Статья "Воображение ребёнка"
статья на тему

Хопова Юлия Николаевна

Воображение - это создание новых образов на основе материала прошлых восприятий. Воображение имеет несколько видов, которые приведены ниже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voobrazhenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:


   Активное воображение – это как раз создание новых образов, имеющих в основе прежние знания и опыт. Такая деятельность поддается контролю и может меняться в результате волевых усилий. Пассивное воображение контролю не поддается. Это реальные сновидения, грезы, галлюцинации. Здесь образы рождаются непроизвольно и вступают между собой в фантастические связи, рождая, как правило, бессмысленный сюжет. Хотя есть методики развития правого полушария, основанные именно на просмотре подобных образов – «реальных грез», которые не только развивают ПП, но и могут служить ответами на многие вопросы.
Воссоздающее воображение относится к активному воображению и является одним из самых распространенных. К примеру, ребенок слушает сказку, рассматривает иллюстрации, и в его воображении герои сказки оживают. Если нет активной работы воображения, если взрослый, читающий сказку, не сумел заинтересовать ребенка или сам маленький читатель «бежит» по тексту, чтобы скорее добраться до конца, - такое чтение не принесет пользы. Воссоздающее воображение станет «ленивым». Чтобы такого не произошло, ребенку необходимо учиться оживлять образы, дополнять зрительный ряд слуховыми или даже тактильными, обонятельными представлениями.

   Воссоздающее воображение – главный помощник не только при чтении, но и в конструировании. Таким образом, чтобы развивать воссоздающее воображение, надо учиться искусству чтения, конструированию, открывать «внутреннее зрение». Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, оригинального творческого продукта. Этот вид воображения находится на вершине пирамиды с общим названием «Воображение». Ведь создать незнакомый образ гораздо труднее, чем представить то, о чем написано в сказке. Аналогично с созданием новой модели самолета, машины, научной теории, скульптуры, картины и т.д. Многие с этим не согласятся, но мне кажется, что почти все дети наделены творческим воображением от природы, но если его не развивать, то оно останется в пассивной форме. В подтверждение этих слов приведу эксперимент западных ученых: В течение месяца двум группам близнецов, разделенных по разным помещениям, давали играть конструктор. Первой группе предлагалось строить по схемам, а второй – свободно фантазировать с материалом, делать из деталей все, что хочется. Через месяц обеим группам предложили сделать из того же конструктора объект по собственному замыслу. В первой группе задание вызвало гораздо большее затруднение, чем во второй. Всего месяц – и дети уже привыкли работать по схемам, по шаблонам…

   Для пробуждения творческого воображения необходимо: - расширить границы мира ребенка – дать ему представление, что мир не заканчивается его квартирой, детской площадкой, ближайшим торговым центром. С раннего возраста рассказывать малышу об улицах, городах, странах, континентах. Желательно подавать это системно  - научить представлять то, что ребенок уже видел, слышал, чувствовал; - сделать воображение активным; - работать над воссоздающим воображением; - побуждать ребенка много читать, конструировать, рисовать, лепить; - напоминать, что каждый человек – яркая индивидуальность и на планете Земля нет другого похожего; - не копировать других, не творить кумиров, пытаться идти своим путем; - повышать эмоциональность ребенка, развивать его чувства, учить сопереживанию; - быть в постоянном поиске; - обуздать страх ребенка, контролировать его настроение, укрепить веру в себя.

   Мечта – особа форма творческого воображения В мечтах тоже происходит создание новых образов. Однако, в отличие от воображения, мечта создает то, что человек желает для себя.

   Мечта направлена на будущую деятельность. Это – некая цель, не имеющая конечного результата. Мечта и творческое воображение – мощный стимул развития. Их наличие придает многоцветие, внушает оптимизм. Без мечты скучно жить, без творческого воображения можно превратиться в «муравья», который тянет свою соломинку к муравейнику, не подозревая о том, что за пределами тропинки есть горы, моря, океаны, непроходимые леса и быстрые реки.

   Фантазия. Относится ли к воображению фантазия? Как следует из словаря, фантазия в переводе с греческого и есть «воображение», а фантазировать – значит воображать, сочинять, представлять. На первый взгляд, фантазия и есть воображение, однако отличие есть. Фантазия – часть творческого воображения. Она рождается в голове мечтателя, и, как правило, не имеет под собой реальной почвы.

   В плане стратегического развития ребенка фантазию нужно поощрять, так как она – необходимый элемент творческой деятельности. Особенно в тех случаях, когда нет информации об условиях и средствах достижения цели. В плане повседневной жизни фантазию ребенка надо слегка ограничивать. Потому что у некоторых детей фантазии могут начать заслонять реальную жизнь.

   Возвращаясь к воображению. Ребенок, лишенный воображения, замкнут на решении физиологических проблем. По большому счету он – потребитель. Его интересы сводятся к еде, одежде, собственной безопасности, а дружба и любовь рассматриваются с позиции «для меня»: «меня любят», «со мной дружат», «все мне должны». Если помочь ребенку выйти за пределы подобного мировоззрения, если его приподнять чуточку выше, он сможет войти в положение другого человека, мысленно поставить себя на его место. Видите эту связь? Воображение и чувства, эмоции. Это очень тесная двухсторонняя связь. С одной стороны, чувства пробуждают деятельность воображения: под влиянием страха воображение рисует картины опасностей, а у человека, окрыленного радостью успеха, оно развертывает яркие картины будущих удач и достижений. С другой стороны, образы воображения рождают чувства или усиливают уже имеющиеся: многие люди, собираясь к зубному врачу, так ярко воображают ожидающие их страдания, что переживают чувство страха гораздо более сильное, чем та кратковременная неприятность, которая им действительно предстоит в кабинете врача. Вот почему эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с развитием воображения. Радуйтесь вместе с ребенком, сопереживайте, негодуйте, смейтесь, плачьте – раздвигайте границы эмоционального опыта.

Развитие воображения ребёнка.

Что способствует

Что препятствует

Ситуации незавершенности

Неодобрение воображения

Поощрение множества вопросов

Жесткие стереотипы

Стимулирование самостоятельного мышления

Разделение игры и обучения

Позитивное внимание к ребенку

Преклонение перед авторитетами

Путешествия

Штампы в мышлении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".

Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....