Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей
опыты и эксперименты по теме

Корсакова Инна Дмитриевна

Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opyt_raboty_odarennykh_detey.zip33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение г. Нижневартовска

детский сад 38 «Домовенок»

Психологическое сопровождение одаренных детей

Корсакова Инна Дмитриевна

Педагог-психолог

г. Нижневартовск, 2015

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………..3
  2. Основная часть……………………………………………………………...4
  3. Заключение………………………………………………………………….9
  4. Литература…………………………………………………………………10
  5. Приложение……………………………………………………………...…11

Ведение

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Одаренные дети - ценная, но хрупкая часть нашего общества. Один из важнейших ресурсов это полное раскрытие способностей и таланта одарённого ребёнка является  важной задачей не только для него самого, его родителей и близких людей, но и для общества в целом. Поскольку именно талантливые дети обеспечивают потенциал страны, её успешное экономическое и социальное развитие, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. В первую очередь это необходимо учитывать при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель работы: создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.

Задачи:

Обеспечение возможности для личностного роста детей с признаками одаренности, преодоления ими внутренних барьеров на пути самореализации.

Сопровождение педагога и родителей в работе с одаренными детьми.

 Обеспечение условий для сохранения их психологического здоровья, а также гармоничного развития, успешной социальной адаптации.

        

Основная часть

    Теоретическая часть.

         На протяжении многих лет ученые пытаются ответить на вопрос: «Что такое одаренность?», но это явление до сих пор так и остается загадкой для педагогов, родителей и самих детей. На сегодняшний день оно даже не имеет единого четкого определения.

Увидеть одаренного ребенка очень сложно, посей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных».

Одно из определений Одаренности взято из рабочей концепции:

- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

«Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. В младшем возрасте уже видны дети, опережающие в развитии сверстников, или особенно быстро осваивающие образовательную программу.

     Одним из первых, кто подошел к проблеме изучения одаренности, был выдающийся английский антрополог сэр Френсис Гальтон, он заслужил почётное право на особое место в истории психологии одаренности. Ф.Гальтон, первым пытался доказать, что одаренность-результат наследственных факторов. Его книга «Наследственность таланта - его законы и последствия» стала одним из популярных психологических трудов второй половины 20 века. Ф.Гальтоном была создана наука - евгеника (от греч. Рождение более лучших). Можно отметить, что проблемой одаренности занимались  ученые уже с давних времен, накопленный ими опыт используется до сих пор. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ от 03.04.2012 года)  подчеркивается, что каждый человек талантлив. Но добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли вовремя выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Академик А.М. Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одаренности, отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в т.ч. и в дошкольном возрасте. Дети, по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте.  

Многие авторы (О. М. Дьяченко, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, Дж. Фримен, К. Хеллер, В. С. Юркевич, Е. К. Ягловская и др.) отмечают, что одаренные дети обладают многими личностными качествами, усложняющими взаимодействие со сверстниками. Они склонны высмеивать других детей, подшучивать над их слабостями, не умеют сдерживать себя, уступать сверстникам, ориентироваться на темп деятельности партнера.

Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Действительно, довольно часто одаренные дети испытывают трудности в общении со сверстниками как в детском саду, так и в школе.

В образовательном учреждении может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

        Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? Отвечая на эти вопросы, данный опыт ориентирован на создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.

Практическая часть.

        Управление развитием детской одаренности в нашем дошкольном учреждении является тем рычагом, который нацелен на активизацию педагогов, родителей, путем создания всех необходимых  условий для проявления и развития их творческого потенциала в направлении деятельности с  одаренными детьми. Работа по психологическому сопровождению (Приложение 1) строится на следующих принципах.


Принципы:

  • Непрерывность сопровождения развития одарѐнного ребенка;
  • Признание уникальности ребѐнка, исключающее усреднение,

сравнение одного ребенка с другим;

  • Бережное отношение к психическому миру ребѐнка, его

потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и

самому себе;

  • Защита интересов ребѐнка;
  • Индивидуальный путь развития ребѐнка;
  • Учет специфики возрастного и индивидуального развития;
  • Принцип диалогичности;
  • Принцип личностно-ориентировочного подхода к ребѐнку;
  • Принцип построения развивающей работы на основе диагностики.

Нормы сопровождения заложены в профессиональной позиции педагога, группы сопровождения:

  • Последовательное осуществление цикла сопровождения;
  • Владение комплексом диагностических методик;
  • Любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
  • Ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при их решении, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • Поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах;
  • Стимулирование самоанализа, рефлексии;
  • Признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • Умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;
  • Систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии;
  • Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на «хочу» и « не хочу»).        
  • Система психологического сопровождения  работы (Схема 1)  с одаренными детьми  способствовала созданию условий  для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его эмоциональной сферы.

Для этого составлен перспективный план мероприятий по сопровождению в работе с одаренными детьми (Приложение 3) проводятся следующие мероприятия:

  • проверка уровня тревожности каждого воспитанника;
  •  анкетирование родителей и педагогов  
  • подборка психологических методик, предназначенных для тестирования способностей.

Для организации работы с ребенком, необходимо знать его склонности. Для этого была организована работа по сопровождению одаренного ребенка: 

  1. Наблюдение педагога.
  2. Беседа с родителями о возможностях детей.
  3. Заказ на индивидуальную  работу с ребенком.
  4. Создание индивидуального образовательного маршрута (Приложение4).
  5. Диагностика творческих способностей.
  6. Диагностика индивидуальных психологических особенностей.
  7. Консультирование родителей.
  8. Коррекционно- развивающая работа педагогов.

Основные требования к диагностике одарѐнности:

  1. Оценивание одарѐнности должно быть комплексным и долговременным.
  2. Наиболее эффективны для психодиагностической работы психотренинги.
  3. Необходимо учитывать потенциальные возможности ребѐнка.
  4. В оценке одарѐнности должны участвовать разные специалисты.
  5. Дети могут и должны участвовать в оценке собственной одаренности.

       Работая в художественно-эстетическом направлении, мы выбрали развитие творческих способностей  и одаренности дошкольников в образовательном процессе. (Приложение 2) Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия). Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. 

   Пути развития художественно-эстетической одаренности

  1. Развитие эмоциональности.
  2. Развитие образного видения.
  3. Развитие способности к эстетической оценке.

Одаренные дети часто обладают более хрупкой душевной конституцией по сравнению со сверстниками. Они могут быть болезненно самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот – тихими и скромными.  Во многих случаях одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у сверстников недоумение или насмешку. В результате таких взаимоотношений со сверстниками порождаются и еще более усиливаются проблемы общения. В центре внимания это проблемы детского коллектива – процесс формирования команды, проблема преодоления стресса во время выступлений. 

     Поэтому на сегодняшний день решение данной проблемы составляет одно из главных направлений деятельности  нашей дошкольной организации. В эту работу привлечены родители (законные представители), педагоги.

С этой целью  Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ №2/2011г.  Где предложена  система игр и упражнений, способствующую расширению опыта общения и взаимодействия одаренных детей со сверстниками создана методика трехэтапного введения ребенка в ситуацию.

В работе  ощущается дефицит диагностических методик, адекватно отражающих возрастные особенности дошкольников,  содержание их

художественно – эстетической  деятельности  и  позволяющих комплексно оценить уровень творческого развития личности.  

Но мы постарались создать эффективную систему выявления и развития одаренности детей. Подобрали и апробировали  диагностический инструментарий, позволяющий осуществлять оценку динамики достижений ребенка,  циклы развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы (составленные на основе программ «Улыбаюсь, злюсь, боюсь…» Крюковой С.В.,  с 2011 года - «Познаю себя» Корепановой М.В., Харламповой Е.В.), цикл занятий «Мир Сказки», включающий в себя элементы сказкотерапии,  специально подобранные игры, музыкальные фрагменты.

Эти программы позволяют детям понять сложный мир человеческих эмоций, осознать себя, как человека, как чувствующую личность, учат понимать себя.

Заключение

Психологическое сопровождение  работы  с одаренными детьми  способствовало созданию условий  для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его эмоциональной сферы.

На протяжении всего периода наблюдения за детьми педагог эмоционально поддерживает одаренных детей.

Портрет одаренного ребенка 

Модель одаренности: 

  1. Способности выше среднего или таланты;
  2. Настойчивость и усердие в решении задач;
  3. Креативность (творческий, созидательный подход ко всему), выражающаяся в оригинальных способах достижения результатов.

     Общей характеристикой одаренности является ярко выраженная потребность познавать. Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми. Психологическое сопровождение занятий заключается в использовании рефлексивных техник, которые являются важнейшей составляющей современных образовательных технологий. При проведении занятий очень важен положительный эмоциональный настрой детей. Различные формы «Экрана настроения» помогают наглядно, красочно представить настроение всех детей за короткое время. Предполагается, что положительное эмоциональное состояние отображается яркими, светлыми цветами, а отрицательное темными. Индивидуальная рефлексия позволяет проследить настроение ребенка на протяжении длительного срока, что является показателем того нравится ли ребенку деятельность, которой он занимается, не пропал ли интерес, отрабатывается умение анализировать свое внутреннее состояние.
    Таким образом, психологическое сопровождение одаренных детей представляет собой структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы ДОУ по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.



Литература

1.  Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.

2.  Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.

3.  Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : 2000

4. Рабочая концепция одаренности / РАБОТА с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М. : ГОМЦ «Школьная книга», 2002.

 5. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.

 6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М. : Просвещение, 1996

7. "Коррекция страхов и неврозов у одаренных детей средствами арт- терапии» Селиванова Е.А.// Вестник практической психологии образования. 2011. №3. – C. 83-87

Схема 1

Система выявления одаренных детей дошкольного возраста

 


Приложение 1

Работа по психологическому сопровождению

Общие особенности одаренного ребенка

Диагностики

Работа с одаренными детьми

•Высокая или нестабильная самооценка;

•Низкая эмпатия, не желание учитывать точку зрения других людей;

•Повышенная эмоциональность, склонность к бурным, ярким аффектам;

•Повышенный уровень ситуативной тревожности;

•Непредсказуемость поведения;

- Изучения продуктов

детского творчества

Тест «Назови и дорисуй»

«Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса

Рисунок человека Наблюдение

Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам»

Проективная методика диагностики тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммел);

Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосев А.А.).

Диагностическая проективная методика

«Древо желаний» (В.С.Юркевич)

Диагностика творческого воображения

Несуществующее животное»

Мини тренинги;

-ассоциативная цепочка между настроением и цветом. Раскрась экран настроения - СЕРДЕЧКО.

Для коррекции и развития эмоциональной сферы -   авторские тренинги по темам: «Рисунок на стекле», «Смелое сердце», модификация упражнений О.В. Хухлаевой.

Для снятия мышечного напряжения - этюды на расслабление мышц (по Чистяковой) «Штанга», «Сосулька», «Рыбки» и различного вида приёмы релаксации.

Арттерапия, сказкотерапия, драматерапия, игротерапия, музыкотерапия, часто они реализуются в единстве. Она включает в себя рисуночные техники, работу с материалом (глина, пластилин, песок, сыпучие материалы), работу с бумагой (аппликации, оригами) и др.

Игра «Расскажи мне обо мне» - внимательность к высказываниям другого человека.

Тренинговое развитие эмоционального мира ребенка, которое осуществляется по системе занятий С.И.Семена «Уроки добра!»


Приложение 2

Алгоритм использования упражнений по развитию творческих способностей 3 – 7 лет.

Деятельность

Категория упражнения (по приему)

Направление развития

Интеллектуально - познавательная

Альтернативное применение

Решение проблемных ситуаций

Преобразование и усовершенствование предметов

Нахождение общего между заданными предметами и явлениями

Метод аналогии

Метод морфологического анализа

Опредмечивание изображений

Развитие вербального и невербального творческого мышления

Художественно – продуктивная деятельность

Дополнение изображения

Составление из заданных элементов

Самостоятельное придумывание сюжетов

Развитие невербального творческого мышления

Театрально - речевая

Сочинение рассказов

Самостоятельное придумывание сюжетов

Вариативность высказываний

Метод морфологического анализа

Развитие вербального  творческого мышления

Приложение 3

Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения  талантливых детей.

Мероприятие

Время

проведения

Ответственный

1.

Подбор и апробация пакета диагностических методик.

август

сентябрь

Педагог-психолог

2.

Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников

сентябрь

Педагог-психолог,   специалисты ДОУ                                                                            

3.

Изучение личности педагога

сентябрь

Педагог-психолог, ст. воспитатель

4.

Консультирование педагогов и родителей                                                  

октябрь

апрель

Педагог-психолог

5.

Выступление на родительском собрании по теме «Творческое развитие вашего ребенка»!

ноябрь

Педагог- психолог, воспитатели групп

6.

Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающего предметного пространства  для одаренных детей», Деловая игра для педагогов на тему «Одаренность»                                                              

декабрь

Педагог-психолог  

7.

Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком»                                                                                                

январь

Педагог-психолог

8.

Групповое консультирование педагогов по теме «Родители одаренных детей: как с ними общаться?

февраль

Педагог-психолог

9.

Отслеживание эмоционального настроя детей  в образовательной деятельности

Ноябрь апрель

Педагог-психолог

10.

Подготовка детей для участия в театральной неделе  

март

Педагог-психолог воспитатели

11

Мониторинг эффективности работы.

             

май

Педагог-психолог, педагоги ДОУ


Приложение 4

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Этапы

Задачи

Методы

Сроки

Участники

Результат

Мониторинг

развития

Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности, широты кругозоров

Диагностика

Наблюдение

Анкетирование

собеседование

сентябрь

Воспитатели

Психолог

Специалисты

Составление психологической характеристики и индивидуального маршрута развития ребенка

Развитие  способностей ребенка,

социальная помощь,

развитие коммуникативных способностей.

Формирование у ребенка адекватного самовосприятия.

Развитие форм конструктивного общения со сверстниками.

Оказание помощи в адаптации в окружающем мире.

Расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов.

Творческие задания

Развивающие упражнения и игры

Практикум коммуникативного общения.

Собеседование

Мозговой штурм

Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары,

деловые игры,

тренинги,

индивидуальные консультации

Октябрь-апрель

Воспитатели

Специалисты

Психолог

Повышение общих интеллектуальных умений

Активизация творческого мышления

Овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками

Повышение педагогической, социальной и психологической компетенции у родителей и педагогов

Мониторинг

одаренности

Отслеживание

динамики развития одаренности ребенка

Метод оценки общей одаренности: интеллектуальной,

коммуникативной сфер.

май

Воспитатели

Специалисты

Психолог

.

Составление психолого-педагогического портрета ребенка.

Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка

Перечень диагностического инструментария

Использованная методика

Цель диагностирования

Методика экспертных оценок (Лосева А.А.)  

Определение одаренных детей

Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков)

Оценка личности ребенка

Методика  определения  эмоциональной  самооценки (автор А.В. Захаров)

Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)

Определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка

Диагностическая проективная методика

«Древо желаний» (В.С.Юркевич)

Изучение познавательной активности детей.

Диагностика креативности. Тесты  Гилфорда, Торренса,  Вильямса.

Определение уровня творческого потенциала личности

Диагностика творческого воображения

 «Несуществующее животное» 

(предложена М. 3. Друкаревич.)

Определение уровня творческого воображения 

Методика диагностики Р. Сирса.

Определение уровня тревожности

Методика: «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)

Сфера общения ребенка

Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)

(разработана  Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

Выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям

Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам»

Выявление актуального уровня умственного развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическое сопровождение одаренных детей"

"Психологическое сопровождение одаренных детей"...

Система психологического сопровождения одаренных детей с ОВЗ

Система психологического сопровождения одаренных детей с ОВЗ...

Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей

Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей...

Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей

Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей...

Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей

Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей...

Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей

Опыт работы по психологическому сопровождению одаренных детей...

Презентация « Модель психологического сопровождения одаренных детей»

Презентация « Модель психологического сопровождения одаренных детей»  на методическом объединении педагогов - психологов "Одаренные дети. Проективные методы диагностики" на ...