"Возрастные особенности детей младшего школьного возраста"
статья на тему
Раскрываются особенности развития памяти, внимания и других психических процессов, которые помогут педагогам в работе с детьми младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества Дятьковского района
Доклад на тему:
«Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
Методист Вислянская А.А
2015 год
Доклад на тему:
«Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
Начальное школьное обучение имеет свои характерные особенности, отличающие его от последующих этапов образования: в начальной школе начинается первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и в частности, познавательной мотивации: происходит восстановление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности – учебной, закладывается основы обобщенного и цельного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и углубляются в основной школе.
Начальное образование является базой всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям.
В связи с этим перед начальной школой стоят следующие задачи:
- научить приемам учебной деятельности;
- развить интеллектуальные, духовные и физические задачи;
- сформировать познавательные процессы;
- помочь реализовать интересы и склонности;
- вырабатывать личные нравственные убеждения;
- сформировать бережное и заботливое отношение к окружающей среде;
- сформировать навыки общественного поведения;
- сформировать стремление брать на себя ответственность;
- научится пониманию, знанию и приемам деятельности в коллективе;
- создать условия для развития у обучаемых независимого творческого мышления;
- создать условия для развития учеников, обладающих разными особенностями и возможностями.
Какие же изменения происходят в поведении ребенка в начальной школе?
Л.С. Выготский считает, что младший школьный возраст характеризуется, прежде всего, утратой детской непосредственности. Такая потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Дифференциация становится возможной лишь тогда, когда возникает обобщение своих переживаний.
Переживание ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, представляют собой нечто целое.
Переживание ребенка в этом возрасте сиюминутны, они существуют, как отдельные моменты жизни и являются относительно скоропреходящими. Ребенок начинает нервничать, кривляться, капризничать. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, ребенок строит из себя шута. В этом возрасте возникает также такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я добрый», «Я злой» и т.д. Ребенок начинает открывать факты своих переживаний. Отсюда возникают некоторые особенности, характеризующие кризис 7-летних детей.
Переживания приобретают смысл, благодаря которым у ребенка возникает новое отношение к себе, появляется самооценка, ребенок вступает в новый период жизни, в котором начинают формироваться первые моменты самосознания.
Научные достижения последнего времени ставят перед педагогикой задачу создания технологий. основных на валеологичном мышлении подрастающего поколения.
В чем заключается валеологичность мыслительных операций?
По мнению ученых, ключом сохранения здоровья ребенка является создание такой модели обучения, в которой бы учебная информация и методы соответствовали естественным законам природы и развития человека, т.е были природосообразны и биоадекватны.
Младший школьный возраст отмечает своеобразие воображения и чувство, т.е. он расположен к развитию творчества. У ребенка происходит структурная перестройка творческого мышления. Это стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Однако творческому мышлению в этом возрасте препятствует боязнь показаться смешным, неумелым. торопливость и нетерпимость как желание найти результат немедленно тоже нередко разрушает творческий процесс.
Гибкость мышления ребенка связана, прежде всего, с перестройкой и переоценкой ситуации, со способностью увидеть новое в старом, а не старое в новом.
Важной особенностью этого возраста становится поведение сверстников, т.к. школьники живут среди оценок, по этому они могут беспощадно критиковать непонравившуюся им работу или ее автора, высмеивать тех, кто действует, на их взгляд, неправильно, устанавливают запреты, ограничения. Подобные действия сверстников разрушают у ребенка ощущения свободы и безопасности и поэтому должны пересекаться взрослыми.
Педагоги должны вводить правила, которые провозглашают иные формы поведения, способствующие сохранению климата психологической свободы и безопасности.
Содержание занятий с детьми в этом возрасте предполагает смену видов деятельности ребенка, положения их тела через каждые 10 минут, что достигается включением в занятия игровых приемов, гимнастических упражнений, что способствует восстановлению сил.
Существует несколько направлений, основанных на природосообразных технологиях обучения детей.
Одно из них заключается в том, что обработка информации правым полушарием и продуцирование речи левым позволяет осуществлять «схватывание» учебного материала единовременно. Подобная совокупность связей образует определенную целостность мышления, что в свою очередь освобождает мыслительные операции от излишнего механического заучивания.
Известно, что деятельность правого полушария связана с развитием чувствознания с опорой на яркие художественные образы, формированием ассоциативного мышления. Таким образом, приоритетные модели обучения будут следующие:
- использование сказочных образцов в качестве опорных сигналов;
- игровое взаимодействие художественных образов;
- интеграция звука, музыки, цвета, движения;
- ассоциация речевых форм с компонентами искусства.
Наблюдение психологов и педагогов показывают, что дети младшего школьного возраста быстрее усваивают материал, который может быть представлен в виде сказочной игры, и также интеграции различных средств искусства.
Для организации эффективного образовательного процесса крайне важен учет возрастных особенностей детей. В младшем школьном возрасте психика ребенка пластична, в его восприятии мира преобладают образно-эмоциональные составляющие. Поэтому в этом возрасте необходима правильная тактика общения с ребенком, направленная на максимально возможное создание игровых ситуаций, эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Педагогу важно запомнить эти слова:
«Скажи мне, и я забуду»
«Покажи мне, и я запомню
«Дай мне действовать самому, и я научусь»
(китайская мудрость.)
Следуя этой китайской мудрости, педагогу следует строить свою работу с детьми, соблюдая следующие правила:
- служить примером для подражания. Педагогу необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы;
- разрешать делать ошибки. Ребенок не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На занятиях необходимо избегать разных высказываний, которые подавляют творческую активность ребят;
- поощрять разумный поиск. Позволять детям рисковать, и даже поощрять их в этом, тем самым педагог может помочь им раскрыть свой творческий потенциал;
- готовить к препятствиям. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Игровые технологии позволяют реализовать принцип активного участия обучающихся, дают им возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания, связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.
- Игра создает атмосферу психологического комфорта и безопасности;
- Игра позволяет развивать внимание, память, мышление, воображение, познавательную активность и познавательную самостоятельность, а значит сохранять интеллектуальный потенциал здоровья;
- Игра удовлетворяет потребность в общении, творческом освоении способов деятельности и умения принимать ответственные решения;
- Игра обладает высоким потенциалом для развития толерантности, терпения;
- Игра по сравнению с традиционной организацией является свободной деятельностью, что позволяет избежать повышенной утомляемости, снижения работоспособности и ухудшения общего самочувствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осоз...
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отн...
Родительское собрание "Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста"
Собрание "Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста" знакомит родителей и дает советы по воспитанию детей 3-4 лет...
Доклад на родительское собрание "Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста"
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. Цели родительского собрания: 1. Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе...
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей. Первая младшая группа...
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 3-4 лет:Социальное развитиеМышлениеРечьВосприятиеПамятьВниманиеВоображениеЭмоциональная сфераМотивационная сфераРазвитие самосознанияОтношения со взрослыми и сверстникамиИ...
Консультация для родителей Возрастные особенности детей Младший дошкольный возраст (3-4 года)
У детей младшего возраста накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правиль...