5 кл конспект .Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
план-конспект на тему

Шеина Таисия Вячеславовна

5 кл  конспект .Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Класс: 5                                                                         Студентка: Шеина Таисия 40гр

Тема урока: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье»

Тип урока:  Расширение и углубление знаний.

Вид урока: Эвристическая беседа.        

Цель: Выявить синтез искусств музыки и живописи.

Задачи: Личностные: формирование музыкальной культуры учащихся через пение и слушание музыки

              Метапредметные:  развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания

             Предметные:  закрепить знания: песенность, знаменный распев, песнопения, пение a cappella, музыкальная живопись, живописная музыка 

Методы:

Наглядный

Практический

Словесный (беседа, рассказ, пояснение)

Объяснительно- иллюстративный

Структура:

1.Орг. момент;

2.Пение «Колыбельная»Р. Паулс;

3.Слушание «Утренняя молитва» П.И. Чайковский;

4.Слушание «Знаменный распев»;

5.Слушание С.В. Рахманинов «Богородице дево радуйся»

6.«Аве Мария» Д. Каччини;

7.Итог.

Оборудование:  ПК, записи мп3, фортепиано, учебник, рабочая тетрадь.

Этап

Ход урока

хр.

1. Орг. момент.

2.Пение «Колыбельная»Р. Паулс

3.Слушание «Утренняя молитва» П.И. Чацковский

4.Слушание «Знаменный распев»

5.Слушание С.В. Рахманинов «Богородице дево радуйся»

6. «Аве Мария» Д. Каччини;

7. Итог

Доброе утро, садитесь. Проверка ДЗ.

Проверим, совпадают ли ваши рисунки  с Колыбельной.

Пение.

ВХР

Трудности:

Методы:

- Поступенное движение вниз,

- скачки,

-ритмические ,

- проговаривание согласных, замыкание фраз.

-графический показ показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

Кто вспомнит автора?

 Продолжаем тему предыдущего урока «Что роднит музыку и И.И.»сегодня мы поподробнее расмотрим этот вопрос на примкрк церковной музыки и живописи.

Скажите пожалуйста каждый верующий человек с чего начинает свой день? – с молитвы.

Послушайте произведение «Утренняя  молитва» и попробуйте вспомнить композитора написавшего это произведение.

Узнали?

Как вы думаете композитор смог передать характер и интонацию утренней молитвы?

А как он смог это сделать. Какими красками вы бы нарисовали картину к этому произведению?

Откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?» 

послушайте знаменный распев.

«От какого слова происходило это название?» – Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Посмотрите на картину на стр 83. какие чувства вызывает это многообразие красок? – ощущение праздника.

Посмотрите как много света. В старину, когда не было электричества, свет исходил от множества свечей.

Скажите какие виды искусства мы можем увидеть на этой картине? – иконопись, архитектура, музыка.

Какова композиция картины?

Напомните мне что такое знаменный рапев? – основной вид древнерусского церковного пения.

Переверните страницу. Прочитайте абзац о этой картите.

Как она называется?

 Какие две части композиции?

Какие краски использовал художник?

Что у Богородицы в руках? – покров.

Что это? Покров это красный платок, которым Богородица защищает верующих, бывали случаи когда во время войны верующие видели что небо было красным и  в тот момент они чувствовали защиту  Богородицы. Именно в том месте где был красный покров смерть обходила стороной верующих.

Послушайте произведение и скажите можно ли его сопоставить  к этой картне?

Разбор картины по таблице.

Скажите это произведение было одноголосное или многоголосное?

А на картине изображены несколько людей или один?

Откройте стр 86 – 87. как называется картина?

Прочитайте абзац о Мадонне.

Разбор картины по таблице.

Послушайте произведение «Аве Мария»

 какие чувства передает эта музыка,

что сближает  образы произведения и картины?
.Босоногая. Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям.

 Тысячные толпы ждут ее появления. И это зрелище людей, страждущих, ищущих ее взгляда, протягивающих к ней руки, остановило на миг Марию. Она потрясена. Вот земля ... и эти люди, которые должны неминуемо убить ее дитя. Она знает об этом. Знает все!
Меланхолично, иронически глядят на род человеческий два малыша с крыльями.Ангелы. Они на своем веку уже вдоволь насмотрелись на этих странных, таких нелепых, смешных, а порою страшных людей. Шумных и плаксивых. Вечно просящих чего-то у неба. Всегда недовольных. Потупила взор святая великомученица Варвара. Она тоже слишком хорошо узнала цену людям. Ее смущает шум толпы. Ей немного стыдно. Ведь она тоже была человеком. Папа Сикст, древний старик, поднял умиленный взор к Марии. Он забыл, забыл всю свою суетную жизнь, все бесчисленные грехи свои, и вот здесь, на пороге жизни и смерти, он в первый раз наконец поверил. Поверил в чудо.

Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса.

Какая тема урока?

 О чем мы  с вами разговаривали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок любит петь?

Рекомендации для родителей....

Любит ли Ваш малыш петь?

Пение - не только развлечение, но и тренировка, которая помогает сформировать правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат....

Учимся петь и любить музыку

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова. Автор делится также опытом взаимодействия детского сада и музыкальной ...

Любит ли Ваш малыш петь?

Общего образования явно недостаточно, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. Как же пробудить в ребёнке тягу к прекрасному?...

Консультация для родителей "А любит ли ваш малыш петь?"

Пение - это не только развлечение! Советы родителям....