.

Сюжетно-ролевые игры «Школа космонавтов», «На ракете – в космос».

Коллаж «Если очень захотеть, можно в космос полететь» (как стать космонавтом).

Изготовление макета «Солнечная система».

«Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли»

«Весна идет, весне дорогу» Выявление детьми качеств и свойств воды, песка, почвы, камней. Определение зависимости их состояния от воздействия температуры, влажности, сезона.

Создание и презентация картотеки наблюдений, опытов, экспериментов.

«Дружат дети всей Земли». Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей. Подготовка сценария карнавала, разучивание игр, подготовка элементов костюмов, сценок для драматизации.

Карнавал «Праздник дружбы».

Приглашаем всех в гости.

Май

День Победы

«Имена Победы».

Знакомство с традициями празднования Дня Победы в России, с памятниками, посвященными героям войны в родном городе/поселке. Рассматривание семейных альбомов. с фотографиями, тех, кто застали войну, воевали. Воспоминания в семье об их рассказах о войне.

 

Создание группового альбома «Имена Победы», составленного из семейных страниц об участниках войны рассказывание по странице альбома.

Участие в социальной акции «Бессмертный полк» (совместно с родителями).

Идем в музей

«Какие бывают музеи». Обогащение представлений о музее, правила поведения в музее, расширение

представлений о предметном и социальном мире («история» игрушек, транспорта, предметов быта, традиции и обычаи); развитие интереса к посещению музея, познавательных и эстетических интересов

Детская дизайн-деятельность по созданию мини-музея. Сюжетно- ролевая игра «Открываем музей»

Наш Пушкин

«Сказки А.С. Пушкина». Развитие интереса к постановке спектакля по сказкам Пушкина, развитие творческих способностей детей в процессе подготовки сценария, создания элементов костюмов и декораций. Знакомство со сказками А.С. Пушкина с жизнью и бытом людей в прошлом (дома, средства передвижения, костюмы, занятия людей).

Пушкинский праздник – театрализованное представление по сказкам Пушкина

Права детей в России

«Имею право». Знакомство с правами детей в России. Развитие способности осмысливать и словесно выражать свои достижения, желания, мечты, интересы. Развитие у детей чувства собственного достоинства, уважения к правам и свободам другого человека. Уточнение представлений о нормах и правилах поведения в группе, способах принятия коллективных решений.

Заполнение визитной карточки группы, страничка «Детский правовой кодекс»

Заполнение странички портфолио «Мои права» (что разрешают дома, как организуется детский досуг, как проявляется уважительное отношение членов семьи друг к другу).

 

Весна

«Скоро лето!». Наблюдения на участке детского сада и во время прогулок с родителями. Знакомство с особенностями жизни птиц и животных в весенне-летний период и способами помощи человека природе Посадка растений на участке детского сада.

Заполнение экологического дневника (окончание весны)

Весенние дни рождения

«Дни рождения в традициях разных народов». Знакомство детей с разными способами празднования дня рождения, угощениями, подарочным этикетом.

 

Придумывание поздравлений именинникам в традициях разных стран, народов.

Вечер досуга «Дни рождения».

Заседание клуба.

Угощение фирменным блюдом.

Печём пироги с детьми.

Праздник «Чая».

Июнь

Здравствуй, лето!

«Лето без опасностей». Знакомство с правилами безопасного поведения летом: на воде, в транспорте, во время уличного движения, на природе. Воспитание позитивного отношения к соблюдению правил безопасного поведения.

Создание памятки безопасного поведения: «Безопасность на воде», «Безопасность пешехода», «Безопасность путешественника», «Безопасность на природе».

 

 

                                                                                                                              Приложение №  3

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды

 в групповом помещении

Уголок сюжетно-ролевых игр:

  1. Куклы разных размеров.
  2. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол.
  3. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
  4. Атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т. п.).
  5. Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Хозяюшки», «Водители»).

Игровой уголок  настольно-печатных и развивающих игр:

  1. Мозаики большого и маленького размеров.
  2. Конструкторы типа  большого и маленького размеров.
  3. Разрезные картинки (4 и более частей, все виды разрезов).
  4. Пазлы.
  5. Лото, домино.
  6. Игрушки- трансформеры.
  7. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
  8. Кубики с изображениями по изучаемым лексическим темам
  9. Доски-вкладыши.
  1. Куб -сортер с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел.
  2. Пирамидки с разным количеством колец

Книжный уголок:

  1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
  2. Столик и два стульчика
  3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
  4. Два-три постоянно сменяемых детских журнала.
  5. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
  6. Книжки-малышки с произведениями фольклора малых  форм.
  7. Книжки-раскраски по изучаемым темам.
  8. Книжки-самоделки.
  9. Аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.

Театральный уголок:

  1. .Стойка для театрализации.
  2. Маленькая ширма для настольного театра.
  3. Маски сказочных героев (из бумаги и картона).
  4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).


Художественно-творческий уголок:

  1. Восковые и акварельные мелки, цветной мел.
  2. Гуашевые краски.
  3. Фломастеры.
  4. Цветные карандаши.
  5. Пластилин.
  6. Клей-карандаш.
  7. Кисти, палочки, стеки, поролон, трафареты по лексическим темам.
  8. Цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка, наклейки, ткани, нитки.
  9. Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ.
  10. Доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами, маленькие доски для рисования.

Уголок  конструирования:

  1. Строительный конструктор с крупными блоками.
  2. Строительный конструктор со средними блоками.
  3. Строительный конструктор с мелкими блоками.
  4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки и т.п.).
  5. Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов.
  6. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Экологический уголок.

  1. Комнатные растения с указателями.
  2. Леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы
  3. «Алгоритм» ухода за растениями.
  4. Фрукты –овощи: огурец, помидор, морковь, капуста, свекла, лук, яблоко, груша, слива
  5. Календарь погоды и природы
  6. Книги с иллюстрациями  животных
  7. Альбомы  и картины «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Растения»

8.Дидактические игры экологического  содержания.

Исследовательский уголок:

  1. Стол для проведения экспериментов.
  2. Резиновый коврик.
  3. Передники, нарукавники.
  4. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.
  5. Природный материал (вода, песок, глина, камушки, ракушки, каштаны, желуди, фасоль, горох).
  6. Лупа.
  7. Игрушечные весы.
  8. Емкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки.
  1. Игрушки для игр с водой и песком.
  2. Журнал опытов

Музыкальный уголок:

  1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабан, пианино, пищалки.
  2. Звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями).
  3. Магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений по программе (по совету музыкального руководителя) и детских песенок.
  4. «Поющие» игрушки.

Уголок двигательной активности:

  1. Мячи большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных цветов.
  2. Обручи.
  3. Кегли.
  4.  Цветные скакалки.
  5. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков
  6. Кольцеброс.

Раздевалка:

  1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей).
  2. Скамейки.
  3. Схема-«алгоритм» процесса одевания.
  4. Информационный стенд для родителей.
  5. Стенд для постоянных выставок детского творчества.
  6. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, рекомендации специалистов, объявления)

Туалетная комната:

  1. Традиционная обстановка.
  2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.

Приложение № 5

Система закаливающих мероприятий

Форма закаливания

Закаливающая процедура

Длительность

( в мин)

Утренняя гимнастика

Сочетание воздушных ванн с

физическими упражнениями

5-7 мин

Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении

Воздушная ванна

индивидуально

Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности

(в помещении)

-сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями;

-босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п.

до 25

Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице)

сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями

до 25

Прогулка в первой и второй половине дня

сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями

2 раза в день по 2часа

(с учетом погодных условий)

Дневной сон

воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка

В соответствии с действующими СанПиН

Физические упражнения после дневного сна

сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

(контрастная воздушная ванна)

7-15

Закаливание после дневного сна

воздушная ванна и водные процедуры

5-12

                                       

                                      Культурно - досуговая деятельность

Правильная организация культурно - досуговой деятельности детей 5-6 лет предполагает решение педагогом следующих задач.

Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и др.)

Развлечения. Создавать условия для проявления культурно – познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Способствовать проявлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.

Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праз-

дникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития

индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование, собирание коллекций и т. д.). Формировать умение и потребность организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.

Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.

                                  Перечень развлечений и праздников.

Праздники.  «Осень», «Новый год», «8 Марта», «Весна», «Лето»; праздники, традиционные для группы и детского сада; дни рождения детей. Свадьба Морковки. Конкурс причёсок. Госпожа Кастрюля. КВН.

Тематические праздники и развлечения. «Рождество», праздник, посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда, «Масленица»

Театрализованные представления. По сюжетам русских народных сказок «Теремок», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.

Русское народное творчество. «Загадки», «Любимые народные игры», «Пословицы и поговорки», «Русские народные игры», «В гостях у сказки».

Концерты.  Выступление артистов детской филармонии.

Спортивные развлечения. «Спортивный праздник –малая Олимпиада», спортивный досуг, посвященный Дню защитника Отечества.

Забавы. «Пальчики шагают», «Дождик», «Чок да чок», муз. Е, Макшанцевой; забавы с красками и карандашами, сюрпризные моменты.

Фокусы. «Почему мячик не тонет», «Мыльные пузыри», «Превращение воды», «Цветные льдинки».И никакого волшебства.: Перелетающий напёрсток, чудо чашка, волшебный карандаш, вижу сквозь предметы.

                                                                                                           

  Приложение № 4

Режим дня в холодный период

Старшая  группа

с сентября по май  /2014-2015/

Вид деятельности

Время

Прием детей в группу, индивидуальная работа,

игры, утренняя гимнастика

700– 830

Завтрак

полоскание рта кипяченой водой после приема пищи

830- 850

 Игры, самостоятельная деятельность

850– 900

Организованная образовательная деятельность

900- 925

935 – 1000

Самостоятельная деятельность, игры

1000- 1030

 Подготовка к прогулке, прогулка

1030 – 1225

Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду

1225 – 1240

Обед

полоскание рта кипяченой водой

1240 -  1310

Подготовка к сну, дневной сон

1310 -  1500

Постепенный подъем. Комплекс упражнений для нормализации пищеварения. Бодрящая гимнастика. «Тропа здоровья», игры

1500 – 1530

Подготовка к  полднику, полдник

полоскание рта кипяченой водой

1530 – 1550

Самостоятельная деятельность, игры

совместная деятельность с педагогом

1550 – 1630

Подготовка к прогулке, прогулка

1630 – 1830

Возвращение с прогулки, игры,

Уход детей домой

1830 – 1900

                                                                                                                Приложение № 6

Режим ежедневной двигательной активности

Формы активности

Режимное время

Группы Детского сада

Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная  группа

1.Самостоятельная  двигательная деятельность, п/и

Во время утреннего приема детей

5 - 7 мин

10 мин

20 мин

25мин

30мин

2.Утренняя гимнастика

Перед завтраком

5 мин

5-7 мин

6-8 мин

8-10 мин

10 мин

3. Физкультурные и музыкальные занятия.

1 и 2 половина дня

10 мин

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

4. Физкультминутки

Во время занятий

2 мин

2 мин

3 мин

2х3 =6 мин

2х3=6 мин

5. Физкультпаузы

Между занятиями

-

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

6.Физкультурная деятель-ность на прогулке (закрепление основных видов движений, индивидуальная работа, подвижные игры, самост. двиг. активность )

Утро

30 мин

30 мин

45 мин

45 мин

50 мин

7. бодрящая гимнастика, тропа здоровья

После дневного сна

5 мин

5 мин

7 мин

10 мин

10-12 мин

8. Дополнит, кружковые занятия

1-2 раза в неделю

-

15 мин

20 мин

25мин

30мин

9. Досуг

2 половина дня

1 раз в неделю

10 мин

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

10. Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры

После полдника

10 - 15 мин

15 - 20 мин

20 мин

15 мин

15 мин

11. Прогулка (индивидуальная работа, п/и, самостоятельная двигательная деятельность)

Вечер

30 мин

30 мин

50 мин

50 мин

60 мин

12. Пешая прогулка до дома

Вечерний отрезок времени

5 мин

10 мин

15 мин

20 мин

20 мин

Итого

2 ч. 27 м.

2ч 49 м

3ч 58м

4ч 16 м

5ч.03м

Работа с родителями  

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

Образование родителей: организация «, «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение тренингов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Семейный клуб 5 лет. Моё любимое блюдо. Украшение группы к новому году. Поделки из природного материала.(конкурсы.) КВН: родители дети.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

- Проведение субботников родители-дети. Изготовление кормушек,  чаепитие.

Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы - при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности). Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

- Рекомендации родителям по организации мини-музея группы, пополнение коллекции новыми экспонатами, составление рассказов о семейном отдыхе летом. Рассказы на тему: Хорошо когда мы вместе. Для игры кафе изготовление атрибутов. Печём пироги .

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.).

- Подготовка материалов на родительский стенд «Опасные игрушки», «Правила дорожного движения», открытое мероприятие по правилам дорожного движения. Фото семейного клуба. Что у нас интересненького. Оформление стенда»Правила дорожного движения».

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы. Я волшебник, Ты так можешь. Юбилей клубу 5 лет праздник Чая.

-

Образовательная область «Речевое развитие»

Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

- Выставка детских работ по теме «Мой любимый вид спорта» (детское словотворчество)

- Подготовка материалов в родительском уголке о творчестве детского писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя К.И.Чуковского. Изготовление книжек малышек.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

- Индивидуальные беседы с родителями об участие в конкурсе рисунков детей на тему «Олимпиада »

Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.

- организация праздников, вечеров досуга, выступление

Образовательная область «Физическое развитие»

Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

-Работа с родителями о проведении спортивного досуга группы, об участии родителей в этом мероприятии.

- Беседа об участии детей в малой Олимпиаде детского сада.

-Привлечение родителей к изготовлению спортивных номеров для детей необходимых в спортивных состязаниях в малой Олимпиаде детского сада.

Приложение № 7

Перечень методической литературы


Н.В.Дубровская   Природа тематические занятия.

М .В Лучич  Детям о природе.

О.Д Ушакова  Пословицы, поговорки.

Е.О. Астафьева Играем, читаем, пишем.

Просвещение 1989 год  Детские подвижные игры.

Т. И Петрова Игры и занятия по развитию  речи.

Сергей Афонкин  Когда,Зачем, Почему.

Просвещение 1984 год Умственное воспитание детей.

Т.И Осокина Игры развлечения детей на воздухе.

С.П.Цуканова Говорить и читать.

Н.А. Виноградова. Сюжетно-ролевая игра.

Е. С. Евдокимова Педагогическая поддержка семьи в воспитании детей.

И.С. Лопухина Логопедия речь,ритм, движение.

Н.В. Гавриш Знакомство дош.с литературой.

Л.П. Молодова Нравственно-экологическое воспитание.

Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми.

А.Т. Зверев «Мы»-программа экол. Образования.

И.В. Кравченко Прогулки в детском саду.

Т. А. Шорыгина Осторожные сказки.

Беседы о правилах пожарной безопасности.

С.В. Ковалёв Психология семьи.

Н.В.Новотворцева Обучение грамоте.

Л.В.Компанцева Поэтический образ  природы в дет. рисунке.

Астанина Лучшие игры.

С,В.Петерина  Воспитание культуры поведения у детей дош. воз.

Л.Л. Тимофеева Комплексные развивающие игры в старшей группе.

Оригами «Детство 2013 год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы № 2 «Карапуз» ( первая группа раннего возраста, 1,5 – 2 года) на 2015 – 2016 учебный год.

Рабочая программа группы № 2 «Карапуз» ( первая группа раннего возраста, 1,5 – 2 года) на 2015 – 2016 учебный год....

Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...

Рабочая программа группа "Умейки" (средняя группа)

Рабочая программа группа "Умейки" (средняя группа)...

Рабочая программа Группы № 11 «Колобок» общеразвивающей направленности второй младшей группы возраст детей с 3 до 4 лет на 2017-2018 у.г.

Содержание №НаименованиеСтраница1Целевой раздел 2Пояснительная записка 3Возрастные  и индивидуальные особенности контингента детей 4Планируемые результаты освоения восп...

Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательн...