Рекомендации родителям слепых и слабовидящих детей, поступающих в общеобразовательную школу
статья на тему
В этой статье я пытаюсь обратить внимание родителей детей с ОВЗ на некоторые проблемы, которые возникают при поступлении детей в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_slepyh_i_slabovidyashchih_detey.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям слепых и слабовидящих детей, поступающих в общеобразовательную школу
Школа. Это просто или сложно? Это весело или грустно? Это трудно или легко? Найти однозначный ответ на эти вопросы сложно, а, если у будущего первоклассника нарушено зрение – ещё сложнее.
Путь ребенка в школу начинается с семьи. Безусловно, все родители заботятся о том, чтобы их ребенок был здоров, вовремя накормлен, обстиран, хорошо одет и обут. Часто родители не жалеют времени и сил, чтобы научить ребенка писать, читать, считать, полагая, что это и есть подготовка к школе. И при этом забывают, что без овладения элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены, ориентировки в пространстве ребенок становится абсолютно беспомощным в школе. Такому ребенку неизмеримо труднее будет даваться каждый шаг самостоятельности в стенах школы, чем всем остальным ребятам, овладевшим этими навыками.
Готовя ребенка к школе, задайте себе, прежде всего вопросы: «Владеет ли мой ребёнок навыками ориентировки в знакомом и незнакомом пространстве?», «Умеет ли он обслуживать себя, сохранять опрятность, быть собранным и аккуратным?», «Стремится ли он справиться с возникшей проблемой самостоятельно или зовет на помощь близких?». Вероятно, что ребёнок, посещавший специализированный или массовый детский сад, более социализирован и умеет справляться с возникающими трудностями, но и ему нужна определённая подготовка для школьной жизни.
Прежде всего, необходимо следить за соблюдением ребёнком режима дня, правильным чередованием работы и отдыха.
Родителям необходимо с раннего возраста приучать ребенка к подчинению своих желаний определенной необходимости.
Организующее действие оказывают на ребенка поручения по дому (убрать игрушки, накрыть на стол, вымыть чашки – действия вполне доступные для детей). Обязательность их выполнения должна быть для ребенка несомненной. Учить сдерживаться, преодолевать импульсивность способствуют различные настольные игры с правилами, следовать которым нужно неукоснительно. Это и подвижные игры, в которых игрок, нарушивший правила, выбывает из игры.
Чтобы облегчить ребенку процесс обучения чтению и письму в школе, необходимо с раннего возраста проводить специальные занятия по развитию мелкой моторики рук.
Надо учить ребёнка ориентироваться в незнакомом пространстве, не ограничивайте передвижения ребёнка только домом и детской площадкой, ходите в театр, цирк, парк, лес. Родители в этих прогулках становятся своеобразными «комментаторами», описывая ребёнку весь путь, учат ребёнка запоминать значимые ориентиры на слух, на ощупь (стопа), на запах. Интересны и очень полезны для детей с нарушенным зрением игры: «Кто первый заметит?», «Кто первый услышит?», «Что изменилось?». Их смысл - увидеть и услышать то, чего другие не заметили, не уловили, заметить изменения и установить их причину. Это побуждает ребенка быть внимательным, вслушиваться в окружающее, наблюдать, искать ответы на свои же вопросы. Эти игры развивают слуховое внимание, тактильные ощущения. Слух и осязание (тактильные ощущения) имеют большое компенсаторное значение для ребёнка. Тактильные ощущения надо развивать с раннего возраста. Ребёнок пытается всё потрогать руками. Не ограничивайте его. Вместе с ребёнком исследуйте предмет, называя его и выделяя все характерные особенности словами.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать интерес не к внешним атрибутам школьной жизни, а к самому процессу познания. Стремление узнать новое, интересное, научиться тому, чего не умеешь, любознательность, жажда общения - те мотивы учения, которые будут способствовать не только приобретению определенной суммы знаний и умений, но и станут побудительной силой к самостоятельному добыванию новых знаний и умений, к творческому решению возникающих перед ним проблем.
Готовя ребенка к школе, старайтесь как можно больше расширять круг его представлений и впечатлений. Ребенку интересно и важно все: и работа продавца в магазине, и действия врача и устройство автобусного гаража.
Еще одно необходимое условие развития слепого или слабовидящего ребенка и подготовки его к школе - умение общаться со взрослыми людьми и особенно со сверстниками. Даже, если ваш ребенок посещал специализированный детский сад, старайтесь, чтобы круг его общения не состоял исключительно из детей с нарушенным зрением. Важно, чтобы он имел друзей среди зрячих детей, играл с ними, бывал в гостях и чувствовал себя при этом естественно и свободно.
Немаловажно и то, владеет ли ваш ребенок «внешними» средствами общения: отражает ли его мимика реальное настроение, соответствуют ли высказываниям жесты, выразительна ли речь. Часто именно эти факторы являются препятствием для установления контактов людей с нарушениями зрения с окружающими их зрячими людьми. Родители и тифлопедагоги слепых и слабовидящих детей отмечают маскообразность, анемичность их лиц, однообразие мимических реакций, практическое отсутствие жестов, монотонность голоса. Это подчас отталкивает зрячих детей и мешает общению.
Нельзя внушать ребёнку, что он является причиной переживаний родителей. Ребёнок не должен чувствовать, что его как-то по-особому выделяют в семье.
Первое и самое главное - постоянное сотрудничество ребенка с нарушениями зрения с окружающими его взрослыми во всех делах. Даже тогда, когда вы, казалось бы, заняты своими взрослыми делами, ребенок все равно ориентирован на вас, от вас он черпает социальный опыт общений, оценок, суждений, наблюдает за работой взрослых, за занятиями и проблемами брата и сестры, за действиями, поступками, дает им оценку, пытается подражать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой. Игры должны быть адаптирован...
Методическая разработка на тему: «Организация психолого – педагогического сопровождения адаптации слепых и слабовидящих детей в дошкольном образовательном учреждении»
Программа направлена на создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения зрения, для их полноценного физического и психического развития, эмоционального и ...
Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей.
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую ...
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
МАСТЕР-КЛАСС "ЗАКЛАДКА КАРАНДАШ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ СВОИМИ РУКАМИ"...
О реализации проектной деятельности в МБОУ ШИ для слепых и слабовидящих детей (дошкольное отделение)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28799055","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация на тему «Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей»
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может и...