Творчество ребёнка с нарушениями речи, его проявление.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Творчество ребёнка с нарушениями речи, его проявление.
В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Развивать творчество надо с дошкольного возраста. Существует мнение, что все дети талантливы. Исходя из этого необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Только под чутким руководством взрослого раскроются художественно-творческие способности малыша. Ребёнок будет стараться создавать новые работы, дополнять основу данную взрослым своими мыслями, представлениями, воображением, фантазией. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.
Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, можно с полной уверенностью сказать, что особое внимание требуют следующие направления работы:
- Умение штриховать, наносить различные линии ;
- Умение наносить мазки узкой и широкой кистью;
- Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
- Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
- Умение использовать трафареты и печати при работе;
- Умение убирать за собой рабочее место.
Скованность в движениях мелкой мускулатуры рук приводит к :
- Неуверенности и скованности в действиях;
- Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
- Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
- Умении экспериментировать с изобразительными материалами;
- Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
- Затруднение в проявлении фантазии, художественного творчества;
- Умении передавать личное отношение к объекту изображения;
- Завершение работы декором.
Подводя итоги становится ясно, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы надо:
- углублённо изучать методическую литературу;
- знать и руководствоваться особенностями возрастных особенностей детей- логопатов, их творческого развития;
- опираясь на специфику, тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно интересны нетрадиционные способы рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
По словам психолога Ольги Новиковой :"Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности, следует в работе с детьми использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям.
Итак, первое направление работы- развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы в сюжетно- ролевой игре.
Второе направление по развитию творческих способностей детей предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно- образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Так, на занятиях по лепке, аппликации, конструированию, рисованию, можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие- то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей детей заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.
Третье направление- формирование способностей к словесному творчеству. Это прежде всего занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР. Задания, используемые в третьем направлении коррекционной работы, следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта.
Используя в работе с детьми элементы нетрадиционного рисования можно наблюдать всплеск положительных эмоций, творческое раскрытие ребёнка, взаимодействие, если работа коллективная, индивидуальные « стандарты представления» каждого малыша.
Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии: педагоги, родители должны всячески поощрять творческие проявления детей, помогать им развивать направленное, продуктивное воображение. И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся ненапрасными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе ребёнка с нарушением речи
Речевое нарушение опосредованно влияет на развитие всех психических функций. На что же родителям следует обратить внимание перед школой?...
Рекомендации для родителей «Воспитание ребёнка с нарушением речи».
Материалы для родителей, как воспитывать детей с нарушением речи....
Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка с нарушением речи".
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкус...
Индивидуальный маршрут ребёнка с нарушениями речи
Задания, разработанные для детей с нарушениями речи с 6-7 лет...
Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей с нарушениями речи
В дааной статье описаны различные игровые технологии с песком, которые применяются в раоте с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Развитие речевого творчества дошкольников с нарушением речи в домашних условиях
Консультация для родителей...