проект "Космос"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Космос
Информационно - познавательный, краткосрочный проект
« Мы и космос»
Актуальность проекта: Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
Постановка проблемы:
Что такое космос?
Для чего человек осваивает космическое пространство?
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о космосе и космическом пространстве.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.
Объект исследования: Космос
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.
Срок реализации: Неделя с 6.04 – 12.04.2015 года.
Реализация проекта: Выставка «Этот загадочный космос».
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Поведение итогов:
В результате непосредственной образовательной деятельности – ФЦКМ «Покорение космоса», ФЭМП «Космическое путешествие», познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности «Лети ракета», оригами «Ракета», художественного творчества «Путь к звёздам», «Загадочный космос», бесед, чтения художественной литературы, заучивания стихотворений у детей сформировались представления о космосе, космическом пространстве.
Дети осознали уникальность нашей планеты и важность её изучения.
У детей обогатился словарный запас путем введения определенных слов в практику общения.
Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Осуществление проекта по основным видам деятельности:
*Центр познавательного развития:
ФЦКМ «Покорение космоса»
ФЭМП «Космическое путешествие»
Познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность
«Лети ракета»
Лего - конструирование «Космические аппараты»
Беседы
*Центр художественного творчества:
Рисование: «Путь к звёздам», «Загадочный космос»
Кружок «Оригами»: «Ракета»
Выставка рисунков, макет «Космодром»
* Центр художественной литературы:
Р. Юрмин «Что внутри?»
Г.Черненко « Как человек в космос полетел?»
Н. Носов «Незнайка на луне» главы
Мифы «Как Солнце и луна в гости друг другу ходили»
В.Бороздин «Первый в космосе»
Заучивание стихотворений:
В. Степанов «Ю.Гагарин»
А. Хайт «Планеты»
*Центр игровой деятельности:
Дидактические игры: « Дверная скважина», «Звук потерялся», «Разведчики», «Что изменилось?»
Сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника. Медицинский осмотр», «Космодром», «Путешествие в космическое пространство»
Утренние беседы на тему «Это загадочный космос»
Вопросы:
Как называется планета, на которой мы живём?
Какие планеты ты знаешь?
Как называется спутник Земли?
Что такое кометы?
Кто первым полетел в Космос?
Кто был первым космонавтом Земли?
Как фамилия первой женщины, полетевшей в Космос?
Ты хотел бы стать космонавтом? Почему?
Какими качествами должен обладать космонавт?
Дидактические игры:
«Дверная скважина»
Цель: Развивать зрительную память и пространственное мышление.
Ход игры: Для игры приготовить яркую, небольшую картинку и лист бумаги по площади вчетверо больше картинки. В середине листа вырезать отверстие круглой формы. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладёт перед детьми (4-5 чел.). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Игроки рассказывают, что нарисовано на картинке. В заключении картинка открывается.
«Звук потерялся»
Цель: Развивать внимание, фонетический слух.
Ход игры: Воспитатель называет заранее подобранные слова , в которых пропущен какой – то звук. Дети должны сказать, какой звук пропущен, и как будет правильно звучать слово.
«Что изменилось?»
Цель: Тренировать наблюдательность, развивать зрительную память.
Ход игры: Выбирается группа из 6-9 человек. Дети становятся в шеренгу по росту. Выбирается водящий, он становится перед детьми и старается запомнить внешний вид детей. На это отводится 1-2 минуты. После водящий выходит в другую комнату. По указанию воспитателя дети вносят изменения в свой внешний вид. Водящий старается назвать, те изменения, которые заметил.
«Разведчики»
Цель: Развивать у детей наблюдательность, коммуникативность, организаторские способности.
Ход игры: Выбирается разведчик и командир отряда. В группе хаотично расставлены стулья. Разведчик прокладывает маршрут между стульями. Командир наблюдает. Его задача провести отряд по проложенному маршруту без ошибки. После игры дети обсуждают правильность действия командира и допущенные ошибки.
Сюжетно ролевые игры:
«Поликлиника. Медицинский осмотр»
«Космодром»
«Путешествие в космическое пространство»
Цель: Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
***
НОД по рисованию в старшей группе
Тема: « Загадочный космос»
Цель: Познакомить нетрадиционным методом рисования «Граттаж». Учить процарапывать рисунок зубной палочкой. Учить изображать космическое пространство – звёзды, планеты и т.д. Учить детей продумывать композицию и содержание рисунка. Учить детей использовать пространство переднего и заднего плана.
Развивать навыки работы зубными палочками.
Воспитывать аккуратность, желание выполнить задуманное до конца.
Пособия: Подготовленные по 0,5 альбомного листа для граттажа на каждого ребёнка, зубные палочки, салфетки. Иллюстрации, фотографии космического пространства.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат.
То чуть – чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий – синий! (Небо)
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Луна, месяц)
Что видно только ночью? (Звёзды)
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Сегодня я хочу предложить вам стать художниками. А художники пишут картины на разные темы. И у нас буде тема «Этот загадочный космос». Ребята, мы с вами беседовали о космическом пространстве, рассматривали фотографии, сделанные космонавтами в космосе, иллюстрации. А что можно увидеть в космосе?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: А что можно нарисовать?
Рассказы детей.
Воспитатель: Сегодня о том, что вы рассказали, вы нарисуете, но очень необычным способом. Посмотрите на столы, что вы видите перед собой?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы будете процарапывать, прорисовывать, задуманный рисунок зубными палочками.
Воспитатель показывает способ рисования.
Дети под музыку рисуют.
Проводится физ. минутка: «Ракета»
А сейчас мы с вами дети
Улетаем на ракете (маршируют на месте).
На носочки поднимись,
А потом руки вниз.
1,2 - (стойка на носках, руки вверх, соединив ладошки)
3,4 – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь!
Дети заканчивают рисовать. Воспитатель подводит итог.
Работы вывешиваются на доску. Дети оценивают, делятся впечатлениями.
***
НОД по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Тема: «Большое космическое путешествие»
Цель: Упражнять детей в измерении протяжённости с помощью мерки (ступня, шаг). Учить детей ориентироваться на плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», употреблять слова «ближе», «дальше». Упражнять детей в счёте в пределах 10, закрепить знания цифр. Воспитывать внимание, усидчивость.
Пособия: Для воспитателя:2 флажка с подставками (синий, красный), карточки из дидактической игры « Сделай фигуру», несколько кругов – планеты.
Для детей: Листы с заданиями на каждого ребёнка (силуэт ракеты размеченной точками и цифрами до 10), простые карандаши, цветные ракеты из бумаги.
Ход:
Воспитатель загадывает загадку про космос.
Ребята, а вы хотите полететь в космос? А какими качествами должен обладать космонавт? Ответы детей. Правильно. Вот, чтобы стать находчивыми и внимательными мы сегодня с вами выполним задания. Тренировочные задания проведём в Звёздном городке.
1. «Измерь длину» - на полу стоят два флажка на разном расстоянии от детей.
Воспитатель:
Ребята, какой флажок ближе?
А как узнать? Почему так думаете?
Чем можно измерить расстояние, если ничего нет под рукой? (шагами, ступнями). Дети измеряют, приходят к выводу, что мерки бывают разные.
2. А сейчас мы с вами отправимся в конструкторское бюро и поможем конструкторам разобраться с заданными схемами.
На столах перед детьми лежат листы бумаги с силуэтами ракет, которые надо получить, соединив по порядку точки с цифрами. Воспитатель объясняет задание, дети выполняют и сообщают, что у них получается.
3. Воспитатель: Переходим к следующему заданию, это задание выявит кто из вас самый внимательный.
Дидактическая игра «Сделай фигуру» - под музыку или бубен дети двигаются, с окончанием музыки воспитатель показывает карточку, на которой показана фигура ребёнка в какой – либо позе. Задача детей быстро принять такую позу. Каждый раз каточки меняются.
Дети подходят к столам, на них лежать разноцветные ракеты.
Проводится физ. минутка: «Ракета»
А сейчас мы с вами дети
Улетаем на ракете (маршируют на месте).
На носочки поднимись,
А потом руки вниз.
1,2 - (стойка на носках, руки вверх, соединив ладошки)
3,4 – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь!
4. Вот и отправились в наши ракеты в космическое путешествие.
На доске размещены круги- планеты, дети размещают свои ракеты в разных местах по 3 человека.
Воспитатель:
Чья ракета выше? Ниже?
Какая справа? Слева?
Чья ракета полетела вниз? Вверх? и т.д. ( ответы детей).
Вот ребята и побывали мы в космосе, пора возвращаться в родной детский сад на Землю. Под шумовое звучание «Звук летящей ракеты», дети возвращаются в детский сад.
Подводится итог: что делали, чем занимались и т.д.