Как учить детей понимать пословицы
статья на тему

Пилигримова Елена Александровна

Совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_detey_ponimat_poslovitsy.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С «Сказка»

Сообщение на педагогическом совете «Как учить детей понимать пословицы»

г. Горняк 2014

«Как учить детей понимать пословицы»

Вопрос включения пословиц и поговорок в воспитание и обучения детей находит свое отражения в современных программах развития дошколят это «Истоки» «Развития» «Детство». В программах отмечаются пословицы и поговорки как емкое средство для приобщения к художественным средствам родного языка. Содержание текстов пословиц и поговорок различны по тематике, художественной форме и степени сложности в освоении переносного смысла. Была разработана лингводидактическая модель обучения, которая включает четыре этапа.

  1. Вводно-ориентированный, предусматривая работу по введению знаний о формах речевого фольклора. Его цель ознакомить детей с различными жанрами фольклорной речи: потешки прибаутки, песенки, шутки, дразнилки.
  2. Операционно-познавательный его цель: расширение, уточнение знаний о пословично-поговорных выражений. На данном этапе предполагалось ознакомление  детей с речевым материалом в двух направлениях: первое- тематическое ознакомление с пословицами, поговорками и второе- ознакомление с логической взаимосвязью пословичного выражения и действительности.
  3. Органично включение пословиц и поговорок в различные виды деятельности в ходе учебно-речевой, художественно-речевой, игровой, бытовой и досуговой деятельности.
  4. Оценочно-результативный умение детей использовать пословиц, поговорок в речевой практике.

Эксперимент показал, что формирование знаний пословиц и поговорок у старших дошкольников имеется  некоторые тенденции. Так, процесс усвоения пословиц и поговорок взаимосвязан с общим уровнем речевого развития детей. Успешность понимания и использования пословиц и поговорок зависит от развития функции обобщения слов. Непонимание слов и словосочетаний в прямом значении затрудняет освоение пословиц и поговорок. Условие пословиц и поговорок взаимосвязано с социальным опытом детей чем понятие и ближе ребенку стороны жизни, явления отражения в пословицах и поговорках, тем прочнее качественно выше понимание значений обобщенного смысла народных выражений.

Как использовать в образовательном процессе

  1. «Утро с пословицей» («Терпение и труд все перетрут»)
  2. Занятие может быть посвящено одной пословице конкретной.
  3. Банк пословиц и поговорок.
  4. Пословицы могут стать идеями развлечений «Праздник труда» «Мои друзья».
  5. «Театр пословиц» - где выступал персонаж сказок.
  6. Организация «Уголок пословиц»
  7. Шкатулка пословиц (сундучок, предложить детям придумать изображение которые поможет сделать запоминающейся эту пословиц».
  8. На стенах планшеты с пословицами.

Образовательный маршрут изучения пословиц строится так, чтобы уровень овладения ими постоянно возрастал.

Ступеньки этого продвижения:  

  1. Употребление пословиц воспитателя в повседневном общении и деятельности, хоже образовательных мероприятий.
  2. Целевое обучение детей в процессе образовательной деятельности.
  3. Побуждение к употреблению детей пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе воспитателя.
  4. Побуждение детей употреблять пословицы в обыденной жизни.
  5. Создание ситуации применения пословиц в игривой деятельности детей.
  6. Побуждение, стимулирование детей в вынесению нравственных оценок, сформулированных в пословицах.
  7. Поощрение самоинициативного употребления пословиц детей.

Пословица может быть морально художественным произведением Л.Н.Толстой «Косточка».

Вранью краткий срок.
Вранье не введет в добро.
Маленькая ложь за собой большую несет.
Раз соврал - а навек веры нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учим дошкольников понимать пословицы и поговорки

Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней дошкольного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пос...

Экологический проект для детей младших групп «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...

Рекомендации "Учим детей понимать друг друга."

Коротко о там как научить дедей общению и находить друзей....

Экологическому проект: «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

Цель проекта:продолжать формирование экологической            культуры детей, расширять представления оприроде родного края, о взаимосвязях ...

Природа учит нас понимать прекрасное...

В начале XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок по...

Проект "Учимся любить, понимать и беречь природу!"

долгосрочный экологический проект младшая группа...

Учим детей дошкольного возраста понимать и употреблять простые предлоги в речи.

Не секрет, что у большинства речевых детей нарушено понимание предлогов. Нарушена ориентировка в пространстве. И тем более вызывает трудности правильное употребление  самих предлогов  - &laq...