Технология "ПОРТФОЛИО" в ДОУ.
консультация
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_konsultatstt.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Портфолио» в практике ДОУ
Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила педагогов к поиску содержания, средств и педагогических технологии, позволяющих ему реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность.
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Существует ряд исследований по вопросам введения портфолио в образовательный процесс школы, высших учебных заведений, вместе с тем отсутствует обоснование технологии «Портфолио» применительно к специфике дошкольного образования. Возможно ли его использование в дошкольном учреждении?
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т.Г.Новикова, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др.). Несмотря на различие в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, - «показать все, на что ты способен». Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; происходит интеграция количественной и качественной оценок, и, самое главное, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку.
По мнению Л.И. Адаменко, портфолио – это открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик. Преимуществом технологии «Портфолио» также является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
Одно из главных условий – это добровольность. Если введение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
Необходимо четко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения);
- накопительной, когда информация собирается за определенный период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребенка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет);
- тематическое портфолио, составляется исходя из темы. Например, мое домашнее животное, лето веселая пора.
В портфолио могут присутствовать разделы: документов, работ, отзывов в количестве от 1 до 3 в различных сочетаниях. Каков бы ни был портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае.
Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.
1. Портрет. Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы.
2. Коллектор. Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, в нем собран необходимый материал, разработанный педагогами, коллегами, исследователями. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информации, иллюстрации – одним словом, все, что связано с тематикой портфолио. Коллектор – это своего рода «копилка» материалов и информации, часть которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть перейдет в портфолио по другим темам.
3. Рабочие материалы. Раздел включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, графические материалы, тексты сообщений и докладов, различные творческие работы. То есть данный раздел представляет собой «копилку» различного рода работ, выполненных автором портфолио.
4. Достижения. Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии (профессиональном, личностном). Это могут быть наиболее успешно выполненные задания, отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, работы, получившие высокую оценку и самооценку, свидетельства об окончании различных курсов, сертификаты. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором автор поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.
Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помогают систематизировать материал и формируют структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики – это тот материал, который является самым важным для данного портфолио. Обязательные рубрики должны быть закреплены в «Положении о портфолио». Необязательные, свободно выбираемые автором рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем и оформление портфолио. Количество обязательных рубрик должно быть ограниченным – необходимым и достаточным для отражения особенностей вида портфолио. Количество выбираемых рубрик оговаривается для каждого вида отдельно. Содержание рубрики определяется ее названием, объем – назначением материала, который в нее включается, структура и оформление – индивидуальными особенностями автора.
В портфолио можно предложить следующие рубрики:
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребенка. А также генеалогическое древо.
«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребенка на разных возрастных этапах;
- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребенок приобрел за прошедший год. Например, научился выговаривать звук «р», считать до десяти.
3. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребенка. Каждое изображение дополняется рассказом.
4. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
5. «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
6. «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объемные. Обязательно прописывается дата, тема работы.
7. «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребенок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга.
8. «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
9. «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма.
Алгоритм работы над портфолио:
Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
Определить вид портфолио.
Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
Презентация портфолио.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребенка. Это своеобразный отчет определенного жизненного пути маленького человечка. Работа основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.
Библиографический список :
Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики / Л.И. Адаменко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - № 1.
Дмитриева В., Егорова Е. Портфолио успеха / В. Дмитриева, Е. Егорова // Обруч. – 2007. - № 4.
Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. Портфолио в ДОУ / Н.А. Кочкина, А.Н. Чернышева. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
Руденко И., Тумакова О., Курынова С. Портфолио дошкольника./ И. Руденко, О. Тумакова, С. Курынова // Обруч. – 2005. - № 6.
Составила: Сенина Л.Н., зам. заведующей по ВМР.