Сообщение на педсовете "Как я знакомлю детей с художниками-иллюстраторами"
материал (старшая группа) на тему

Маленькие дети не могут мысленно представить себе героя произведения. Они нуждаются в наглядной основе-рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные книги. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на педсовете

Как я знакомлю детей с художниками – иллюстраторами

(из опыта работы)

(старшая группа)

                                                                                        Воспитатель Тюлина Л.М.

     

             

ГОУ 2316 ЮВОУО

2011г.

    Беря в руки книгу, мы первым делом начинаем ее листать, искать рисунки. Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения. Они нуждаются в наглядной основе-рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные книги.  А что же  такое иллюстрация для малыша? Это особый мир, с помощью которого он познает окружающее, приобщается к изобразительному искусству. Иллюстрации должны быть понятны ребенку, будить в них любознательность, желание знать, о чем говорится в книге, рассказать о прочитанном и вновь и вновь возвращаться к рисункам и тексту. Чьи иллюстрации дети любят больше всего? Конечно же, Ю.А.Васнецова и  В.В.Лебедева, Е.И.Чарушина и Е.М.Рачева, В. Конашевича. С книжкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней иллюстрациям, желание внимательно их рассматривать –узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. Исходя из знания законов развития ребенка, В.Конашевич определяет требования ребенка к иллюстрации: «Ясность, простота и выразительность». И еще одно существенное замечание художника: «Картинки в детской книжке для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребенку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа». При рассматривании рисунка мы стараемся  побуждать детей слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращаем  внимание детей на некоторые средства выразительности – форму, строение, жест, фактуру поверхности (пушистый, лохматый и т.д.) цвет, положение в пространстве; подражать голосам, движениям знакомых детям животных птиц. 
Объясняем детям, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок. Дети знакомятся с цветом, как средством  передачи эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе. 
Внимание детей привлекаем и к построению изображения на странице книге: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Детям рассказываем о роли иллюстраций в  книге, о том, кто создает их.  Они узнали о труде художника – иллюстратора. На занятиях по изобразительной деятельности предлагаем им  побыть в роли художников.  Даем детям книжки-раскраски. Дети угадывают сказку, вспоминают эпизоды и раскрашивают рисунок.  Внимание детей  обращаем на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности почерка. Дети уже  знают имена некоторых иллюстраторов и те произведения, которые они оформляли.  Провели занятия, целью которых было ознакомление детей с творческой манерой художника.  Мы сравнивали произведения, созданные на одну тему, но разными художниками - иллюстраторами. Провели занятия посвященные знакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки (В.Г.Сутеев,  Е.М.Рачев, Ю.А. Васнецов, и др.)    Познакомили  детей с творчеством иллюстратора– анималиста, рисующих животных к рассказам, повестям Е.и Н.Чарушиными.  Мы  обращаем внимание  детей на детали, на цвет, на особенности  изображения;  задаем  вопросы  о внешнем виде, характере, настроении героя;  стараемся уделять особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски); 
       На каждом последующем занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора — закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось.  Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге — это порой первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству. 
       Читая произведение, называем  детям не только автора, но и имя художника, который нарисовал рисунки к данному произведению. Да и дети сами, когда берут книгу, всегда первым делом рассматривают иллюстрации.  Знакомя детей  с иллюстрациями Е. М. Рачева к сказке «Маша и медведь», мы показали рисунки, выполненные Ю. А. Васнецовым. Затем предложили детям посмотреть на обоих медведей и подумать, который из них им нравится больше и почему.

Когда мы рассматривали иллюстрации Рачева к сказке «Лиса и заяц», то постарались помочь детям увидеть, каким несчастным выглядит зайчишка, с каким страхом прячется от лисы; вызвать сочувствие к нему.

     Мы учим детей выделять в рисунке цвет, композицию, яркость. В качестве ведущего приема мы использовали прием сравнения. Вы видели на занятии, как  мы использовали этот прием.  Детям предлагались для сравнения образы одного и того же сказочного героя, созданные художником к разным сказкам, например волка к сказкам «Волк и козлята» и «Лисичка-сестричка и серый волк». Если на рисунках к первой сказке волк кровожаден и беспощаден, то на иллюстрациях ко второй — жалок и насторожен. Мы показывали детям, какими средствами добивается художник выразительной характеристики (положение головы, туловища, сочетание цветов, интересные детали: сидит возле проруби на соломе, чтобы не примерзнуть, из труб на домах дым столбом, светят звезды,  значит, ночь морозная и т. п.). Сравнивали  сказочный образ лисы, зайца, медведя, какие они в разных сказках. Обращаем  внимание детей на то, что животные в рисунках Е.И.Рачева ведут себя как люди: они одеваются, сидят, бегают, идут, стоят,  то есть поза, взгляд, движения и одежда героев – все напоминает человеческие отношения.  Художник так рисует, что можно увидеть добрый он или злой, храбрый или трусливый, умный или глупый. По выражению морды можно увидеть добрый он или злой. Также  Е.И. Рачев кроме сказочных героев создает обстановку, в которой они живут и действуют. Дети обращают внимание и на окно, и на вышитое полотенце, скамейки, утварь. Очень часто художник дополнял текст своими рисунками. В сказке «Волк и козлята» нет текста,  где коза сидит и прядет, а Рачев нарисовал, как Коза сидит на скамейке, прядет, а рядом семь козлят слушают сказку.

      Продолжили знакомство и с творчеством Е.И.Чарушина.  Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о животных.  Учили детей замечать выразительные средства: движения, фактура шерстки животного, выражения глаз, рассказывали, что рисовал художник на белом фоне и передавал цвет, пушистость, повадки своих героев очень точно, т.к. сам много наблюдал за животными. Рассматривая рисунки Е.Чарушина, дети говорили, что животные как живые, они не сказочные.

    Продолжали знакомить детей и с творчеством Ю.А.Васнецова. Читали  русские народные песенки, потешки. Учили детей замечать характерные особенности художника к произведениям устного народного творчества: сходство с дымковской народной игрушкой, сказочность, яркий цвет, рисовал на разном фоне: и на белом и на цветном. Рассматривали иллюстрации  к русским народным сказкам «Волк и козлята», «Заячьи слезы», «Три медведя» и т.д.

Затем мы сравнивали рисунки разных художников. Животные у Рачева больше похожи на людей, у Чарушина  звери как живые, а у Васнецова птицы и животные больше похожи на игрушечных.

       Предлагаем детям среди разных книг найти книги с иллюстрациями Ю.А Васнецова, Е.И. Чарушина, Е.М.Рачева и других художников.  Проводили игры  на узнавание иллюстраций: «Угадай из какой сказки», «Какой картинки не стало», на воспроизведение детьми ситуаций, поз персонажей, озвучивание момента, изображенного на иллюстрации.

Старались подбирать к одному литературному произведению рисунки разных мастеров-иллюстраторов. Книги, иллюстрации помещаем в книжный уголок, чтобы дети могли более внимательно их рассмотреть. Стараемся подбирать книги с яркими, выразительными иллюстрациями.

       Для детской книги художник почти так же важен, как и его автор. Для самых маленьких иллюстрации — единственный способ «прочитать» книжку, для ребят постарше рисунки служат «рекламой» книги, побуждая прочесть её, или органичным дополнением, которое создает образ текста и рассказывает историю на своём языке. В ряде детских книг (чаще всего, когда иллюстратор и автор — одно лицо) иллюстрации являются их неразрывной частью. В этом случае картинки не только дополняют текст, но и рассказывают собственную историю, порой не менее важную, чем буквы. Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям  интересно видеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики. 
Рисунки  не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат Тема: "Знакомство детей с художниками иллюстраторами"

ОГОУ СПО Владимирский педагогический колледж Заочное отделение     Реферат   Тема: «Знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами». Выполнила ...

Детям о художниках-иллюстраторах

Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого к...

"Методика ознакомления детей с художниками-иллюстраторами

В данной консультации вы узнаете, как выбрать иллюстрации, исходя из психофизиологических особенностей ребенка на каждом возрастном этапе, начиная с 2 лет, а также как ознакомить детей с данной иллюст...

Конспект "Знакомство детей с художником-иллюстратором Ю.Васнецовым"

Конспект открытого занятия для воспитателей и родителей в подготовительной группе "Знакомство детей с художником-иллюстратором Ю.Васнецовым"...

«Знакомство детей с художником иллюстратором Устиновым Н.А.»

Знакомство с иллюстрациями Н.А.Устинова  помогают влюбиться в свой край, родную природу....

Детям о художниках - иллюстраторах. Билибин Иван Яковлевич

Презентация для детей дошкольного возраста о художнике - иллюстраторе Бибибине И.Я....