план по самообразованию
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
План по смообразованию
«Формирование экологической культуры по-средством дидактических игр»
Воспитатель Собакинских О.С.
г.Балаково
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
- Развитие способностей детей к познанию мира природы.
- Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Принципы:
- Научность. Совокупность элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка, развитие познавательного интереса.
- Доступность. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста.
- Гуманистичность. Формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своём здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
- Прогностичность. Формирование элементарных представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
- Деятельность. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.
- Интеграция. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
- Целостность. Отражение целостного восприятия ребёнком окружающего мира и его единство с миром природы.
- Конструктивизм. В качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.
- Регионализм. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.
- Системность. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности.
- Преемственность. Преемственность всех звеньев непрерывного экологического образования: детский сад – школа.
Виды дидактических игр:
- Игры-путешествия
- Игры поручения
- Игры-предложения
- Игры-загадки
- Игры-беседы
План по самообразованию с сентября 2014г.- по май 2015г
Месяц | Проект | Цель | Формы реализации |
Сентябрь | «Фрукты, овощи» | Уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах, познакомить с их значением для организма | -открытое занятие: «Продукты питания»; -совместная работа детей и родителей: выставка поделок из овощей; - дидактические игры: разрезные картинки, фрукты, овощи, что где растет и др.; -с/р. игры: овощной магазин, продавец фруктов и др.; -беседа, загадки; -чтение худ. литературы , инсценирование сказки:»Репка» |
Октябрь | «Осень золотая» | Расширить знания детей об осени, ее признаках и дарах, пополнить словарный запас детей, воспитывать эстетические чувства | -занятие: «Осень- чудная пора»; -дидактические, сюжетно-ролевые игры; -беседы; -рассматривание иллюстраций; -экскурсия в осенний парк |
Ноябрь | «В мире животных» | Способствовать формированию представлений детей о домашних и диких животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания, их детенышей, расширить знания о том: где живут, чем питаются, какую пользу приносят людям | -интегрированное занятие : «Мир животных»; -наблюдения детей за животными; -подбор иллюстраций и игрушек; -подбор худож. литературы; -инсценирование сказки: «Теремок»; -дид. игры, подвижные игры: «У медведя во бору», разрезные картинки, один-много, скажи ласково и др.; - беседы, загадки; -лепка: «Веселая ферма» |
Декабрь | «Волшебница- вода» | Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе- о воде, познакомить со свойствами воды (вкус, запах, цвет, текучесть) | -занятие: «Что мы знаем о воде»; -чтение рассказа: «Как люди речку обидели»; -эксперименты с водой; -беседа: «Чистота та же красота»; -игры: На болоте, караси и щука, море волнуется и др.; |
Январь | «Зимушка- зима» | Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни людей и животных | -занятие: «Зимний лес»; -рассматривание картин; -консультация для родителей: «Как одевать ребенка зимой»; -дидак. игры: времена года, когда это бывает, зима- лето, и др.; -подв. игры: снежинки и ветер, птички в гнездышках, мороз- красный нос и др.; -наблюдения за состоянием погоды: снегом, деревьями, птицами и др.; - загадки, беседы, чтение худ. литературы |
Февраль | «Птицы- наши друзья» | Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям, развивать интерес к жизни птиц | -тематическое занятие «Перелетные и зимующие птицы»; -рассматривание картин; -изготовление кормушек для птиц; -загадки, чтение художественной литературы; -выставка рисунков; -дид. игры: разрезные картинки, найди 5 отличий, лото «Птицы», зимующие и перелетные птицы, чей клюв, и др.; - подвижные игры: пчелки и ласточка, кукушка, найди пару; -участие в акции: «Птичья столовая»; -Придумывание детьми сказки: «Если был бы я птицей» |
Март | «Весна, весна!» | Расширить и уточнить знания детей о характерных весенних признаках, воспитывать бережное отношение к природе, пополнять словарный запас детей, формировать умение работать в коллективе | - занятие: «Весна пришла»; - праздничный утренник: «Праздник весны»; - Дидактические игры: когда это бывает, разрезные картинки, времена года и др.; -беседы; - рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы; - наблюдения детей за весенними явлениями на погулке |
Апрель | «Наши растения», «Маленькие огородники» | Формировать у детей основы экологической культуры, познакомить с особенностями жизни и развития растений, растущих в огороде, в группе, дома, способствовать развитию познавательной активности | -консультация для родителей: «Витамины в овощах и фруктах»; -Дидактические игры: чудесный мешочек, собери картинку, разрезные картинки и др.; -Чтение сказок: «Мужик и медведь», «Репка» и др.; - Создание огорода на окне |
Май | «Транспорт» | Расширить и уточнить знания детей разных видах транспорта, о их назначении, особенностях конструкции и движения, воспитывать умение и желание помогать друг другу | -занятие: «На чем мы путешествуем?»; -беседа по картинкам; -раскраска для детей: транспорт; - игра: я путешествую; - загадки о транспорте, - рассматривание иллюстраций, картин |
Использованная литература:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. «Азбука общения» Хрестоматия для дошкольников | Балаценко Л. Бобылева Л. Большакова М., Морева Н. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Кочергина В Марковская М. М. Николаева С. Н. Николаева С. Н. Рыжова Н. Рыжова Н.
Рыжова Н Т. М. Бондаренко. Л.М.Шипитпна | 2002. N 5. С. 80-82 2000. N 7. С. 38-46. 2000. N 7. С. 12-20. .2005. N 7. С. 3-9 2004. N 7. С. 50-53. М.: Просвещение, 1984. - 160 с. М.:Мозаика-Синтез, 1999. М.: Просвещение, 2004. - 208 с. 1998. N 7. С. 26-34 1998. N 7. С. 18-20. 2002. N 3. С. 38-47. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г. С-Петербург 1998г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...

План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...