Статья "Нравственное воспитание сказкой"
статья на тему
Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_nravst.vospit._razumenko.n.n.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Радуга»
(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Радуга»)
Тема: «Нравственное воспитание сказкой».
Воспитатель I категории: Разуменко.Н.Н.
2015 г.
Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Особенности нравственного воспитания дошкольников.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
По мнению большинства ученых, именно в дошкольном возрасте закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.
Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: со временем, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д. Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.
Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно выработать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа
Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...
Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа
Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и рак" старшая группа
Нравственное воспитание. "Мал, да удал"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа
Нравственное воспитание. "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Комплекс занятий по нравственному воспитанию "Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить"
комплекс занятий...
Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей
Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....