« Формирование у дошкольников экологических знаний через поисково-познавательную деятельность» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_doshkolnikov_ekologicheskih_znaniy.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
:
« Формирование у дошкольников экологических знаний через поисково-познавательную деятельность»
Воспитатель второй квалификационной категории Кузьмина Н.П.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
Средняя группа на 2012-2013гг.
месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
сентябрь | 1-2н. диагностика 3-4н. Тема. Во саду и в огороде Беседа «Что нам осень принесла» Загадки об овощах и фруктах д./игра «Найди овощи и фрукты» Опыт «У кого какие детки» | Привлечь родителей к изготовлению поделок из овощей и фруктов | Сбор семян, выставка «Чудо-овощи» |
октябрь | Тема «Путешествие в песочную страну»/ свойства мокрого и сухого песка/ Загадка о песке, чтение стихов «Нам привезли песок на сад» Опыт: «песчаный конус», «мокрый песок» | Консультация «Польза игр с песком» | Приобретение новых песочных наборов и наборов для рисования песком |
ноябрь | Тема « Какие разные эти животные» Загадки и стихи о домашних животных. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение на прогулке за поведением кошки д./игра «Назови ласково» Опыт: «Как кошка языком чистит себе шёрстку», «Что легче козий пух или шерсть» | Консультация « Животные у вас дома» | Выставка рисунков «Мой любимец» Картинки с изображением животных |
декабрь | Тема. «Узнаем, какая вода» Беседа о воде, чтение стихов Опыты/вода прозрачная, не имеет форму, без запаха, бывает тёплой, горячей и холодной и.т.д./ | Консультация « Игры с водой» | Зарисовка опытов |
январь | Тема «Льдинка и снежинка» Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок. Заучивание стихотворения «Снежинка» Бальмонт Опыт: «Снег-это тоже вода», «сосулька-лёд» | Привлечь родителей к постройке горки и снежных фигур | Рисование «Зимние забавы», изготовление цветного льда |
февраль | Тема «Воздух-неведимка» Беседа о воздухе, загадывание загадок о воздухе. П/игра «Раздувайся пузырь» Опыты: «Что в пакете», «Почему шарик летает», « Тёплый и холодный воздух» | Советы для родителей «Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста» | Выставка рисунков «Воздушный шар» |
март | Тема Ветер-труженик Наблюдения за облаками и ветром, деревьями. Выучить загадки о ветре. Игра-имитация «Мы деревья Опыты: «Как по воде передвигаются парусники» «Воздух может двигаться с разной силой» | Консультация «Игры или экспериментирование» | Конструирование воздушного змея. |
апрель | Тема « Солнце дарит нам тепло» Чтение сказки К.Чуковского «Краденое солнце» д./игра «На что похоже солнце» Опыты: « Солнечный зайчик», «Чем отличается солнечная сторона от теневой» | Ширма «Будем добры» | Игры с солнечным зайчиком «Догони, поймай и спрячь» Зарисовка опыта |
май | Викторина «Путешествие в царство Природы» Диагностика | Конкурс «Огород на подоконнике» | Рассада цветов на клумбах |
Старшая группа 2013-2014гг
месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
сентябрь | Диагностика Тема. Наблюдение за жизнью растений. д/игра «Угадай растение» Опыты: «Что любят растения» «Какие цветы сохраняются дольше, срезанные или оставленные на растении» | Анкета для родителей "Экологическое воспитание в семье" | Сбор урожая и семян. Создание коллекции |
октябрь | Тема Песок, глина – наши помощники. Беседа «Где встречается песок и глина и их значение в жизни человека и природы» Рассматривание образцов глины и песка. Опыты: «Что тяжелее песок или глина». «Разноцветный песок» «Своды и тоннели» | Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» | Пополнение экспериментального уголка разноцветным песком, образцами почвы и глины |
ноябрь | Тема «Лесные жители» Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу», чтение рассказа Чарушина «Что за зверь» д/игра «Назови детёнышей» Опыты: «Зачем зайчику тёплая шубка», « Как маскируются животные» | Привлекать родителей к пополнению уголка новой познавательной литературой | Изготовление альбома «Дикие животные» |
декабрь | Тема «Вода» Беседа «Кому нужна вода» Рассматривание глобуса Чтение сказки Галка хотела пить» д/игра «Кто больше назовёт съедобной жидкости» Опыты: «Соединяющиеся сосуды» , «Очищение воды», «Разноцветные стебли» | Ширма «Давайте беречь воду!» | Изготовление алгоритма действий с соломинкой и таблицы «Кто больше перенесёт воды» |
январь | Тема «Что такое снег и лёд и откуда он берётся» Рассматривание альбома «Зима». Рассматривание снежных узоров на окне, чтение стихов о зиме. Опыты: « В какой воде снег тает быстрее». «Почему снег хрустит под ногами», «Почему лёд не тонет» | Памятка для родителей «Что нельзя и что можно делать для поддержания интереса у детей к познавательной деятельности». | Изготовление схемы «Маленькие человечки» Выставка рисунков «Первый снег» |
февраль | Тема. Как увидеть воздух. Чтение рассказа «Воздух», загадка о воздухе. д/игра хорошо-плохо Опыты: Как дышит рыба», «Можно ли поймать воздух», «Сколько весит воздух» | Консультация «Роль семьи в развитие интереса познавательной деятельности ребёнка» | |
март | Тема. Воздух, ветер, человек. Чтение сказки «Куда дует ветер». Беседа «Как человек научился летать» Опыты: «Почему птицы летают». «Ветряная мельница». «Ветер сеет семена» | Интервьюирование детей родителями «Что такое ветер» | Конструирование вертушков. Изготовление схемы «Движение воздушных масс» |
апрель | Тема. Отчего происходит смена дня и ночи. Беседа о космосе, рассматривание иллюстраций д/игра « День и ночь» Опыты: « Какая температура на солнце». « День, ночь сутки прочь» «Свет и тень», «Какие предметы дольше сохраняю тепло светлые или тёмные | Привлечь родителей к изготовлению коллажа «Всё, что летает» | Пополнение картотеки опытов Солнечные часы |
май | Конкурс эрудитов Диагностика | Привлечь родителей к посадке деревьев и кустарников на участке |
Подготовительная группа 2014-2015гг.
месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
сентябрь | Диагностика Тема. Цикл наблюдений за растениями. Опыты: «Как увидеть движение воды через корешки». «Как дышат растения» | Консультация для родителей «О чем говорят растения» | Зарисовка опыта Изготовление схемы строения растения |
октябрь | Тема. «В подземном царстве» Беседа о почве. Опыты: «В почве есть воздух». «»Могут ли животные жить в почве», «Дождевые черви просят о помощи»/загрязнение почвы» | Журнал для родителей и детей по развитию исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования | Пополнение экспер. уголка образцами почвы из разных мест. |
ноябрь | Тема. «Животные пустыни» Беседа о животных пустыни. Чтение сказки «Почему у верблюда такой нос» Опыты: «Постройка нор в песке» «Как змея меняет кожу» ? | Консультация «Организация экспериментальной деятельности в домашних условиях» | Картинки с изображением животных пустыни, изготовление макета «Животные пустыни» |
декабрь | Тема. «Ходит капелька по кругу» Чтение сказки «Путешествие капельки». Рассматривание капельки через увеличительное стекло. Опыт. «Делаем облако» «Звенящая вода» | Памятка для родителей «Экспериментирование с водой | Составление мнемотаблицы Путешествие капельки». Зарисовка капельки. |
январь | Тема. Твёрдая вода. Загадки про лёд Опыты: «Почему не тонут айсберги», «Подними лёд спичками». «Как образуется иней» «Изменение объёма воды» | Изготовление чашечных весов | Картинки с изображением айсбергов. |
февраль | Тема «Лёгкий, живительный воздух» Беседа-рассказ «Значение чистого воздуха для жителей планеты» Игра на духовых инструментах. Опыты: «Как дышат растения, «Сколько можно не дышать», «Воздух упругий», «Соломенный буравчик» | Учимся проводить опыты с воздухом». Мастер-класс для родителей. | Выставка рисунков «Берегите воздух» |
март | Природные катаклизмы/смерчи и ураганы Рассказ, рассматривание картин | Предложить родителям пополнить библиотеку новой познавательной литературой | Изготовление чашечного ветромера с. 67 |
апрель | Тема. Космос. Вселенная. Звёзды. Чтение Н.Носов «Незнайка на Луне». Рассказ о звёздах и созвездиях» д/игра «Расположи планеты правильно» Опыты: «Почему в космос летают на ракетах» «Как образуются метеоритные кратеры» | Консультация «Развиваем интерес к небесным светилам» | Иллюстрации Изготовление алгоритма действий «Метеоритный кратер», изготовление атрибутов к игре «Космодром» |
май | КВН «ЧТО, Где, Когда» Диагностика | Пригласить родителей принять участие в конкурсе эрудитов вместе с детьми. | Изготовление афиш, пригласительных билетов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми на тему «Развитие логического мышления, коммуникативных качеств дошкольников через экологическое воспитание» ( 2ая младшая группа).
планы занятий на учебный год....
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная задача настоящего времени. Правильно органи...
Консультация для воспитателей и педагогов Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культу...
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование знаний о Тульском крае как основа патриотического воспитания дошкольников»
Комплексно - тематическое планирование...
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения во второй младшей группе.
Для детей 3-4 лет...