Картотека дидактических игр "Я и окружающий мир"
картотека (старшая группа) на тему
Дидактические игры по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Радуга»
Камышловского городского округа
Картотека дидактических игр
«Я и окружающий мир»
Для старшего дошкольного возраста
«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.
Материал: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации с изображением комара и шмеля.
Ход: взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями – звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
«Мир тканей»
Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж), сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
Материал: образцы тканей, ножницы, емкости с водой.
Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структура поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий:
- смять ткань и сравнить степень сминаемости –
- разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами –
- пытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия –
- опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги.
Делают общий вывод о сходстве и различиях видов тканей. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.
«Бережливые растения»
Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.
Материалы: растения (фикус, фиалка, сансевьерра, диффенбахия), лупа, целлофановые пакеты.
Ход: взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу.
Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги.
«Почему меньше?»
Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.
Материалы: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.
Ход: взрослый предлагает детям выяснить, какие растения могут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу - обычные растения; в саванне – растения, накапливающую влагу. Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют модель зависимости количества испаряемой воды от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги, они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.
«Времена года»
Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время года.
Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года)
Ход: Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках, приметах.
«Кем работают эти люди?»
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес.
Материалы: карточки с изображением профессий людей.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь?
После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто больше отгадает загадок, тот и выигрывает.
«Путешествие в прошлое швейной машинки»
Цель: научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования.
Материалы: детская швейная машинка.
Ход: воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре. Затем следуют вопросы:
- для чего нужны эти предметы?
- чем сшивали одежду раньше?
- какой была самая первая игла?
- как изменилась она позже?
- почему иглой неудобно сшить толстые ткани?
- с помощью чего удобно это сделать?
Дети отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины, шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка. 1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и поэтому легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы, обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для пошива обуви.
«Овощи и фрукты»
Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить».
Ход: Дети распределяются на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг напротив друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом:
1-ый реб.: - Положи в корзину овощ
2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается и передает мяч соседу со словами): - положи в корзину овощ.
3-й реб.: - кладу морковь и т.д.
Тот, кто повторит название 2 раза или ошибется, отдает фант, а по окончанию игры выкупает его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по окружающему миру для детей 6-7 лет
Картотека создана по книге:" Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет"....
Картотека дидактических игр по окружающему виду
Найди листочек.Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.Материал: у каждого ребенка од...
картотека дидактических игр по окружающему миру
картотека дид игр по окр.миру...
Картотека дидактических игр по окружающему миру.Подготовительная группа
Картотека "Окружающий мир".Подготовительная группа...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...
Картотека дидактических игр по окружающему миру для старшей группы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫКарточка №1«Что в корзинку мы берем».Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в по...
Картотека дидактических игр по окружающему миру.
Картотека дидактических игр по окружающему миру....