Методическая разработка.Игровые технологии.
методическая разработка (младшая группа)
Что такое игровые технологии?Как с успехом использовать их в своей работе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_detskom_sadu.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Консультацию подготовили воспитатели группы № 4 Малышок Ефимова А.В.Лещёва А.Е.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В.А.Сухомлинский.
Любая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Виды технологий: «Здоровьесберегающая», Развивающая технология, Технология «Проблемного обучения», технология «Марии Монтессори», «Игровая» технология и др.
Основные требования (критерии) технологии: Концептуальность, Системность, Управляемость, Эффективность, Воспроизводимость.
«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Классификационные параметры игровых технологий. По ориентации на личностные структуры; По характеру содержания; По типу управления; По организационным формам; По подходу к ребёнку- свободное воспитание; По преобладающему методу- развивающие, творческие, поисковые; По направлению модернизации- активизация; По категории обучаемых- массовая, все категории.
Целевые ориентации игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры:
развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативная: всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта;
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Группы игр:
Деление по виду деятельности - физические (двигательные).
По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие, репродуктивные, коммуникативные, диагностические.
По характеру игровой методики - предметные, имитационные, сюжетные, ролевые, игры-драматизации.
По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии
- Игровая среда: игры с предметами, без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с ТСО, с различными средствами передвижения.
Игровая технология - строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Игровые технологии в образовательном процессе взрослому необходимо обладать: доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрение любой выдумки и фантазии ребёнка.
Особенности игровых технологий:
- Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели - педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
- В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
- Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
- Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.
- Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.
- Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно- действенным, наглядно-образным и логическим.
- С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки. Игровые технологии участия куклы в формировании первых игровых действий у детей раннего возраста.
Здесь представлены подробные примеры занятий различной направленности - конструирование, развитие речи и т.п. Все эти занятия объединяет то, что во всех них используется кукла в качестве основного пре...
Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»
Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...
Методическая разработка"Игровые технологии и их использование в ДОУ"
Игровые технологии...
Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании
Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...
Методическая разработка "Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Понятие игровые технологии включают достаточно большую группу методов и приемов организации педагоггического процесса в форме различных педагогических игр....
Методическая разработка "Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Понятие игровые технологии включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Методическая разработка «Игровые технологии и их использование в ДОУ»
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанн...