« Музыка и художественное творчество»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного занятия старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 30.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
« Музыка и художественное творчество»
старшая группа
Предварительная работа
-Разучивание песен: « Зверобика» муз. Б, Савельева, « Детство» муз. Филипповой, « Здравствуй, небо на рассвете» муз. М, Еремеевой, « Песенка о лете» муз. А, Чеменёвой, « Лисица» муз. Г, Портнова ( индивидуальная)
- Этюдный тренаж на выражение основных эмоций,
- Пантомимические этюды на выразительность жеста,
-Разучивание « Танца с ложками» .муз. композиция А, Широкова
« Золотая Хохлома» .
- Овладение приёмами игры на ложках,
- Игра в оркестре на русских народных инструментах ( колотушки, коробочки, трещотки, бубенцы. рубель, бубен),
- Дидактические игры « Узнай эмоцию», « Моё настроение»
-Рассматривание репродукций картин И, Шишкина « Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу».
-Чтение р. н. сказки « Жихарка»
- Беседа о народно- прикладном творчестве, об истории хохломы.
- Рисование элементов хохломских узоров.
- Драматизация сказки « Жихарка»
-Просмотр презентации « Хохломская роспись»
-Игровые упражнения « Пойми меня»
- Презентация « Родные напевы», « Весёлые наигрыши» ( ансамбль ложкарей, оркестр народных инструментов.
« Ложечка точёная, ручка золочёная»
Старший дошкольный возраст
Задачи:
Обучающие:
-Совершенствование умения играть на русских народных инструментах в ансамбле, оркестре.
- Умение сохранять певческую осанку, правильное положение корпуса во время всех видов деятельности.
- Умение выразительно исполнять знакомые песни, передавать характер и настроение , заложенное в песне.
- Умение оценивать прослушанные музыкальные произведения, высказывать свои суждения о них
-Совершенствование связной речи, умения участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свои идеи, дополнять идеи своих сверстников.
- Овладение новыми приёмами рисования.
- Обогащение знаний об окружающем мире,
Развивающие:
-Развитие познавательной инициативы детей, памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности, внимания, творческих способностей.
- Поощрение стремления к музыкально- ритмической импровизации, самостоятельности в создании игровых образов
-Поддержание интереса к художественной деятельности, к музыке.
-Развитие эстетического восприятия, образного мышления, способности созерцать красоту русской природы., музыки; речевой и коммуникативной активности во время обсуждения.
- Развитие чувства ритма, координации движений. пластической выразительности, музыкальности, умения согласовывать свои действия друг с другом, игровых навыков, произвольного поведения..
- Развитие умения смешивать краски для получения разных цветов и оттенков, рисовать элементы хохломы: завиток, ягоды. листья, используя разные приёмы рисования.
Воспитательные:
-Создание положительного эмоционального настроя, эмоционального отклика путём использования художественных средств (фольклора, музыки, репродукции картин).
-Воспитание межличностного доверия, навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, чувства сопереживания, эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе слушания.
- Воспитание уважительного отношения к продуктивной деятельности друг друга, желания оказать ему помощь, если она ему потребовалась.
- Воспитание бережного отношения к своему голосу, музыкальным инструментам.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Методы и приёмы.
Наглядный:
- наглядно- слуховой (слушание музыкальных произведений),
- наглядно- зрительный ( просмотр презентации. – этапы выполнения росписи, слайд- шоу, рассматривание репродукций картин), показ воспитателем приёмов рисования.
-Игровой: (появление игрушки- гриба; диска (звуковое письмо героев сказки., появление персонажей : Лисы, Кота, Петуха). .
Метод физических действий (средства театральной педагогики):этюды (на вживание в атмосферу, « Создай образ», игровое упражнение « «Передай эмоцию». ритмопластическа, музыкально- пластические импровизации, ритмодекламация.
Словесный: создание педагогом воображаемой ситуации, рассказ воспитателя, художественное слово. проблемные и уточняющие вопросы. поощрения, объяснения, индивидуальные ответы, организация обсуждения., беседа –полилог.
Проблемный (частично- поисковый): вопросы, создание проблемных ситуаций
Практический: исполнение этюдов, этюдов-пантомим, упражнений с использованием ритмодекламации, игра на музыкальных инструментах, исполнение упражнений для развития музыкально-ритмических навыков, метроритма, «пластическое» интонирование , роспись шаблонов ложки.
Материалы и оборудование:
-видеопроектор, экран, ноутбук, флэшнакопитель, мольберты, игровое пособие Гриб-Боровик, диск со звуковым письмом, видеопрезентация «Золотая хохлома», слайды по сказке «Жихарка», репродукции картин на видеослайдах «Корабельная роща» , «Утро в сосновом бору» И.Шишкин
- шаблоны ложек; краски, стаканчики с водой, кисточки, подставки для
кисточек;
- пианино, музыкальный центр, аудиозаписи с пением птиц, русскими народными мелодиями в исполнении оркестра народных инструментов, народные музыкальные инструменты: деревянные ложки, колотушки, коробочка, трещотки, бубенцы, свистулька;
-пиктограммы, элементы костюмов лисы, кота, петуха.
«Ложечка точёная, ручка золочёная».
Структурный этап | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей |
1. Организационный момент ( мотивация детей) | Муз. руководитель приходит в группу , в руках гриб ( мягкая игрушка): « Доброе утро, дети, придя в зал, я увидела на пианино - вот этот гриб. Я думаю, это неспроста, он как будто что- то хочет нам рассказать.». Как вы думаете, может быть это звуковое письмо? Послушаем и узнаем , что в нём. Хотите узнать от кого оно? Я приглашаю вас в музыкальный зал. | Доброе утро. Дети рассматривают игрушку- гриб, шляпа снимается, заглядывают внутрь: « А там что- то есть!» ( достают диск и деревянную ложку без росписи) Хотим Дети вместе с воспитателем проходят в музыкальный зал |
2. Основной
| ( музыкальный руководитель включает запись: «Помогите нам, ребята, научиться рисовать, ложку деревянную узором расписать. Жихарку обидела хитрющая лиса, плачет бедный Жихарка , проплакал все глаза.» Воспитатель: « Ребята. поможем лесным жителям , научим их рисовать? ( звучит « Пение птиц лесов средней полосы России» ( аудиозапись), на экране репродукции И, Шишкина «Корабельный лес» и « Утро в сосновом бору», Муз. рук.; « Ребята, как вы думаете, в какой лес нас пригласили герои сказки и почему вы так думаете? А вы хотели бы оказаться в этом лесу? ( этюд на вживание в атмосферу «Здравствуй, лес, зелёный лес, полный сказок и чудес, солнце, солнышко, гори, всем нам радость подари! Здравствуй, солнце ясное, здравствуй, солнце красное!» Муз. рук.:«А что б было веселее по тропинкам нам шагать, будем музыку мы слушать и движенья выполнять». Муз. рук.;« А какую песню вы хотели бы сейчас вспомнить? Муз. рук « Лес загадками встречает, кто же здесь прошёл- узнаем. Посмотрите, чьи- то следы (на экране следы-пиктограммы зайца, лисы, кота, петуха.) Как вы думаете, кто оставил эти следы и какие чувства испытывал при этом ?
Муз. рук.«Представьте, что вы сейчас испытываете те же чувства,» Муз. рук. « Как вы думаете, какая музыка больше подходит для героев сказки? Муз. рук.«Кто хочет изобразить этих сказочных героев? Муз. рук.( обращает внимание детей на следующий слайд) « Вы очень хорошо вжились в образ героев сказки , и на следах проявились слова: « В дремучем лесу, под трухлявым пеньком в глубокой норе у лисицы был дом. Лисица свой дом берегла, охраняла и много вещичек в него натаскала.» ( из- за декорации выходит Лиса, поёт песню « Лисица» муз. Г, Портнова, Лиса: « Все думают: много добра, а мне мало! О ложке с узором давно я мечтала». ( любуется хохломской ложкой, уходит.) ( выходят Кот, Петух-: «Я давно шаги услышал, сквозь кусты детишек вижу. Петух; « В д/ с ребята ходят , научились там считать, песни петь, лепить, играть и, конечно, рисовать». Кот; «Злая, хитрая лиса нашу ложку унесла, ложечку точёную, ручку золочёную. Вот мы сделали простую ( показывает ребятам простую ложку), а украсить не смогли, хоть бы вы нам помогли.» Муз. рук. « Вы, ребята, помогите, рисовать их научите. чудо- ложки распишите, им на память подарите. Воспитатель; « Чтобы рисовать умело, надо правила вам знать, сядьте прямо не сутультесь , кисточками не балуйтесь. ( объясняет и показывает); Воспитатель: « Сверху вниз и закругли, тонкой линией веди, Краску лишнюю на кисти очень долго не держи. О край баночки сними, кисть промой водою чистой, о салфетку промокни и трёхлистник сотвори, нарисуй его всем ворсом, меж витками приложи, а потом рисуй тычками россыпь ягод иль цветы. Муз. рук.« Вот так ложки расписные, непростые, хохломские. Ложки- ложечки резные, застучат в один момент, расписные, хохломские, древний русский инструмент, Ложки дети расписали. а сейчас на них сыграем, Муз. рук. и воспитатель « Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец!» | Дети слушают Поможем |
Дети слушают Ответы детей Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который читает муз. руководитель, самостоятельно выбирают движения, жесты. Дети выполняют упражнение- ритмодекламацию с элементами игрового творчества; « Мы шагаем на прогулку к ёлкам, соснам и берёзкам, по зелёным переулкам, по цветочным перекрёсткам, через речку, через мостик. Бабочки- капустницы на песок опустятся, и усядутся все вместе, чтобы слушать наши песни.» ( аудиозапись « Турецкий марш» муз. В, А, Моцарта из серии « Классики- детям»
( дети выбирают по желанию) « Детство» муз. Филипповой, «Здравствуй, небо на рассвете» муз.М, Еремеевой, « Песенка о лете» муз. А, Чеменёвой Дети рассматривают слайды. делятся своими наблюдениями, впечатлениями. Заяц, лиса, кот, петух. Заяц испуганный. наверное, кто- то его напугал, Лиса - хитрая. Кот - удивлённый. Петух- сердитый, они узнали, что лиса украла у Жихарки ложку, пошли её искать, но не нашли и поэтому попросили помощи у нас. Дети выполняют этюды на выражение основных эмоций. ( Дети слушают рус. нар. мелодии « Во поле берёза стояла» и « Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов. Лисе- р. н. м. « Калинка», она радуется, что ей досталась ложка и музыка весёлая. задорная., немного хитрая, сначала медленная, как будто Лиса осторожно крадётся к дому Жихарки, а потом начинает радоваться, плясать. Коту и Петуху подходит больше « Во поле берёза стояла», музыка напевная, немного грустная, задумчивая, Кот и Петух переживают за Жихарку. Дети выполняют пантомимические этюды ( по желанию изображают персонажей сказки, используя элементы костюмов , самостоятельно находят средства выразительности для создания сказочного образа (мимику, жесты, движения), делятся впечатлениями, кому наиболее точно удалось передать эмоции и чувства. владеющие героями сказки. Дети рассматривают слайд (фрагмент из сказки- лисья нора).. с интересом наблюдают за происходящим действием. Ребёнок:. Вам не надо горевать, вас научим рисовать . песню звонкую споём. учиться рисовать начнём. Дети исполняют песню « Зверобика» муз. Б, Савельева Дети рисуют вместе с персонажами, звучит музыкальная композиция «Золотая Хохлома» автор А, Широков ( ансамбль. народных инструментов «Русские узоры»), у детей шаблоны- ложки). Кот и Петух благодарят ребят за помощь Дети играют на ложках ( право выбора: оркестр или танец с ложками, по желанию, песня « Хохлома» . автор Ю, Таран.)
| ||
Заключительный | Что вам запомнилось больше всего, что вы расскажете друзьям или родителям? Что нового вы узнали? | Дети обмениваются впечатлениями. Новое- этюд «Здравствуй, лес!» |
Список литературы:
1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград,2011г.
2. Бочкарева О.И. «Системаработы по художественно-эстетическому воспитанию», Корифей, Волгоград , 2005г.
3. Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» Москва, 2009г.
4. Комарова Т, С, « Изобразительная деятельность в детском саду». Москва, Мозаика Синтез. 2006 г.
5. Комарова Т, С, « Обучение дошкольников технике рисования» Педагогическое общество России. Москва, 2005 г.
6. Костина Э.П. «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»»
7. Кондрыкинская Л.А. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников . Досуги, игры, занятия», Москва , 2006г.
8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Москва, Сфера, 20010г.
9. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Игры и занятия», Москва, 2000г.
10. Постоева Г. А., ЛукинаЛ.Д.. «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников», Москва 2013 г.
11. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Классификация методов музыкального воспитания детей », Москва, 2013г.
12. Скоролупова О.А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским декоративно-прикладным искусством»,Москва, 2009г.
13. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. «Игра – как праздник», Москва, 2008г