Статья "Нравственное воспитание"
статья на тему
Большую часть своей жизни я посвятила работе с дошкольниками, и за это время у меня накопился достаточно большой опыт, которымя решила поделиться с дргими педагогами. Мои разработки вы с легкостью можете использовать в своей педагогической деятельности. Великий секрет воспитания — в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом — одни от других. Руссо Ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Нравственное воспитание»
Нравственно воспитывать ребенка – это значит, в первую очередь, соответствующим образом организовать весь уклад и весь строй его жизни. Это значит так построить всю его деятельность, чтобы в каждом факте общения ребенка с окружающими людьми всегда находили своё конкретное воплощение те гуманистические качества, которые мы хотим у него воспитать. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с повседневными заботами о детях, с их бытовым устройством, режимом, жизнью детской группы в целом, а также с малыми и большими событиями, которыми наполнен день каждого ребенка и являются источниками детских отношений и поступков.
Так, например, планируя воспитательную работу, нужно, подбирая содержание бесед о дружбе, уступчивости и т.д., продумать реальные условия для каждой игровой ситуации , организацию прогулок. Если любимых игрушек на всех не хватает и общая игра с ними плохо организована, дети привыкнут вырывать их друг у друга, и беседы о дружбе уже не помогут. Если в спальне слабый, легко утомляющийся ребенок находится рядом с беспокойным, шумным соседом, который даже не может угомониться и мешает ему, если на прогулке беспорядочная возня или проводятся такие игры, в которых привлекательные роли есть только для двух-трех человек, нравственное формирование этого коллектива остается неуправляемым. В этом случае не помогут ни хорошие книжки, которые будут прочитаны детям, ни правильные разъяснения того, что надо уступать друг другу и делиться с товарищами, что надо быть внимательными и чуткими с другими людьми. Все нужные нравственные понятия не только не найдут благоприятной почвы в детском опыте, но будут противоречить ему. На успех такого нравственного воспитания можно и не рассчитывать.
Благодаря своеобразию процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста, исключительно велика роль воспитателя. Здесь взрослый всегда в центре всякой ситуации, в которой действуют дети. Он организует деятельность детей, регулирует их отношения, высказывает свое мнение, одобряет или отрицает. При этом очень важно, что дети дошкольного возраста с большой охотой принимают активное участие взрослых в любом деле. Они любят, когда взрослые с ними играют, строят, помогают убирать игрушки, ухаживают за цветами, поют или просто разговаривают о чем-нибудь. Доброжелательное участие взрослого вносит в детскую деятельность оживление, делает более радостными достигнутые успехи, более ощутимыми ее результаты. Оценки и суждения взрослых, высказываемые непосредственно в ходе совместной деятельности, легко усваиваются детьми и влияют на их собственные взгляды и суждения.
Разумеется, необходимо, чтобы воспитатель хорошо владел конкретными методами нравственного воспитания: методом приучения к нормам общественного поведения, методом организации творческой игры, соревнования, проведения этической беседы. Но еще важен сам стиль отношений воспитателя с детьми – стиль доброжелательности и заинтересованности, внимания и участия. Когда в группе господствует такой стиль отношений взрослых с детьми, каждый ребенок уютно чувствует себя, доверчиво раскрывается. Главное же, этот стиль наиболее благоприятствует усвоению ребенком положительного опыта.
Но помимо этого у детей накоплено много представлений о хороших поступках окружающих и героев литературных произведений. Дети разделяют чувства этих героев, одобряют их поступки, хотят поступать так же, но не всегда действуют по примеру, потому что мало одних понятий и представлений. Нужны привычки, которые перерастут в манеру поведения: привычка прийти на помощь, проявить внимание, сочувствие, заботу, привычка считаться с мнением других, умение уступать.
Проанализировав свой опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Я стараюсь выстраивать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания к самой ситуации и ее участникам. Причем не только таким событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.
Содержание проводимых мною игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения. В играх ребенок отражает явления окружающей жизни, взаимоотношения между людьми в быту. Игры расширяют кругозор ребенка, влияют на совершенствование его речи и развитие воображения. В совместных играх крепнет дружба между детьми. Однако повторяющиеся примитивные игры мало дают для проявления нравственных чувств, формирования взаимоотношений. Поэтому важно расширять игровые интересы детей. С этой целью необходимо использовать наблюдения окружающей действительности. В процессе наблюдений, которые проводятся на прогулках, экскурсиях, воспитатель обращает внимание детей не только на то, что делают взрослые, но и на то, как они относятся друг к другу и как ведут себя. Главным условием, помогающим сделать игры средством нравственного воспитания, является такое руководство ими, при котором содержанием игр увлекает детей, и детские взаимоотношения приобретают нравственно направленный характер. Взяв на себя роль мамы, я помогаю переносить в эти игры стиль отношений между взрослыми и детьми, традиции, характерные для хорошей семьи. Во время игры дети выполняют самые разнообразные действия: кормят своих дочек, укладывают спать, одевают и собирают на прогулку, водят к врачу.
Целенаправленные действия способствуют формированию привязанностей, заботы. Игры с куклами требуют от детей заботы об уюте и порядке в кукольном уголке, об опрятности самих кукол. Приучая детей сервировать стол для кукол, я не только способствую развитию сюжета игры, но и одновременно воспитываю у детей некоторые элементы культурного поведения, художественного вкуса, навыки хозяйственности. Привлечение самих детей к организации жизни кукол в кукольном уголке – одно из условий повышения их интереса к игре, развития активности, способности проявить заботу о других.
В процессе игры я использую различные воздействия на поведение детей: напоминая, советуя. Иногда я беру на себя определенную роль, воздействую на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, ставлю их перед необходимостью выполнять определенные нравственные нормы. Дети охотно выполняют требования доктора, музыкального работника, начальника стройки, капитана. Постепенно дети усваивают правила дружной совместной игры, начинают понимать, что дружно играть – это значит бережно относиться к постройке сверстников, заступаться за тех, кого обижают, помогать другу, если у него возникли затруднения, уметь уступать, вежливо попросить строительный материал или игрушку, соблюдать в игре очередность. Эти правила взаимоотношений усваиваются в бытовых, строительных и подвижных играх.
Автор: Магомедова Зулайпат Асхабалиевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....
Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя
Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...
Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...