Возрастные особенности детей 3-4 лет
статья (младшая группа) на тему

Наумова Наталья Николаевна

В статье подобран материал, описывающий сособенности психологического, эмоционального, физического развития детей 3-4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Подготовила: Н.Н. Наумова, воспитатель

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения.

Психологическое развитие

Ребенок 3 лет личность довольно колоритная, у него уже начинается своя осознанная внутренняя жизнь. Он понимает многие нюансы окружающего мира – насмешку над собой, или восхищение им, он уже может обижаться, и не простить обиду. В этом возрасте происходит уточнение норм поведения – дети могут ябедничать друг на друга, жаловаться на кого-то, только для того, чтобы увидеть реакцию взрослого и понять как себя «правильно» вести, причем, понимая, что одобряются его действия, он будет повторять их, демонстрируя тем самым, какой он хороший. Ребенок 3 лет очень хвастлив, ему, очень хочется показать всем, что он может, знает и умеет, и часто он и к месту и не к месту рассказывает о своих успехах, демонстрирует свои возможности, или просто рассказывает, что у него что-то есть. Малыш уже четко понимает, какая роль в семье отводится каждому ее члену (кто главный, кто нет) и подстраивает свое поведение под каждого члена семьи – кого-то беспрекословно слушается, кого игнорирует, а кого-то третирует. Ребенок стремится подражать во всем самому сильному в его понимании этого слова, и пока не понимает, что не всегда самый сильный является самым достойным примером. К этому возрасту происходит четкое разграничение людей по половому признаку и осознание своего пола. Мальчики начинаю вести себя как «мужчины», а девочки – как «дамы». 

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Детский мозг

Завершено формирование глубинных подкорковых структур мозга, отвечающих за тонус, активацию всех остальных структур, а также межполушарных связей этого уровня. Активно начинает развиваться правое полушарие, отвечающее за образное, пространственное мышление, усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира.

Важно создавать условия для получения полноценной сенсорной информации из внешнего мира через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове.

Активно развивается моторная кора, поэтому нужно обратить внимание на развитие крупной и мелкой моторики, соответствующей возрасту ребенка: бег, прыжки на двух и на одной ноге, умение пройти по дощечке, переступить через палочку, управление пальчиками. Управление движениями даст «опыт» для регуляции более тонких внутренних состояний (эмоций и т.п.), а также обеспечит развитие речи.

Познавательные процессы

В этом возрасте начинает развиваться образное мышление, что оказывает огромное влияние на интеллект ребенка. Малыш запечатлевает в памяти не только названия слов, но и их образы и символы. Он уже может пересказывать услышанное или увиденное, особенно, если задавать ему наводящие вопросы, способен по картинке составлять небольшие рассказы. К четырем годам ребенок научится обобщать предметы по определенным признакам (чашки, кружки и вилки - это все посуда, кресло, кровать и диван - мебель). С трех лет дети уже начинают мыслить вслух – задавать самим себе вопросы, и сами же на них отвечают. Вопросы: что? где? когда? – сменяются на один вопрос - почему?

Внимание и память непроизвольны: концентрация на ярких, эмоциональных событиях.

Восприятие: использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета).

Речь. В 3 года завершается этап активного формирования речи, в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и других частей речи. Ребенок испытывает трудности в использовании будущего и прошлого времени.

Мышление. Переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.

Мышление детей старше 3 лет носит наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой в сию минуту.

Игра

Детская игра: переход от манипуляций с предметами к простым сюжетам.

Предметно-манипулятивная игра – ведущая. Важно обеспечить игровое пространство «простыми» игрушками: кубики, пирамидки, ведерки, совочки, бытовые предметы. Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: ребенок в игре «замещает» одни предметы другими, также можно наблюдать короткие сюжеты  с одной-двумя ролями. 

Двигательные навыки

С трех лет у ребенка совершенствуется координация движения, основные двигательные навыки развиты очень хорошо. Он уже не только ходит, но и бегает, прыгает на двух ногах, неуклюже прыгает на одной, может перекатываться с пятки на носок и ходить на цыпочках. Может одновременно двигать и руками, и ногами – например, хлопать в ладоши и топать ножками. К четырем годам марширует в такт музыке, сам бросает и ловит брошенный ему мяч, хорошо катается на велосипеде. Это очень хороший период, чтобы начинать приобщать ребенка к спорту. Начать можно с художественной гимнастики, которая подходит как для мальчиков, так и для девочек. Конечно, речь не идет о профессиональном спорте, а о кружках или студиях, где дети получают хорошее физическое развитие, а не огромные нагрузки.). Благодаря таким занятиям у ребенка развиваются гибкость, координация, сила, укрепляется здоровье. 

Личность

Появляется чувство личности «Я есть», способность говорить о себе в первом лице. В этот период происходит отделение ребенка от матери. Ребенок входит в семью как «один из многих». Он не главный в семье, он не управляет и не манипулирует взрослыми, и у него уже есть свои маленькие обязанности (самообслуживание, убрать игрушки).

Эмоциональное развитие

Эмоции трехлетнего малыша очень бурные и яркие, могут часто и быстро меняться. Когда ребенок в гневе об этом знают все соседи, порою, он может быть безутешен в своем горе. Проявление радости тоже очень эмоциональное – прыгает, громко кричит. Впервые возможно наблюдать проявление чувства страха чего-то определенного – темноты, сказочных персонажей, причем боится он каждой клеточкой души. В этот период малышу очень тяжело ложиться в одиночестве в постель, находиться в закрытой комнате, для него это действительно очень страшные вещи.

Социальное развитие 

Ребенку все труднее без общения со сверстниками, его уже не удовлетворяет присутствие только близких людей. Он стремится играть с детьми, понимает, что с ними весело, можно пошалить, немного побаловаться. Но коллективные игры еще не складываются, дети не прислушиваются к мнению или желанию других, они играют рядом, но в то же время сами по себе. Ребенок уже может придумать себе воображаемого партнера и играть с таким другом-невидимкой. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. Изменяется отношение к матери, малыш, безусловно, очень привязан к ней, но уже ограничивает проявления своих чувств при посторонних. Он учится воспринимать себя как отдельную от мамы личность. Пространственное мышление ребенка развито довольно хорошо, поэтому он ощущает присутствие родителей в своей жизни, даже тогда, когда их нет рядом.

Использованы материалы:

https://psychologyofchildren.wordpress.com/

psyvsem.at.ua…psikhologija/osobennosti…detej_3_4…

http://razvitiedetei.info/psixicheskoe-razvitie/psixicheskoe-razvitie-detej-3-let.html

http://studopedia.org/6-82329.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...