« Формирование у дошкольников экологических знаний через поисково-познавательную деятельность» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

 В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_doshkolnikov_ekologicheskih_znaniy.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

:    

            « Формирование у дошкольников экологических знаний через поисково-познавательную                                       деятельность»

Воспитатель второй квалификационной категории Кузьмина Н.П.

                   

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

                   

 Средняя  группа на  2012-2013гг.           

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

сентябрь

1-2н. диагностика

3-4н. Тема. Во саду и в огороде

Беседа «Что нам осень принесла»

Загадки об овощах и фруктах

д./игра «Найди овощи и фрукты»

Опыт «У кого какие детки»

Привлечь родителей к изготовлению поделок из овощей и фруктов

Сбор семян, выставка «Чудо-овощи»

октябрь

Тема «Путешествие в песочную страну»/ свойства мокрого и сухого песка/

Загадка о песке, чтение стихов «Нам привезли песок на сад»

Опыт: «песчаный конус», «мокрый песок»

Консультация «Польза игр с песком»

Приобретение новых песочных наборов и наборов для рисования песком

ноябрь

Тема « Какие разные эти животные»

Загадки и стихи о домашних животных. Рассматривание иллюстраций.

Наблюдение на прогулке за поведением кошки

д./игра «Назови ласково»

Опыт: «Как кошка языком чистит  себе шёрстку», «Что легче козий пух или шерсть»

Консультация « Животные у вас дома»

Выставка рисунков «Мой любимец»

Картинки с изображением животных

декабрь

Тема. «Узнаем, какая вода»

Беседа о воде, чтение стихов

Опыты/вода прозрачная, не имеет форму, без запаха, бывает тёплой, горячей и холодной и.т.д./

Консультация « Игры с водой»

Зарисовка опытов

январь

Тема «Льдинка и снежинка»

Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок. Заучивание стихотворения «Снежинка» Бальмонт

Опыт: «Снег-это тоже вода», «сосулька-лёд»

Привлечь родителей к постройке горки и снежных фигур

Рисование «Зимние забавы», изготовление цветного льда

февраль

Тема «Воздух-неведимка»

Беседа о воздухе, загадывание загадок о воздухе. П/игра «Раздувайся пузырь»

Опыты: «Что в пакете», «Почему шарик летает», « Тёплый и холодный воздух»

Советы для родителей «Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста»

Выставка рисунков «Воздушный шар»

март

Тема Ветер-труженик

Наблюдения за облаками и ветром, деревьями. Выучить загадки о ветре.

Игра-имитация «Мы деревья

Опыты: «Как по воде передвигаются парусники»

«Воздух может двигаться с разной силой»

Консультация «Игры или экспериментирование»

Конструирование воздушного змея.

апрель

Тема « Солнце дарит нам тепло»

Чтение сказки К.Чуковского «Краденое солнце»

д./игра «На что похоже солнце»

Опыты: « Солнечный зайчик», «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

Ширма «Будем добры»

Игры с солнечным зайчиком «Догони, поймай и спрячь» Зарисовка опыта

май

Викторина «Путешествие в царство Природы»

Диагностика

Конкурс «Огород на подоконнике»

Рассада цветов на клумбах

                                                Старшая группа 2013-2014гг

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

сентябрь

Диагностика

Тема. Наблюдение за жизнью растений.

д/игра «Угадай растение»

Опыты: «Что любят растения»

«Какие цветы сохраняются дольше, срезанные или оставленные на растении»

Анкета для родителей

"Экологическое воспитание в семье"

Сбор урожая и  семян. Создание коллекции

октябрь

Тема Песок, глина – наши помощники.

Беседа «Где встречается песок и глина и их значение в жизни человека и природы»

Рассматривание образцов глины и песка.

Опыты: «Что тяжелее песок или глина». «Разноцветный песок»

«Своды и тоннели»

Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Пополнение экспериментального уголка разноцветным песком, образцами почвы и глины

ноябрь

Тема «Лесные жители»

Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу», чтение рассказа Чарушина «Что за зверь»

д/игра «Назови детёнышей»

Опыты: «Зачем зайчику тёплая шубка»,

« Как маскируются животные»

Привлекать родителей к пополнению уголка новой познавательной литературой

Изготовление альбома «Дикие животные»

декабрь

Тема «Вода»

Беседа «Кому нужна вода»

Рассматривание глобуса

Чтение сказки Галка хотела пить»

д/игра «Кто больше назовёт съедобной жидкости»

Опыты: «Соединяющиеся сосуды» , «Очищение воды», «Разноцветные стебли»

Ширма  «Давайте беречь воду!»

Изготовление  алгоритма действий с соломинкой и таблицы «Кто больше перенесёт воды»

январь

Тема «Что такое снег и лёд и откуда он берётся»

Рассматривание альбома «Зима». Рассматривание снежных  узоров на окне, чтение стихов о зиме.

Опыты: « В какой воде снег тает быстрее». «Почему снег хрустит под ногами», «Почему лёд не тонет»

 Памятка для родителей «Что нельзя и что можно делать для поддержания интереса у детей к познавательной деятельности».

Изготовление схемы «Маленькие человечки»

Выставка рисунков «Первый снег»

февраль

Тема. Как увидеть воздух.

Чтение рассказа «Воздух», загадка о воздухе.

д/игра хорошо-плохо

Опыты: Как дышит рыба», «Можно ли поймать воздух», «Сколько весит воздух»

Консультация «Роль семьи в развитие интереса познавательной деятельности ребёнка»

март

Тема. Воздух, ветер, человек.

Чтение сказки «Куда дует ветер». Беседа «Как человек научился летать»

Опыты: «Почему птицы летают». «Ветряная мельница». «Ветер сеет семена»

Интервьюирование детей родителями «Что такое ветер»

Конструирование вертушков.  Изготовление схемы «Движение воздушных масс»

апрель

Тема.  Отчего происходит смена дня и ночи. 

Беседа о космосе, рассматривание иллюстраций

д/игра « День и ночь»

Опыты: « Какая температура на солнце». « День, ночь сутки прочь»

«Свет и тень», «Какие предметы дольше сохраняю тепло светлые или тёмные

Привлечь родителей к изготовлению коллажа «Всё, что летает»

Пополнение картотеки опытов

Солнечные часы

май

Конкурс эрудитов

Диагностика

Привлечь родителей к посадке деревьев и кустарников на участке

                                              Подготовительная группа 2014-2015гг.

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

сентябрь

Диагностика

Тема. Цикл наблюдений за растениями.
д/игра «Съедобное-несъедобное», « Найди растение по описанию»

Опыты: «Как увидеть движение воды через корешки». «Как дышат растения»

                         Консультация для родителей                         «О чем говорят растения»

Зарисовка опыта

Изготовление схемы строения растения

октябрь

Тема. «В подземном царстве»

Беседа о почве.

Опыты: «В почве есть воздух». «»Могут ли животные жить в почве», «Дождевые черви просят о помощи»/загрязнение почвы»

Журнал для родителей и детей по развитию  исследовательской  активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

 Пополнение экспер. уголка образцами почвы из разных мест.

ноябрь

Тема. «Животные пустыни»

Беседа о животных пустыни. Чтение сказки «Почему у верблюда такой нос»

Опыты: «Постройка нор в песке»

«Как змея меняет кожу»

?

Консультация «Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях»

Картинки с изображением животных пустыни, изготовление макета «Животные пустыни»

декабрь

Тема. «Ходит капелька по кругу»

Чтение сказки «Путешествие капельки». Рассматривание капельки через увеличительное стекло.

Опыт. «Делаем облако» «Звенящая вода»

Памятка для родителей            «Экспериментирование с водой

Составление мнемотаблицы Путешествие капельки». Зарисовка капельки.

январь

Тема. Твёрдая вода.

Загадки про лёд

Опыты: «Почему не тонут айсберги», «Подними лёд спичками». «Как образуется иней»

«Изменение объёма воды»

Изготовление чашечных весов

Картинки с изображением айсбергов.

февраль

Тема «Лёгкий, живительный воздух»

Беседа-рассказ «Значение чистого воздуха для жителей планеты»

Игра на духовых инструментах.

Опыты: «Как дышат растения, «Сколько можно не дышать», «Воздух упругий», «Соломенный буравчик»

Учимся проводить опыты с воздухом». Мастер-класс для родителей.

Выставка рисунков «Берегите воздух»

март

Природные катаклизмы/смерчи и ураганы

Рассказ, рассматривание картин

Предложить родителям пополнить библиотеку новой познавательной литературой

Изготовление чашечного ветромера

с. 67

апрель

Тема. Космос. Вселенная. Звёзды.

Чтение Н.Носов «Незнайка на Луне». Рассказ о звёздах и созвездиях»

д/игра «Расположи планеты правильно»

Опыты: «Почему в космос летают на ракетах»

«Как образуются метеоритные кратеры»

Консультация «Развиваем интерес к небесным светилам»

Иллюстрации Изготовление алгоритма действий «Метеоритный кратер»,  изготовление атрибутов к игре «Космодром»

май

КВН «ЧТО, Где, Когда»

Диагностика

Пригласить родителей принять участие в конкурсе эрудитов вместе с детьми.

Изготовление афиш, пригласительных билетов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности.  Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная задача настоящего времени. Правильно органи...

Консультация для воспитателей и педагогов Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности.  В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культу...