План по самообразованию
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №31 посёлка Мирской
Муниципального образования Кавказский район
«Формирование основ педагогического мастерства».
воспитателя МБДОУ д/с № 31
МОТИНОЙ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ
« Формирование основ
педагогического мастерства»
Пояснительная записка
Мастерство - «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов».
И.А. Зязюн
Чтобы работать успешно, каждый педагог должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога.
Слово «мастерство» в значении «мастер – лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмы – поэт, мастер кисти – художник, мастер сцены – актёр и т. Д
Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
I – Профессионально-педагогическая направленность личности.
II – Профессионально значимые знания.
III – Профессионально необходимые способности, умения и навыки.
IV – Профессиональное творчество.
Как известно из психологии, своё отношение к избранной профессии человек может выразить по-разному. Это касается и педагога.
Во-первых, учитель или воспитатель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к воспитанникам – в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности. В свою очередь, позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты труда и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из них являются: высокая нравственность, убеждённость, сознание гражданского долга, общественная активность, патриотизм, уважение к другим нациям, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям, милосердие, гуманизм и др.
Во-вторых, чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями. Современный педагог должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором – для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования также являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо также овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы – это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории.
В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:
а) организаторские способности – способность организовать и развивать коллектив ребят, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;
б) коммуникативные способности – способность управлять процессом своего общения с детьми, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;
в) дидактические способности – способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их воспитанникам ; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике.
Г) наблюдательские способности – умение изучать и понимать внутренний мир каждого ребёнка, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;
д) речевые способности – умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить методические указания, способность педагога говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;
е) гностические способности – способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств.
Ж) способность управлять вниманием ребят – умение педагога заинтересовать, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает педагогу «видеть» всех воспитанников одновременно, выделять из них более способных, направлять их игровую деятельность в нужное русло.
Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Однако, это невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты.
Важнейшим условием развития личности педагога является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Так кто же он — педагог-мастер? В. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре». Мастер – это искусный в своем деле человек. Откуда берутся педагоги-мастера? Родится ли человек с признаками мастера или может стать им в результате длительной деятельности? Педагогом – мастером можно стать при определенных склонностях к делу воспитания и при постоянной работе над собой.
Перспективный план работы по самообразованию
Учебный год | Содержание работы | Сроки | Результат |
2013/2014 | Изучение нормативно-правовой базы по теме самообразования. Поиск эффективных методов организации работы. | 2013-2014 | Подбор методического оснащения. Организация собственной деятельности. (ОТЧЁТ) |
2014/2015 | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса . Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Оказание консультативной помощи родителям. Укрепление здоровья ребёнка, его социальное развитие в общение с детьми, безопасность. | 2014-2015 | Составление календарно – тематического планирования, конспектов занятий, утренников. Развитие детского творчества, навыков гигиены. Оформление папок для детей « Мои первые достижения». Обновление папки «Консультации для родителей». Активное участие родителей в жизни детского сада. |
2015/2016 | Обобщение и анализ собственного опыта педагогической деятельности. | 2015-2016 | Владение профессионально необходимыми знаниями и умениями, применение их на практике. |
План работы по самообразованию
Мотиной Марии Владимировны
Тема: «Формирование основ педагогического мастерства».
Цель: повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, осваивать и внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы | |
Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования | ||||
Планирование работы по самообразованию | Сентябрь | План по самообразованию | ||
Знакомство с нормативной базой по вопросам дошкольного воспитания | Октябрь-ноябрь | •Знакомство с ФГОС; •Конвенция о правах ребенка; •Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.2660–10 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164) •Закон Краснодарского края от 21.07.2008 № 1539-КЗ •Устав •Должностные инструкции | ||
Консультации с методистом | В течение года | Применение знаний, формирование умений. | ||
Изучение методической литературы по теме | В течение года | Чтение пособий | 1. Дошкольная педагогика (Козлова С.А.) 2. Т.М. Бондаренко «Практический материал по образовательной деятельности», издательство МЕТОДА 3. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова « Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» 4. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства Н.А. Морева. - М. : Просвещение, 2006 | |
Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах | В течение года |
| ||
Посещение занятий коллег. | В течение года | Наблюдение | Применение опыта работы в своей деятельности | |
Сессия | По графику | Ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения. | Получение диплома | |
Обобщение полученного опыта | Систематизация и оформление проделанной работы | Портфолио педагогических достижений | ||
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | ||||
Составлениеперспективного плана работы. | Сентябрь | |||
Посещение занятий воспитателей, применяющих новые технологии . | В течение года | Наблюдение | Применение опыта на своих занятиях | |
Работа над модернизацией комнаты. | Октябрь-ноябрь | Оформление наглядного материала. | Оформленные уголки | |
Занятия с детьми. | В течение года | Групповая, индивидуальная. | Развитие творческой активности, приобретение опыта общения со взрослыми и другими малышами. | |
Работа над созданием методических папок. | Декабрь-январь | Подбор методического оснащения. | Оформление картотеки
| |
Участие в мероприятиях. | В течение года | Фотоотчёт. | ||
Активизация работы с родителями. | Постоянно | Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. | Сотрудничество и взаимодействие. | |
Октябрь | « Детский закон на защите детей» | Разработка презентации к родительскому собранию. | ||
Профилактика травматизма, охрана жизни и здоровья детей. | По плану | Изучение литературы, подбор материала. | Оформление памяток и консультаций для родителей,тематические беседы с детьми. | |
Повышение общекультурного уровня | Март | Этот удивительный ранний возраст. | Консультация, доклад на педсовете. Оформление накопительной папки | |
Апрель | «Родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями» | |||
Май | Изучение теории по теме: «Дидактическая игра как средство обучения дошкольников» | |||
Оформление педагогических разработок в виде отчетов. | Август | Презентация, фотоотчёты. | ||
Обобщение и анализ собственного опыта педагогической деятельности | ||||
Составление планирования с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся | Сентябрь | |||
Создание в группе предметно-развивающей среды | Октябрь-ноябрь | |||
Составление конспектов занятий, развлечений. | В течение года | Пополнение накопительной папки | ||
Занятия с детьми. | В течение года | Групповая, индивидуальная. | Развитие творческой активности, приобретение опыта общения со взрослыми и другими малышами. | |
Работа с родителями | Постоянно | Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. | Сотрудничество и взаимодействие. | |
Профилактика травматизма, охрана жизни и здоровья детей. | Постоянно | Изучение литературы, подбор материала. | Оформление памяток и консультаций для родителей,тематические беседы с детьми. Протокол родительского собрания с подписями об ознакомлении. | |
Проведение открытых мероприятий | Февраль-март | |||
Определение педагогических проблем методического характера и нахождение способов их решения. | Апрель-май | Анализ работы по самообразованию | Отчёт по самообразованию | |
Разработка плана по самообразованию на 2015-2016 учебный год. | Июнь-август | Подбор методической литературы. | Составление плана |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...