Проект "Школа"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Цель: ввести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«ШКОЛА»
для старшего дошкольного возраста
Смирнова Светлана Валериевна,
Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №178» г. Перми
Актуальность:
Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: ввести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».
Объект изучения: школьная деятельность, сюжетно-ролевая игра «Школа»
Гипотеза: сюжетно – ролевая игра «Школа», одна из лучших видов деятельности, имеющая непринужденный и свободный характер, позволяющая не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика.
Вид проекта: среднесрочный, групповой, игровой.
Задачи:
- Расширять знания детей о школе.
- Познакомить с режимом дня школьника, расписанием уроков, понятиями «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор».
- Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
- Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
- Повысить интерес детей к школе и школьной жизни.
Аннотация
в преддверии подготовки к школьной жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.
Предполагаемый результат:
- Дети должны научится правильному поведению в школе, познакомиться с режимом дня школьника, овладеть навыками школьных терминов, развить положительную и образовательную ступеньку к самостоятельной взрослой жизни.
- Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи по игре «Школа»
- Возникновение и решение ситуаций - отношений между учителем и учениками.
- Ролевое общение, короткий диалог.
- Победить в детях страх и боязнь перед школой.
Экономическое обоснование:
портфели, дневники, указка, глобус, школьная доска, мел, журнал для учителя, повязки для дежурных. Фартуки для девочек.
Участники проекта:
- воспитатель
- дети старшей группы
Словарная работа
Учитель, ученик, директор, завуч, парта, доска, урок, звонок, перемена, дневник, оценка, ранец, портфель.
План реализации проекта:
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика: игровых навыков; игровой среды | Диагностика по методике Г. Урунтаевой. |
Обрисовка сюжета | Изучение литературы, методичек, наблюдение за детьми. | |
Организационная работа Теоретическое направление | Чтение художественной литературы «Чук и Гек» А.Гайдар, «Школьницы » А.Л. Барто. «Сосчитай-ка» Гариф Гумер «Кто и лодыри» С.Я.Маршак «Забавная азбука» в стихах и картинках», Заучивание стихотворения «Первый день календаря» С.Я.Маршак Продуктивные виды деятельности: Изготовление атрибутов для игры, Оформление школьного класса, Приобретение родителями доски, портфелей. Пошив детских фартуком, повязок дежурных. Беседы с детьми «Скоро в школу», «Меню для первоклассника», «Права и обязанности школьника», Работа с родителями Беседа «Портрет будущего первоклассника», Консультация «Скоро в школу», «Первоклассник 21 века » Анкетирование «Школьная проблема» Дидактические игры Магнитная азбука, Логико – мышления для малышей, Почитай-ка, Экологическое лото, Точное время. | Придумывание воспитателем материала для игры в школу, работа по организации детей Проведение ряда работ с детьми и родителями, основанные на теоретических знаниях. |
Практическое занятия | Экскурсия Подготовка и проведение экскурсии в среднюю школу № 93 Занятие «Здравствую школа» | Рассказчик |
Основной | ||
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства | Обеспечение руководства Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры — вопросы. Руководство организацией игрового пространства |
Игровая деятельность детей | Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель). Изменение ролевого действия в ходе игры | Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций |
Заключительный | ||
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе | Подведение итогов игры. Диагностика игровых умений |
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Школа»
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
- учить детей до начала игры распределять роли,
- подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
- способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
- создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
- развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.
Структура игры | Общие методические приемы | Методические приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете | Формировать умения восстанавливать школьную обстановку, события из жизни школьника, соблюдая режим дня используя правильно все атрибуты. Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников) |
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми | Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру) | Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о школе, создать заинтересовывающий момент |
Предварительно обсудить содержание игры | Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима дома, что требуется выполнить, прежде чем пойти в школу, что может случится в школе, что вас там ждет, обсудить расписание уроков, чем займетесь после школы. | |
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры | С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п. | |
Обсудить результат игры | В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п. | |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент | Задать вопросы о том, что такое школа, учитель, урок, перемена, директор. |
Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам | С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры | |
Взять на себя роль | Взять на себя второстепенную роль | |
Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений | В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей |
ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
« ХОЧУ В ШКОЛУ »
для старшего дошкольного возраста
Педагогический проект «ХОЧУ В ШКОЛУ».
- ЭТАП: долгосрочный
- Тип проекта: творческий.
Реализация проекта ведётся по трём направлениям:
- Дети;
- Родители;
- Педагоги.
Число участников: 30 воспитанников подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок проведения: 3 месяца.
Актуальность проблемы.
Уж много лет наш детский сад сотрудничает со школой №6 . Дошкольники проходят подготовку к школе с февраля по апрель один раз в неделю. Существует такая великолепная традиция: мы каждый год приглашаем учителей на собрание, на занятия. Учителя выступают на родительских собраниях. При поступлении в школу отмечается хорошая подготовка наших выпускников к обучению, но у некоторых детей возникают проблемы в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми, они становятся замкнутыми, а их поведение вызывает тревогу. Безусловно, это отражается на успеваемости. Мы задумались: как решить эту проблему?
Путём проб и ошибок, мы пришли к проектному методу и подготовили проект «ХОЧУ В ШКОЛУ».
Цель проекта: Формировать обобщенные представления о школе, облегчить адаптацию детей к современной школе.
Задачи:
- Уточнить представления детей о школе: что такое школа, чему в ней учат, какие бывают школы, какими школы были раньше, как и где учились наши родители?
- Развивать кругозор, формировать умение общаться со сверстниками.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, к труду сверстников.
Обеспечение проектной деятельности.
- Методические: произведения художественной литературы о школе.
- Материально-технические: альбомы, фотографии, сюжетные картинки, презентации, предметная среда группы (школьные принадлежности)
Предполагаемый результат.
- Изменение мотивации о школе, снижение беспокойства у детей, и у родителей.
- Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности.
- Обеспечение полной информированности родителей выпускников о школах г. Благовещенска.
- ЭТАП
Разработка проекта «ХОЧУ В ШКОЛУ».
- Довести до детей важность этой проблемы.
- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
- Организовать экскурсии в школы, в школьные библиотеки.
- Привлекать родителей к совместной работе.
- Подготовить тематические выставки.
Выполнение проекта «ХОЧУ В ШКОЛУ».
- Представление проекта на родительском собрании.
- Оформление соответствующей предметной среды группы (школьный уголок)
- Обогащение библиотеки группы литературой о школе.
- Организация экскурсии в школу.
- Организация взаимопосещений детьми (дошкольниками) уроков, праздников в школе и учителей в детском саду.
- Оформление выставки детских работ: « Я иду в школу », аппликация « Мой портфель ».
- Оформление фотовыставки « Наши родители-ученики ».
- Проведение вечера воспоминаний « Мы тоже были учениками».
- Оформление выставки « Буквари разных поколений ».
Презентация проекта.
Проведение вечера воспоминаний «Мы тоже были учениками».
Словарная работа.
Учитель, ученик, парта, директор, ручка, урок, доска, звонок, перемена, дневник, портфель, тетрадь.
План реализации проекта.
- Выявление проблемы.
Диагностика:
- игровых навыков;
- игровой среды;
- Организационная работа.
- Чтение художественной литературы:
«Школьницы» А.Л. Барто.
«Сосчитай-ка» Гариф Гумер.
- Заучивание стихотворения
«Первый день календаря» С.Я. Маршак.
- Продуктивные виды деятельности:
-изготовление атрибутов для игры «школа»;
-оформление школьного уголка;
- Теоретическое направление.
- Беседы с детьми
- «Скоро в школу»
- «Права и обязанности школьника»
- Работа с родителями
- Консультация «Скоро в школу»