Проект "Птицы"
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Проект "Птицы"
Цель: Расширить представления детей о птицах.
Задачи:
- вызвать интерес к окружающему миру
- расширить и закрепить у детей знания и представления о разных видах птиц
- обогащать словарный запас
- развивать связную речь
- учить детей давть полные ответы на вопросы
- активизировать внимание и память детей
- помогать детям узнавать новое и необычное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Расширить представления детей о птицах Задачи : Вызвать интерес к окружающему миру; Расширить и закрепить у детей знания и представления о разных видах птиц; Обогащать словарный запас; Развивать связную речь; Учить детей давать полные ответы на вопросы; Активизировать внимание и память детей; Помогать детям, узнавать новое и необычное.
МИНИ - МУЗЕЙ ПТИЦ
Художественное творчество
Спрятались птички. Найдешь их всех? П О П О Л З Е Н Ь С К Л Ё С Т Д Я Т Е И С П И Щ У Х А Ч Л Н О С В И Р И С И Ж И Р К У К Ш А Т Е О Ч О Щ Е Г О Л З Л Л К К С О Й К А Ж Ь Я А А А Б В Г Д Е Ё П А Г С Н Е Г И Р Ь К Н А Т Е Т Е Р Е В А Л Л К А Ф И Л И Н Ж Е Викторина Какие птицы зимой, в самые морозы, вьют гнезда и выводят птенцов? (Клесты) Какие птицы говорят, как их зовут? (Галка, Кукушка, Пищуха) Какая птица высиживает яйцо на весу? (Пингвин) Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) Какая птица днем спит, а ночью летает? (Сова) Как по воробьям узнать погоду зимой? Почему одну из наших синичек зовут «гренадером»? (У нее есть хохолок) Какие птицы зимуют и ночуют, зарывшись в снег? (Тетерев, Рябчик, Куропатка) Что птицам страшнее — холод или голод? (От голода умирают) Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птица бросит гнездо испугавшись) Кто дважды родится, а один раз умирает? (Рыба, Птица) Центр книги и грамоты
«Один – много» (мн. ч., сущ.) - ВОРОНА - ..... ВОРОБЕЙ - ..... СНЕГИРЬ - ..... ГОЛУБЬ - ..... СИНИЦА - ...... СОРОКА - ..... «Угадай по описанию» Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель - научить составлять Описательный рассказ . « РАЗДЕЛИ НА СТАЙКИ» /картинки перелетных зимующих птиц/ « КТО ЛИШНИЙ?» / найти среди перелетных зимующих и наоборот ; среди птиц-домашних, среди птиц- животных « ПОДБЕРИ ЛЮБИМОЕ БЛЮДО»/картинки птиц и птичьей еды / « НАЙДИ ОДИНАКОВЫЙ ЗВУК В НАЗВАНИЯХ ПТИЦ» « ПОДБЕРИ ЧИСТОГОВОРКУ К НАЗВАНИЮ ПТИЦ »/ нок нок-нок , поет жаворонок « ЗАКОНЧИ МЫСЛЬ»:…Воробей маленький, а … Аист улетает , а … «Подбери признак«» ( прилагательное) ВОРОНА - ..... СНЕГИРЬ - ..... ГОЛУБЬ - ..... СИНИЦА - ...... СОВА - ....... ДЯТЕЛ - ....... «Назови ласково» ВОРОБЕЙ - ..... СНЕГИРЬ - ..... ГАЛКА - ..... СИНИЦА - ..... « Узнай, кто это». Теперь давайте послушаем голоса птиц, а затем угадаем их среди других звуков. Педагог даёт послушать детям запись голосов птиц
Птичья столовая» (Ребятам предлагается разложить перед иллюстрациями птиц картонки с названиями того, чем питаются птицы.) Цапля, журавль (рыба, лягушка, клюква, жуки , змеи) Чайка (рыба, насекомые) Сова (мыши, грызуны, мелкие птицы) Снегирь (семена деревьев, ягоды — рябина, калина ) Дятел (жуки, желуди, муравьи, семена деревьев ) Воробьи (хлебные крошки, пшено, ягоды) Сорока (зерно, насекомые, грызуны) Ласточка (мухи, комары, жучки) Синица (сало, пшено, зерно) Скворец (вишня, черви, насекомые) Грач (зерно, личинки, черви) Клёст (насекомые, семена шишек) Сокол (мелкие животные, мыши, птички) Глухарь (насекомые, ягоды, веточки деревьев )
Подвижные игры « Птицы в гнездышках» В игру можно задействовать такое количество детей, насколько позволит площадка для проведения игры. Малыши сидят на стульях, расставленных в углах комнаты – это их «гнезда». По сигналу ведущего все «птицы» вылетают в центр комнаты, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Важно, чтобы малыши действовали по команде. Кошка и птички Как и в предыдущей игре, определяем, где у нас будет гнездо. Мы для него с ребенком брали обруч и клали на пол. В гнезде сидят птички. Кошка ходит вокруг гнезда и хочет поймать птичек. Она может притвориться спящей. Птички вылетают, а кошка пытается их поймать. Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. Ястреб Дети собираются, количеством до 16 и больше, во дворе, в саду или в просторной комнате и бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов. Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями. Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок или свернутый жгут, — если они попадают в него, он считается убитым и из среды детей выбирается на его место другой. «Перелет птиц». Малыш стоит в одном углу комнаты. Он птица. В другом углу комнаты помещается лесенка-стремянка или стул (табурет). По сигналу взрослого «Птички улетают!» малыш, подняв руки- «крылья» в стороны, бегает по комнате. По сигналу «Буря!» малыш бежит к лестнице (табурету) и влезает на нее: «птицы» скрываются от «бури» на «деревьях». Когда взрослый говорит: «Буря прекратилась»,- малыш спускается с лестницы и снова бегает («птицы» продолжают «полет»). Во время игры взрослый должен находиться возле лестницы, чтобы в случае необходимости помочь малышу.
Подвижная игра «Вороны» Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [ р ], учить говорить то громко, то тихо . Xод игры : Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом , который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети. Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко) Целый день они кричали,Спать ребятам не давали:«Кар-кар-кар!» (громко) (Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)Только к ночи умолкают И все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (тихо ) ( Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают) Подвижная игра «Цапля» Дети стоят то на одной, то на другой ноге.Очень трудно так стоять.Ножку на пол не спускать, И не падать , не качаться, За соседа не держаться. Подвижная игра «Сова» В лесу темно, все спят давно. (Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц)Все птицы спят, одна сова не спит. Летит кричит, Совушка-сова , Большая голова, на суку сидит, (Дети изображают сову в соответствии с текстом)Головой вертит, вовсе стороны глядит, Да вдруг как полетит!
Птица - не птица. Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто ?» Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны., Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки , лебеди и утки - и спасибо шутке! Птицы и лиса. В этой игре участвуют несколько человек. С помощью считалки выберете лису. Дети-птицы устраиваются на пеньках, низких сучьях деревьев, на поваленном дереве. Это их гнезда. Вдалеке - норка лисы. Птицы слетают с деревьев на землю, перелетают с одного места на другое, расправив крылья, ищут различных вредных насекомых (жучков, червячков, мошек и т. п.). По сигналу взрослого: «Лиса!» — все прячутся в свои гнезда. Лиса выбегает из норы и пытается догнать какую-нибудь птицу, если она не успеет спрятаться в гнездо. Повторите игру, выбрав новую лису. Поощряйте детей входить в роль во время игры. Так играть значительно интереснее.
Центр Математики Какой домик выберет птица почему? Сложи целое яйцо из скорлупок Разложи птичек по величине Посчитайте, сколько птиц на каждой картинке, зачеркни ту цифру, на которой правильное количество. Найди двух одинаковых птичек. По какой тропинке нужно идти? Это игра-ходилка . Выбираем героя-игрушку. Бросаем кубик. Чтобы не попасть к змее, отгадываем загадку про нее. Вьется веревка, на конце – головка (Змея). Если отгадали, идем дальше. Чтобы не попасть в сети к паучку, нужно вспомнить, кого ест паук. При подходе к муравейнику, нужно назвать, на какую букву начинается слово «муравей». Когда подходим к дереву, то отгадываем загадку. Чёрный, проворный, кричит « крак » — червякам враг (Грач). А как же называются детеныши птички (птенцы). Еще находим самую узкую и самую широкую дорожку. Говорим о том, какая из них самая безопасная дорога и почему.
Спрячь слоги в ладошки. Называем слово, а ребенок должен прохлопать количество слогов в нем. Например: сова – хлопаем 2 раза, воробей – 3 раза. Один – много Предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете предмет, а он должен сказать, как он называете, когда его много. Например: Много цветов – букет Много птиц – стая Много сена – стог Много воды – речка, море Какие ты знаешь сказки с названием птиц? «Гуси-лебеди» «Гадкий утенок» Игра «Кто как говорит» Воробей — чирикает Кукушка — кукует Ворона — каркает Курица — квохчет Утка — крякает Соловей — поет Сорока — трещит Игра «Справочное бюро». Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц» Примерные вопросы для игры : Какие птицы здесь живут? (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника) Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее) Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья) Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой? Как надо охранять птиц?
Центр Науки Эксперимент № 1. «Ты , как мокрая курица» Цель:- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; - развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки. Материал: емкость с водой; перья гусиные и куриные. Проводит опыты: Обратить внимание на перья на столе. Предложить различить и разобрать на куриные и гусиные. Версии: гусиные перья не намокают , они покрыты жиром. Предложить опустить перья в тазик с водой по очереди. Разложить на две кучки: на намокшие и сухие. Вывод: - Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли, они смазаны жиром ; - Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на полоску, с них течет вода. Не зря говорят: «Ты , как мокрая курица» Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить в воде, а курица на суше . Эксперимент 2. «Птицы и нефть» Материалы и оборудование : перышки и нефть , салфетки . Проводит опыты: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие птицы летают над поверхностью озер, рек, морей? (чай и, дикие утки). Почему именно они живут у водоема ? Затем дошкольники подбрасывают перышки вверх и следят за их движением . Как летит перо? (легко, плавно). Почему водоплавающие птицы не тонут ? Строение перьев позволяет им лететь, отталкивая крыльями воздух, при этом сами они поднимаются вверх. Теперь обмакнем перо в нефть (избыток жидкости можно снять, прижав перо к краю емкости или к салфетке).Повторим наши действия, снова его подбросив. Как оно летит теперь? (быстро, падает вниз камнем). Что происходит , когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой? Перья загрязняются , слипаются , и птица не может взлететь, становится добычей хищников Эксперимент 3. «В воде купался - сух остался» Цель: - развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; - поощрять выдвижение гипотез; - подвести к планированию своей деятельности; - способствовать развитию умения делать выводы; Материал: тазики с водой, гусиные перья, жир , крем для рук. Проводит опыты : Почему перья у гуся не намокают ? Предложить узнать намокают или не намокают . Взять перья , опустить их в воду. Выводы: - перо сухое, оно покрылось капельками ;- если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим. Если опустить руки в воду . Какими они станут? (мокрыми) Как сделать так, чтобы руки в воде тоже не намокли? Версии: завернуть в ткань, надеть резиновые перчатки. Предложить смазать кремом, а потом намочить . Выводы:- руки, смазанные кремом не намокают. Результат: Гусиные перья не намокают в воде потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Знаешь ли ты? А кто еще смазывает свое тело жиром ? ( водоплавающие птицы и белый медведь). Человек узнал про эту хитрость и металлические предметы, детали машин , чтобы они не промокали и не ржавели, смазывает жиром. Эксперимент 4. Материалы и оборудование : перышки и шерсть Проводит опыты : опускает перо и клочок шерсти в воду и делают выводы: перо не намокает . Значит , птицы их чем-то смазывают (предположим, жир). Рассматривают перья под лупой и делают вывод , что перо состоит из стержня, а от него отходят волоски, хвоинки на еловой лапке, есть крючочки , вот почему перья такие прочные. Приложили перышко к щеке - стало тепло - значит, они нужны для тепла. Отрезали кончик пера – внутри пусто, значит , перо легкое. После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки , похожие на еловые хвоинки, а бородочки имеют крючочки , как застежка. Вот почему перья такие легкие, прочные , упругие и теплые. При движении крыла вверх -перья свободно пропускают воздух. При движении крыла вниз перья опираются на воздух. Учитель берет лист бумаги, держит его за край, 2 ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие , делать повороты, остановку. Давайте и мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем. А вдруг это будет?/ А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим?
Центр Науки Эксперимент 5. Плавающее перо Вам потребуется: - Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья) - Широкая миска с водой - 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды - Синяя пищевая краска - 2 ватных шарика - Пинцет - Бумажное полотенце Этот проект показывает, как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы. Схема работы: 1.Налей в миску воды и добавь немного синей краски. 2.С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо. 3.Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик. 4.Положи перо на бумажное полотенце . 5. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков . 6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо. 7.Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик . 8. Положи перо на бумажное полотенце. Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь голубой цвет. Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. "Ствол" пера , который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой",медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие. Совет по подготовке отчета: Сделай рисунки и фотографии, показывающие ход работы. Продемонстрируй на выставке, как работает проект, чтобы все желающие могли проверить твои выводы. Знаешь ли ты? Тонкий слой липкой жировой смазки позволяет собирать пыль с помощью пучка перьев. То же самое характерно и для метелки из обрезков шерсти . Жир , который используют животные для смазки шерсти , называется ланолином. Его используют в качестве основы для мазей и косметических кремов.
Развивающие вопросы Когда прилетают птицы? Как летят перелетные птицы ? Поодиночке держатся синицы или стайкой? Где ищут корм птицы, как его добывают? Как птицы передвигаются по земле? Где садятся синицы – на кустарниках, на деревьях, на зданиях, на земле? Сколько насекомых съедает синица за сутки? Где зимуют птицы? Чем питаются птицы? Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой? Как надо охранять птиц? Назови предков птиц? Чем питаются птицы у которых острый крючковатый клюв и мощные когти? Почему птицы летают? Почему водоплавающие птицы не тонут? Как называется гнездо в стволе дерева? Где строит себе гнездо ласточка? Кто вылупляется из яйца? Как ты думаешь почему не все птицы летают ? Назови птицу которая подбрасывает свое яйцо в чужие гнезда? Какая птица самая большая? Кто из птиц самый быстрый в полете?