Русское народное творчество
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательная деятельность « Музыка».
Тема: «Русское народное творчество».
Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, знать чем отличается русская народная музыка от композиторской, познакомить детей с русским народным творчеством через музыку, пословицы, сказки, загадки и художественно изобразительное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nnod_russkoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 31.17 КБ |
prezentatsiya_k_nnod_russkiy_narodnyy_kostyum.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 196»
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательная деятельность « Музыка».
Тема: «Русское народное творчество».
г. Оренбург, 2015 г.
Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, знать чем отличается русская народная музыка от композиторской, познакомить детей с русским народным творчеством через музыку, пословицы, сказки, загадки и художественно изобразительное искусство.
Задачи:
- образовательные:
- формировать универсальные предпосылки учебной деятельности, умение использовать вербальные и невербальные средства общения;
- формировать интерес к русскому народному творчеству;
- развивающие:
- развивать речь, творческие способности, умение общаться и слышать и слушать музыку, быстро реагировать на сигналы во время игры, умение самостоятельно действовать при затруднениях, обращаться ко взрослому за помощью;
- развивать технику в танцевальных вокальных, движениях;
- воспитательные:
- воспитывать интерес к музыке, изобразительному творчеству, чувство эмпатии;
- поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героем.
Расширять и активизировать словарный запас: гармонь, дудочка, балалайка, композиторская музыка. Русская народная музыка, русская народная песня. Пословицы, поговорки, русский народный костюм.
Приёмы руководства деятельностью детей в ДОУ.
1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, рассматривание русских народных костюмов.
2. Приёмы активации деятельности детей в процессе ННОД; беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ, выводы.
3. Приёмы организации практической деятельности детей: показ фильма про русские народные костюмы, продуктивная деятельность, демонстрация вариантов разукрашивание русских народных костюмов.
4. Приёмы поддержание интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальная разминка, музыкальное сопровождение, чередование детской деятельности.
5. Приёмы оценки и самооценки; поощрение, совместное с педагогом и детьми, определение качества продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения ННОД: гармонь, дудка, балалайка, музыкальны центр, ширма с изображением домика, ложки, корзина с народными костюмами, ларец, краски, кисточки.
Виды детской деятельности в ННОД:
- музыкально-художественная,
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская,
- продуктивная,
- чтение художественной литературы,
- трудовая,
- игровая.
Ожидаемые результаты:
- Развитие у детей интереса к русскому народному творчеству.
- Умение детей действовать самостоятельно.
- Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общение со взрослыми и сверстниками.
- Воспитание нравственных качеств.
- Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности.
- Расширение и активации словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей:
- Ребёнок активно учувствует в продуктивной деятельности.
- Проявляет самостоятельность.
- Задаёт вопросы.
- Обращается за помощью ко взрослым и детям и оказывают её своим сверстникам.
- Сопереживание.
- Эмоциональное реагирование.
- Проявление волевых умений.
- Аргументирование самооценки.
Интеграция образовательных областей
Области | Методы и приемы реализации содержания ННОД | Решение задачи |
Познавательное развитие | Знакомство с русским народным костюмом, рассматривание коллекции народных костюмов. | Принимать активное и заинтересованное участие в образовательном процессе. Развивать интерес к русскому народному творчеству. |
Социально- коммуникативное развитие | Практическая работа по созданию коллекции русских народных костюмов. | Приучать решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения задач поставленных нам взрослым, так и им самими. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью. |
Беседа о ЗОЖ, о композиторской и о русско-народной музыке. | Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными средствами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Прививать умение планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения. | |
Художественно-эстетическое развитие | Валеологическая песня-распевка с оздоровительными массажем. Прослушивание музыкальных инструментов. Исполнение танца»Калинка малинка». | Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное сопровождение. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Развивать технику в танцевальных и вокальных движениях. |
Рассматривание коллекции русских народных костюмов. Формирование у детей эстетического вкуса. | Развивать у детей творческие способности. Прививать чувство эмпатии и умение откликаться на эмоции воспитателя. | |
Отгадывание загадок о музыкальных инструментах. Чтение пословиц и поговорок. | Развивать речь детей, обогащать словарный запас | |
Физическое развитие | Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем» Доброе утро». | Создавать элементарные правила ЗОЖ. Совершенствовать мелкую моторику рук. |
Беседа «Что нужно делать что бы быть здоровым». | Воспитание культурно гигиенических навыков. |
План ННОД
1. Вводная часть.
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для детской деятельности.
Определение цели.
2. Основная часть.
Отгадывание загадок про музыкальные инструменты.
Прослушивание народной песни «Петушок».
Разучивание русско-народной песни «Пойду ль я вый ду ль я».
Чтение пословиц про труд.
Просматривание видео фильма про русские народные костюмы.
Игра «Тихо - громко».
Танец «По полю полю».
Раскрашивание русских народных костюмов.
3. Заключительная часть.
Оценить деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ННОД.
ХОД ННОД:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым?
(Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую зарядку.
Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро».
- Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
- Улыбнись скорее! кланяются друг другу
- И сегодня весь день «пружинка»
- Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носи и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Чтобы они показались, нужно отгадать загадки. А загадки у нас необычные - они про музыкальные инструменты.
Гармонь:
В руки ты её возьмёшь
То растянешь, то сожмёшь
Звонкая нарядная
Русская двухрядная
Заиграет, только тронь
Как зовут её – (гармонь)
Рада вам она играть -
Приглашает танцевать.
Дудочка:
Очень весело поёт,
Если дуете в неё
Не палочка и не трубочка
А что же это - (дудочка).
Балалайка:
Ой, звенит она, звенит
Всех игрою веселит
А всего то, три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая – отгадай-ка
Это наша (балалайка)
Музыкальный руководитель:А к нам пришла гостья, но пришла не одна, принесла нам балалайку. Сейчас вы услышите, как она звучит.
(Девочка в русско-народном костюме играет на балалайке народную плясовую «Петушок»).
Музыкальный руководитель: А вы знаете ребята, чем отличается композиторская музыка от русско-народной? Композиторскую музыку сочинял один человек-композитор, а народную народ. Раньше в древности телевизоров не было. И люди после работы собирались возле дома на лавочке и общались. Пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. И всё это переходило из уст в уста. Из одного двора в другой. И так дошло до наших лет. Поэтому нам и неизвестны авторы или композиторы. А когда всё это дошло до нашего времени - всё это опубликовали в книги и написали как русские народные. И сегодня мы начнём разучивать русскую народную песню «Пойду ль я выйду ль я». А сначала я предлагаю её прослушать в исполнении нашей гостьи Яны Мерзловой (исполнение песни и разучивание 1 куплета).
Музыкальный руководитель: Русский народ очень трудолюбивый. Много трудились наши отцы и деды на земле и завещали нам любить землю и не бояться никакой работы. В старину люди посвящали своей работе припевки, песни поговорки и пословицы. Вот некоторые из них:
Дети читают пословицы:
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Долог день до вечера, кому делать нечего.
- Судят не по словам, а по делам.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Умелые руки не знают скуки.
- Землю красит солнце, а человека труд.
Музыкальный руководитель: Народ наш трудолюбив, но в его среде есть и лентяи. Так вот, лентяев и бездельников народ не любил и высмеивал в своих рассказах. И даже сочинял сказки. А какие русские народные сказки знаете вы?
(Ответы детей.)
А чем отличается русская народная сказка от авторских сказок?
(Ответы детей.)
А как выглядит русский народный костюм? Вот вы сегодня тоже пришли в национальном русском костюме. Костюмы бывают очень разнообразные. И я сегодня хочу показать вам несколько русских народных костюмов.
(Просмотр презентации про русские народные костюмы.)
(Звучит русская музыка и звуки трещоток.)
Музыкальный руководитель: Откуда эта музыка?
(Ответы детей.)
Верно, в домике кто-то живёт.
(Подходит к домику вместе с детьми, и поёт:)
Кто - кто в теремочке живёт?
Кто - кто в невысоком живёт?
(Из домика выходит бабушка.)
Бабушка:
Здравствуйте детушки - малолетушки!
Я бабушка – забавушка!
Люблю песни петь, плясать, играть
И ребяток забавлять!
Музыкальный руководитель:
Ладушки-ладушки - выходи к нам бабушка!
Ладушки- ладушки, попляши нам бабушка!
Мы на ложках сыграем, станет весело друзья!
Потому что плясовая - тут сейчас слышна.
Звучит русская народная плясовая - дети играют на ложках, бабушка пляшет.
Проводится игра «Тихо – громко».
Музыкальный руководитель: А наши дети тоже умеют плясать. Правда ребята. И сейчас они станцуют для тебя русский народный танец: « Калинка малинка».
Музыкальный руководитель: Ребята, а посмотрите какая красивая корзинка у нашей бабушки.
Бабушка: А у меня корзинка необычная. Я принесла вам целую корзину русских народных сарафанов. Только краски растерялись у них. Давайте мы сейчас вернём краски нашим сарафанам. А вы мне поможете ребята?
(Ответы детей.)
(Дети раскрашивают сарафаны - звучит музыка.)
Бабушка: А ещё в старину любили загадывать загадки. Я вам сейчас загадаю несколько, а вы отгадайте.
(Загадывает загадки, а последняя загадка про цветочек.)
(Бабушка выносит ларец, в котором цветочки из воздушных шариков и раздает детям.)
Бабушка: Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравились мои подарки? А что ещё вам сегодня понравилось? А чем народная музыка отличается от композиторской? А какую песню вы сегодня новую выучили? А с какими музыкальными инструментами познакомились? На каком инструменте играла девочка Яна? Сколько струн у него? А вы на каких инструментах играли? Что Вам понравилось больше всего?
Музыкальный руководитель: До свидания ребята! Скажем гостям до свидания!
(Под русскую народную музыку дети выходят из зала.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орнамент
Мужской костюм
Женский костюм
Кокошник
Праздничный народный костюм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
"Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей...
Тема: «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...
Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...