Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании личности
консультация на тему

Взаимодействие детского сада с родителями- достаточно сложный процесс, требующий специальной подготовки воспитателей. ДОУ должно помочь родителям в осознании их педагогической роли, создание необходимых условий и возможностей для развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

        В настоящее время педагогическая наука и практика чаще заявляет о незаменимости семейного воспитания, доказывают, что действенность и сила семьи не сопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду и школе. С этим нельзя не согласиться, поскольку основы формирования личности закладываются именно в семье.

   В условиях развивающегося информационного общества, научно–технического прогресса от семьи ждут участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созидательности. Не случайно в практике дошкольного образования проходят успешную апробацию и развиваются различные формы взаимодействия с семьей: родительские клубы, тренинги, общения, беседы, творческие встречи и конкурсы.

   В развитии личности на сегодняшний момент отмечен приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто: наиважнейшие качества человека, основа социального «Я» закладываются в самом раннем возрасте. И семья выступает как важнейший фактор их развития. В семье ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья – и первая школа чувств, и среда обитания, и защита от агрессивного воздействия окружающего мира. Особенностью семейного воспитания

является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколении. А это значит – различные ценностные ориентации, критерии оценок жизненных явлении, идеалы, убеждения, что позволяет создавать определенные традиции.

   Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, убрать игрушки) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения. Семейный климат создают родители. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило,- результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Индивидуальность ребенка также изначально формируется здесь.

   Воспитательная работа ДОУ не может строиться без учета этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов. В ходе проведения индивидуальных и семейных консультации, анкетирования, бесед с родителями выяснилось, что родители часто испытывают трудности во взаимодействии с детьми, особенно сталкиваясь с отклонениями в их поведении (агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость). Основные причины таких отклонений – нервно-психические нарушения, неверный подход родителей к воспитанию, незнание основных закономерностей развития дошкольника.

   Взаимодействие детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, требующий специальной подготовки воспитателей.

   ДОУ должно помочь родителям в осознании их педагогической роли, создание необходимых условии и возможностей для развития ребенка, так как без поддержки семьи невозможно приобретение детьми нравственных и духовных ценностей. Это требует новых подходов и методов, в том числе групповых, работы воспитателей, социального педагога и психолога с родителями. Важным условием является создание моделей «воспитатель-родитель», «воспитатель-психолог-родитель», «воспитатель - социальный педагог-родитель». Особая форма общения в этих моделях – доверительный контакт. Один из способов реализации сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение в деятельность дошкольного учреждения актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как заказчиков образовательных услуг.  

   Многолетний опыт работы показывает, что традиционные родительские собрания не дают должного эффекта. Новыми ступенями на пути сотрудничества с родителями стало проведение таких праздников, как «1 сентября – День знаний», «Огород – круглый год», а также дней открытых дверей, спортивных соревновании, совместных походов, конкурсов творческих работ на лучшею поделку из природного материала, из бросового материала, семейных газет, рисунков, выставок «Папины руки не знают скуки», обмена рецептами любимых блюд.

   Новые формы взаимодействия позволили не только родителям увидеть положительные стороны детей, но и детям воспринимать родителей по-новому.

   Постепенно в результате совместной работы складываются доверительные отношения. Родители начинают осознавать, что они нуждаются в помощи, и принимают советы как поддержку, а не как посягательство на личную сферу. Воспитатель становится их союзником и помощником.

   Таким образом, методическая работа ДОУ направлена на формирование у педагогов и родителей убеждений:

  • Чтобы учить, сам должен много знать, уметь и верить;
  • Тот, кто занят воспитанием души ребенка, должен верить в него;
  • Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

На этом и держатся наши главные принципы, терпение, созидательная любовь, сотрудничество.

Литература:

  1. Управление ДОУ , 2005 г. №5
  2. Воспитатель ДОУ ,2007г. №2
  3. Управление ДОУ , 2007 г. №8
  4. Воспитатель ДОУ ,2007г. №3
  5. Зенина Т.К. Родительские собрания в детском саду, М., 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по воспитанию грамотного пешехода.

Цель: выяснить, какие трудности испытывают родители в воспитании и обучении детей правилам дорожного движения, провести индивидуальную работу с ними, оказать им педагогическую помощь, дать конкретные ...

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по воспитанию грамотного пешехода

Цель: выяснить, какие трудности испытывают родители в воспитании и обучении детей правилам дорожного движения, провести индивидуальную работу с ними, оказать им педагогическую помощь, дать конкретные ...

Роль взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся сложность ситуации заключается в в...

Современные формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и се...

План работы с родителями по теме "Взаимодействие семьи с дошкольным учреждением"

План составлен на календарный год по работе с родителями. В нем прописаны консультации и тематические праздники. Прописаны цель и итоги работы....

«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»

laquo;Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»...