Презентация для детей подготовительной группы и начальных классов Васнецов Виктор Михайлович
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
В этой презентации полностью представлена вся биография великого советского художника Васнецова Виктора Михайловича. Ее можно использовать целиком для детей более старшего возраста, так и частями для детей дошкольного возраста. в презентации представлены разделы:
Биография:- сын священника
- жизнь в столице
- в поисках собственного стиля
- интерес к истории
- сказочные сюжеты из реальной жизни
- былинный эпос
- история и сказка
- древние образы и сказки
- театр и его влияние
- три былинных богатыря
- многогранность мастера
- орнаментальность, как важный элемент стиля
- закат сказочной эпохи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasnetsov1.pptx | 2.41 МБ |
vasnetsov2.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Михайлович Васнецов — основоположник особого « русского стиля », преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Биография Автопортрет. 1868
Талантливый живописец, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 в селе Лопиял Уржумского уезда Вятской губернии. Его отец Михаил Васильевич Васнецов был потомственным священником. В селе Рябово прошло детство будущего художника. Семья сельского священника жила так же просто, как и остальные крестьяне. У Виктора было пять братьев, все они помогали отцу вести хозяйство, поскольку их мать умерла очень рано. Отец Михаил, будучи широко образованным человеком, стремился дать своим детям разностороннее воспитание. Он н e только учил их грамоте и арифметике, но и пытался развить в них наблюдательность, пытливость. Васнецовы любили читать научные журналы, рисовать акварелью и заниматься резьбой по дереву. Сын священника Портрет Васнецова В.М.
Холодный Вятский край с его суровой природой, обособленным укладом жизни, сохранившим старинные обычаи, народные поверья, деревенские песни и сказки, сформировал художественное и жизненное мировоззрение будущего живописца. Виктор и его младший брат Аполлинарий (пошедший впоследствии по стопам брата) навсегда впитали в себя эту атмосферу «преданий старины глубокой», которая в дальнейшем явилась главной особенностью их творчества. Но по сложившейся семейной традиции мальчики Васнецовы должны были пойти по стопам своих предков и стать священниками. Васнецов Виктор окончил духовное училище в 1862, перешел в класс Вятской духовной семинарии. Автопортрет. 1873 Государственная Третьяковская галерея
В 1867 году Васнецов , мечтавший стать художником, решил попробовать попытать счастья на вступительных экзаменах в Петербургскую Академию художеств. Но средств на поездку в столицу у него не было, и тогда его друг и наставник польский художник Эльвиро Андриолли устроил в Вятке лотерею для богатых горожан, на которой были проданы две любительские картины молодого дарования. Получив, таким образом, денег, юноша оставил предпоследний курс обучения в семинарии и с благословения ректора и Михаила Васильевича уехал в Петербург. Портрет Васнецова В.М . – Репин И.Е. 1883
Портрет Васнецова В.М . – Куинджи А.И. Жизнь в столице В 1867 Васнецов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, но из-за застенчивости и неуверенности в собственных силах даже не стал узнавать результат. К лету следующего года Васнецов, чувствуя больше уверенности в собственных умениях и знаниях, снова отправился на вступительные экзамены в Академию художеств. Каково же было его удивление, когда он узнал, что был зачислен в студенты еще в прошлом году! Первый год обучения принес Виктору заслуженную награду — серебряную медаль за ученические работы. Помимо учебы, у Васнецова появились неплохие заказы от издательств на создание рисунков к различным произведениям: азбукам, сказкам и бытовым рассказам . В 1870 отец художника скончался. Теперь студенту Васнецову нужно было больше работать, чтобы как-то сводить концы с концами. Из-за этого он стал нерегулярно посещать классы Академии, а вскоре и вовсе забросил лекции и уроки. В результате, юноша даже не стал держать выпускные экзамены и в 1874 получил канцелярское удостоверение, в котором говорилось, что он «состоял в числе учеников Академии».
В поисках собственного стиля Поселившись в Париже практически без денег, но с поддержкой друзей-художников, Виктор Михайлович с дотошностью изучал коллекцию Лувра и внимательно следил за импрессионистическими открытиями современных французских живописцев. Их влияние чувствуется в созданной им во Франции жанровой картине «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа» (1877, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Это полотно весной 1877 Васнецов выставил на ежегодном парижском Салоне, но без особого успеха. Вернувшись через год на Родину, он представил «Акробатов» на очередной передвижной выставке. Александр III , увидев эту работу, приобрел ее для императорской коллекции. В 1878 Васнецов был принят в ряды Товарищества передвижников.
Интерес к истории Вскоре художник вместе с супругой и братом перебрался из Петербурга в Москву. Патриархальный дух этого большого старинного города, его бесчисленные храмы, разнообразные по стилю избы, особняки и дворцы поразили живописца. Он с удовольствием зарисовывал Кремль, московские монастыри и храмы. Здесь Васнецов получил заказ от директора Московского публичного и Румянцевского музея, этнографа В . А. Дашкова на создание портретов знаменитых русских деятелей с копий сохранившихся гравюр. Благодаря этой работе живописец все больше погружался в атмосферу старины и преданий. Он получил возможность увидеть и прикоснуться к историческим реликвиям, почувствовать необыкновенную атмосферу прошлых веков. Все это подвигло Васнецова, еще с семинарских лекций полюбившего строки «Слова о полку Игореве », создать серию историко-былинных картин. Первым произведением цикла стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», (1880, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Неоднозначная реакция на полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» не заставила художника отказаться от замысла создания цикла историко-былинных картин. Увлечение археологическими открытиями, стариной и русским фольклором все больше отражалось на творчестве мастера. На сказочную тему был написан «Ковер-самолет» (1880, Нижегородский художественный музей. В этой картине удивительно сплетены мотивы арабских и русских сказок . Художник сумел достоверно передать фактуру богатого костюма царевича, ворса шерстяного узорчатого ковра и толстого стекла фонаря , за которым при внимательно рассмотрении видно не пламя, а Жар-птица, раскинувшая свои золотые крылья . Ширина полотна 1650 высота 297 см. Сказочные сюжеты из реальной жизни
Подмосковная природа навевала на Виктора Михайловича романтически-сказочное настроение. Однажды на лесной тропинке ему повстречалась убитая горем местная девушка с тоскливым взглядом. Живописец сделал несколько набросков сжавшейся в комок босоногой крестьянки. Саму картину, получившую название «Аленушка» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва ). Представленная на Девятой передвижной выставке, эта работа произвела неоднозначное впечатление. Простые зрители единодушно выразили свое восхищение удивительным талантом художника, но критики, в том числе такой знаменитый ценитель живописи, как меценат П. М. Третьяков, высказывали весьма едкие замечания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1882 Васнецов, погруженный в изучение отечественной истории и фольклора, получил заказ на разработку и возведение расписного фриза для здания Московского Исторического музея. Созданный Васнецовым фриз произвел неизгладимое впечатление на друзей-живописцев, на внимательно следившего за его творчеством профессора Академии художеств П. П. Чистякова, а также профессора Петербургского и Киевского университетов, искусствоведа и реставратора А. В. Прахова . В скором времени мастер представил на всеобщее обозрение свою очередную былинно-сказочную картину «Три царевны подземного царства» (1884, Государственный музей русского искусства, Киев). История и сказка Холст , масло, 164x297 см
Сюжет картины «Иван-царевич на сером волке» (1889, Государственная Третьяковская галерея, Москва) взят из лубочной книги XVIII века, в которой рассказывалось об Иване-царевиче, его возлюбленной Елене Прекрасной и сером волке. Эту работу Васнецов представил на Семнадцатой передвижной выставке в Петербурге и получил восторженные отзывы от коллег и критиков. Слава Виктора Михайловича как талантливого русского художника достигла апогея. Он был удостоен звания профессора живописи и избран действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1891 Васнецов вернулся в Москву на постоянное место жительства. Он купил небольшой земельный участок в районе Мещанской улицы (в 3-м Троицком переулке) и принялся за строительство собственного дома. Эскиз будущего жилища художник разработал сам, но для воплощения в жизнь этого разностильного дворца-терема он нанял профессионального архитектора . Древние образы и сказки Холст , масло, 249x187 см
В мастерской своего нового московского дома Васнецов продолжал создавать картины на национально-фольклорный и исторический сюжеты. «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, Государственная Третьяковская галерея, Москва) — это образ человеческой души, в которой уживаются добро и зло, радость жизни и неизбежность смерти. Холст , масло, 133x250 см Театр и его влияние Первый сценографический опыт Васнецова относится к открытию Частной оперы Мамонтова в 1884. Художник написал акварельный эскиз подводного терема к опере «Русалка» А. С. Даргомыжского. Дом-музей В.М. Васнецова «Подводное царство, акварель, 1884»
В 1885 Виктор Михайлович в этом же известном московском театре блестяще оформил оперу «Снегурочка» ( 1899 , Государственная Третьяковская галерея, Москва) Н . А. Римского-Корсакова. Созданный мастером художественный образ спектакля в дальнейшем во всем мире был принят как образец, в котором переданы не только реализм сказочных образов и атмосфера легенды, но и русский дух. Холст , масло, 116 x 80 см
Центральным произведением творчества Васнецова является масштабное полотно «Богатыри» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Между задумкой этого сюжета в виде карандашного эскиза и законченным его воплощением на огромном холсте прошло около тридцати лет. И даже после того, как знаменитый меценат П. М. Третьяков приобрел работу для своей коллекции и поместил ее в публичной галерее, художник некоторое время продолжал вносить в нее поправки. Фигуры трех защитников Руси — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича мастер создавал с натурщиков, облаченных в настоящую одежду древнерусских воинов, взятую напрокат из запасников Исторического музея. Три былинных богатыря Холст , масло, 295,3x446 см
В последние годы XIX века Васнецов, вплотную занимавшийся станковой живописью, снова обратился к книжной иллюстрации и архитектуре, в очередной раз продемонстрировав свой разносторонний художественный дар. К столетию со дня рождения А. С. Пушкина в Петербурге и Москве готовились различные переиздании произведений великого поэта. Васнецов получил заказ на оформление «Песни о вещем Олеге» и принялся за разработку иллюстраций и орнаментов к тексту. «Встреча Олега с кудесником» (1899, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Прощание Олега с конем» (1899, Государственный Литературный музей, Москва) — графические композиции, которые художник написал в виде древнерусских книжных миниатюр. Мастер также выполнил декоративные заглавные буквицы и концовки, стилизуя все издание под рукописную средневековую книгу. Многогранность мастера Бумага, акварель
Картина Богатырский скок (1914, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва) была написана в тяжёлом 1914 году, через неё автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа. Холст , масло, 1 19 x 142,5 см Васнецов , используя в своей работе «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем» ( 191 2 , Дом-музей В.М. Васнецова, Москва ) мотивы народного фольклора, сумел изобразить переломный момент битвы, с одной стороны, демонстрируя напряженность боя и силу обоих противников, а с другой — утверждая победу добра, любви и справедливости над жестокостью и злом. Холст , масло, 1 20 x 260 см
Богатый орнамент, которому живописец в каждой своей станковой работе, иллюстрациях, архитектурных разработках и настенных церковных росписях придавал огромное значение, является его своеобразным индивидуальным стилем, которым он пожертвовал, пожалуй, лишь в одной картине. В 1917 было написано удивительно мрачное и в то же время динамичное, мощное полотно «Баба-яга» (Дом-музей В. М. Васнецова, Москва). Орнаментальность как важный элемент стиля Холст , масло, 195x267 см Несмотря на происходившие в России революционные и военные события, художник продолжал создавать полотна на былинные сюжеты, но теперь гораздо интенсивней использовал багряно-красный цвет, окрашивая им и полыхающее сказочное небо, и изрыгаемое чудовищем пламя, как например, в картине «Бой Добрыми Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва). Холст , масло, 267x196 см
« Царевна-лягушка» (1918, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва) — еще один сказочный сюжет, в котором сквозит едва уловимое отчаяние. Царевна стоит спиной к зрителю, так, что ее танец как бы «направлен» в сторону открытого пространства террасы. Там, вдалеке, на другом берегу реки, видна деревня и народные гуляния у воды. Летящие в небе гуси-лебеди, склонившие свои длинные шеи в сторону царевны, наполняют атмосферу безудержного веселья драматизмом и тревогой . В это тяжелое время Виктору Михайловичу не хватало холстов, красок, не на что было отапливать дом и мастерскую. Но даже когда в Москве начались перебои с продовольствием и за кусок хлеба жители отдавали фамильные драгоценности и раритеты, живописец продолжал писать картины, используя для создания образов имеющиеся антикварные реликвии. холст , масло, 185 х 250 см
В1924 полотна Васнецова на мифологически-сказочные сюжеты были отобраны комиссией и отправлены в Америку на выставку русского искусства. Мастер продолжал участвовать в жизни России, только в его произведениях больше не было ни русской мощи, ни динамизма, ни отважных героев. В работе «Ковер-самолет» (1919—1926, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, бумага , акварель) фигуры летящих на фоне тревожного алого неба Ивана-царевича и Елены Прекрасной выглядят абсолютно неподвижными и печальными, хотя по сюжету сказки они только что сбежали от врагов. Мотив побега является главным и в картине «Сивка-Бурка» (1917—1926, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, холст , масло, 282 х 186 см ). Однако волшебный конь, способный одним прыжком добраться до высокой башни, даже при том, что у его наездника от галопа развевается кафтан, выглядит неестественным и застывшим. «Сивка-Бурка» Этюд. картон , масло, карандаш, 20,7 х 32,4 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Отрешенно замерла на своем белоснежном троне и «Царевна- Несмеяна » (1916-1926, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва). Ее подданные с гримасами на лицах танцуют, играют на балалайках и лютнях, зачитывают различные манускрипты, но красавица-царевна к этой вакханалии абсолютно безучастна . В картине «Спящая царевна» (1900-1926, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва) изображен красивый деревянный Все эти древнерусские орнаментальные растительные и животные мотивы, которые ранее использовались мастером в других картинах и даже в украшении храмов, сливаются здесь в единую волшебную симфонию красок и экспрессивных изящных линий и ритмов. Холст , масло, 1920 холст , масло, 214 х 452 см
Закат сказочной эпохи Творчество Васнецова, подчиненное закону древнерусской красоты, является важным этапом развития направления в национальном искусстве, называемого неорусский стиль, из которого впоследствии возник модерн. Художник утверждал: «Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве». Картины Виктора Михайловича оказали огромное влияние на целую плеяду живописцев, а воплощенные в его работах былинные и сказочные образы в дальнейшем явились основой множества визуально-пластических решений в отечественном кинематографе . « Кащей Бесмертнный » ( 1917-1926, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва) холст , масло, 196 х 306 см
Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме в Москве 23 июля 1926 и похоронен на Введенском кладбище. Созданные им произведения являются национальным достоянием, отражающим героизм и душу русского народа. Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова 1891, художник Кузнецов Николай
http :// vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit6914.htm http:// www.detskiysad.ru/art/opisanie12.html http://artlemon.ru/rus-artists/ В/ vasnecov-viktor-mihailovich-1848-1926-i13538-page-1/ http://www.art-pics.ru/?hud=Kuznetsov Nikolaj&picture =4398 Издательство « Директ – Медия », 2010. Том 30. Великие художники. Васнецов. Использованные сайты и литература Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта детей подготовительной группы " Зелёная Аптека"
Цели: 1. Расширить знания учащихся о лекарственных растениях. 2. Развивать у дошкольников чувство прекрасного. 3. Воспитывать бережное отношение к растениям. 4. Дать практические рекомендации ...
Занятие (с презентацией) для детей подготовительной группы на тему "Родственные слова к слову СНЕГ"
Занятие по развитию речи...
Презентация для детей подготовительной группы "История возникновения Олимпийских игр"
Презентация подготовлена для воспитанников подготовительных групп ДОУ и для учащихся начальных классов. В ней содержатся текстовые и фотоматериалы о возникновении Олимпийских игр, о Кубертене -...
"Презентация для детей подготовительной группы"
Интересные загадки по месяцам с картинками....
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ И 1 КЛАССА «ЗОЛОТАЯ ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ»
Музыкальная гостиная "Золотая волшебница осень". В этотой разработке описан опыт работы с детьми подготовительной группы. Используется много песен об осени,стихи русских поэтов,классическа...
Презентация для детей подготовительной группы "Смешарики"
Материал к занятию в подготовительной группе по развитию речи...
Сценарий праздника «Первое июня – «День защиты детей» (подготовительная группа, учащиеся начальной школы).
Создать детям весёлое, радостное настроение от совместных со сказочными героями, школьниками игр и соревнований....