Развитие творческих способностей у детей.
статья на тему
В течении долгого времени вопрос развития творческих способностей детей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых разных научных областей - филасофии, педагогики,психологии, лингвистики и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В течение очень долгого времени вопрос развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных научных областей - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в личностях с активной жизненной позицией, способных ставить новые проблемы, критически смотреть на вещи, находить качественно новые и адекватные решения в условиях неопределенности, кризисных ситуаций, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью, фантастическими темпами развиваются технологии, и все это требует быстроты мышления и оперативности в принятии грамотных решений. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и работать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к трансформациям и эволюционному процессу, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В современной литературе, посвященной вопросам психологии и педагогики (А.В. Хуторской, О.В. Морозова, В.Д. Шадриков, П.И. Пидкасистый, О.М. Дьяченко и др.) особое внимание уделяется определению средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Развитие творческого потенциала учащихся - одна из основных задач современного образования. Для этого необходимы специальные образовательные технологии и методики, которые бы позволяли развивать индивидуальный творческий потенциал каждого ученика, помогая ему реализовать свои самые сильные стороны, но сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческой одаренности учащихся.
Одним из основных принципов обновления образовательных методов сегодня становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, способности и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов и амбиций. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественного образования, для которого характерна ориентация педагогов на личностные качества и возможности учащихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются лишь как средства для их достижения.
По мнению А.В. Хуторского, «приоритет личностного развития ученика, провозглашенный на уровне государственной политики в области образования пока далёк от реального воплощения на практике»[1]. Многие образовательные институты продолжают разрабатывать и определять внешние установки, почти не учитывающие индивидуальных особенностей, созидательных возможностей и целей учащихся. Стереотип понимания образования как передачи ученику первоначально отчужденного от него «ничейного» знания всё ещё доминирует в нормативных документах, программах и методиках.
Преобладание внешних штампов в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, абсолютной невостребованности их личного творческого потенциала, нежеланию детей учиться, гиперболизации у них формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов в ВУЗ и т.п.) Растет отчуждение ученика от организуемого для него образования, обусловленное несоответствием традиционных целей и форм образования меняющимся жизненным потребностям учащихся.
То есть, заданные сейчас системой стандарты ущемляют и ограничивают личность учащегося, не дают ему самореализоваться. Очевидно, что система обучения, которая приблизит смысл и цели обучения к индивидуальным творческим возможностям учеников, а также включит в свое содержание проблематику сегодняшнего и будущего времени, существенно увеличит шансы личности в стремительно изменяющемся мире.
Проблема заключается в отыскании педагогических оснований, условий и технологий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным освоением ими культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов.
Как мы отметили чуть выше, социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Именно по этой причине важную роль играет и вопрос развития творческого воображения детей. Этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует развитию личности. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим и перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане поддержки и развития в детском и подростковом возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем может наступить быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.[2]
[1] Хуторской А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика, 1999. № 7. С. 15.
[2] Морозова О.В. Творческое воображение в младшем школьном возрасте // Инновации в науке: материалы XХ международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. С. 72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности
Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...
Консультация «Развитие творческих способностей у детей. Одаренные дети»
Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а пото...
Роль развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством творческих игр в период адаптации к ДОУ.
Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» - объясняется в литературе достаточно многост...
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступным...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»
Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»
Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...