Психология цвета
консультация на тему

Ливанова Татьяна Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Психология цвета

Ученые давно доказали, что цвет влияет на психическое состояние человека и в тоже время отражает его. Можно, конечно, об этом совсем не задумываться, но можно и учитывать данный факт в повседневной жизни, например, посмотрев на рисунок своего ребенка, можно понять какое у него настроение и как он относится к тому, или иному объекту на картинке. Внимательно изучите творения малыша, выделив при этом цвет, который ребенок чаще всего использует в своих произведениях, а также узнайте его любимый цвет. Имея данные сведения, можно узнать много нового и интересного…

"Красные дети". Красный цвет – прежде всего цвет энергии, активности, а также здоровья, жизни и силы. Такие дети активны и открыты для общения. Но родителям приходиться прилагать немалые усилия для воспитания своих сокровищ. Они непоседливы, легковозбудимые, а поэтому непослушны, также могут часто ломать игрушки в силу своей повышенной активности. Когда красные дети подрастают, их активность проявляется в высокой работоспособности, в основе которой лежит детское стремление добиться успеха, результата, услышать в свой адрес похвалу. Именно поэтому они обладают таким качествами как напористость и эгоизм.

"Оранжевые дети". Данная категория ребят легковозбудимые, так же, как «красные дети», но, в отличие от предыдущей группы эти дети не умеют использовать свою активность рационально. Они могут кричать без всякой объективной причины, веселится без остановки, для них не существует предела и ограничений. Именно поэтому, если как в известной песенке к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама и все вокруг оранжевое – этот цвет в поведении ребенка становится неприятным для окружающих, он раздражает и опустошает.

"Желтые дети". Символика желтого цвета как медаль: имеет две стороны – с одной стороны это цвет духовности, но с другой стороны и опасности. Такие дети рано проявляют творческую активность во всем, отличаются оригинальностью, не шаблонностью мышления, а поэтому могут приносить дискомфорт родственникам, которые любят порядок и когда "все по полочкам", а также стремятся иметь неограниченную власть над ребенком. Данные дети больше других имеют склонность к творчеству. "Желтый" ребенок – любит мечтать, фантазировать, сочинять сказки, шутить; и в этих проявлениях скрыты его истинные желания и стремления.

«Зеленые дети» – прежде всего это эмоционально-неблагополучные дети. Такой ребенок, по его мнению, никому не нужен, а особенно ему не хватает любви и внимания со стороны мамы. В дальнейшем эти дети становятся очень консервативными личностями, боящимися перемен, которые подсознательно ассоциируются с утратами и потерями. Для того чтобы этого избежать  ребенку следует уделять больше внимания, проявлять интерес к его проблемам, а также подходить творчески к процессу воспитания. В первую очередь данным детям необходимо иметь чувство безопасности, надежности, защищенности и уверенности в своей семье.

"Синие дети" – полная антитеза группе «красных детей». Считается, что активность «красных» детей можно снизить синим цветом, а «синих» детей растормошить красным. Такой ребенок напоминает взрослого – он уравновешенный, спокойный, все делает не торопясь, аккуратно выполняя все детали. Может длительное время лежать смотреть книжку, сидеть рисовать, размышлять, а если его спросить, о том, что он делает, то рассказывает со всеми подробностями и деталями. В дальнейшем такой ребенок будет стремиться в отношениях к самопожертвованию, потому что он получает удовольствие, отдавая, а не принимая. Однако, надо быть внимательным, возможно ребенок выбирает синий цвет только потому, что в данный момент времени ему очень хочется покоя как физического, так и эмоционального.

"Фиолетовые дети". Фиолетовый цвет – прежде всего цвет тайны, а также всего, что связанно с мистикой, загадочностью. Такие дети имеют богатый внутренний мир, а поэтому очень чувствительны, также склонны к артистизму. Их легко заинтересовать, привлечь, в основе этого лежит стремление произвести впечатление, но с другой стороны они могут посмотреть на себя со стороны и оценить свое поведение. Такие дети порой слишком ранимы, и требуют от близких поддержки и поощрения.

"Коричневые дети". Коричневый цвет – это сочетание оранжевого и черного. Данный цвет символизирует о чувстве незащищенности у детей. Такой ребенок старается создать, придумать свой мир, в котором он будет чувствовать себя безопасно и надежно. Следует формировать у ребенка чувство доверия к миру, окружающим людям, иначе, когда он вырастет, будет слишком подозрительным, недоверчивым и ревнивым человеком.

"Серые дети". На языке цвета серый символизирует однообразие, беспросветность. Такие дети словно «серые мышки» тихие и безынициативные, а также обычно замкнутые. Серый цвет может проявиться, когда ребенка обособили от других детей. Но не спешите делать выводы, данный цвет – это первый признак эмоциональной и физической усталости.

"Черные дети". Если ребенок предпочитает данный цвет, то следует обратить ему особое внимание – это прежде всего свидетельствует о сильнейшем стрессе, пережитом ребенком. Чем чаще проявляется в рисунках данный цвет, тем сильней его переживания и, тем более опасное эмоциональное состояние ребенка.



Предварительный просмотр:

Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.

Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят» реку. А вот если совет будет совершенно нереальный, фантастичный, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема побеждена.

Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в Ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д.

Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т. д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным им в реальном общении с родителями.

Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлична или даже вредна. В данной книге не ставится целью проанализировать эту проблему, это тема глубокой теоретической работы. Здесь хочется остановиться лишь на нескольких наиболее популярных сказках. Одной из самых ранних из них является «Курочка Ряба». Помните: «Жили-были Дед да Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил – не разбил. Баба била не разбила. А Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет Дед, Баба плачет, а курочка Ряба кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое...»

Очень милая, распевная, убаюкивающая сказка. Давайте посмотрим, какова же ее функция в плане психо-эмоционального развития ребенка.

Для 1–1,5-годовалого малыша смысл сказки пока еще совершенно не ясен. Однако ее плавность, чуть-чуть знакомые слова: «дед», «баба», «мышка», «курочка» – делают сказку для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей. А вот 2-годовалому ребенку уже знакомы слова «бил», «плачет», «упало», «разбилось». Внутренний негативный смысл этих слов, связанный уже с личным опытом малыша, делает сказку подсознательно тревожной, неосознанно напрягающей эмоциональное восприятие ребенка. Обратите внимание, с каким грустным выражением лица 2 – 2,5-летний ребенок дослушивает эту сказку. И даже, казалось бы, оптимистичное обещание курочки снести другое яичко не радует ребенка. Что же он чувствует, откуда такое интуитивно-осторожное восприятие безобидной сказки? Скоро это станет совсем понятным. Отметим только, что 3-летний ребенок и более старший слушает эту сказку с полным безразличием. А теперь давайте разберемся, в чем же на самом деле смысл этой древней, по-настоящему мудрой и эмоционально насыщенной сказки.

Во-первых, эта сказка была предназначена взрослым и, являясь частью богатого русского народного взрослого фольклора, в первоначальном варианте звучит и толкуется немного иначе. В Древней Руси даже дети знали и понимали ее символический смысл. Золотое яйцо – символ смерти получали старые люди, когда им приходило время умирать. Пестрая курица – посредник между небом и землей обозначала возможность выборов и времен. И поэтому те, кому удавалось разбить золотое яйцо, оставались жить, а простое яичко символ новой жизни. Сказка как бы успокаивала взрослых, давала им возможность не горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью, продолжение ее в детях. Теперь вам понятна тревожность 2-летнего ребенка. А почему же она не воспринимается эмоционально 3-летним? Да потому, что в восприятии современного малыша, дезинформатична. Он, уже научившись усваивать элементы причинно-следственных связей, не в состоянии увидеть в ней, не зная истинного ее смысла, логики происходящего и эмоциональною переживания героев. Ребенок ещё может допустит, что курочка снесла золотое яичко. Ему не совсем понятно, почему же Дед и Баба стали его бить. Они – сильные – не разбили, а маленькой Мышке с хилым хвостиком это удалось. Стране, ну ладно, ведь в сказках все бывает. А и дальше совсем непонятно. Почему же они плач, ведь сами же его били-били, они же хотели этого? Ребенок окончательно запутывается в ходе событий и не понимает, что ему делать – сочувствовать или радоваться.

Именно поэтому данная сказка 3-летнему ребенку не только не полезна, но и вредна. Она не позволяет ему прочувствовать эмоциональное состояние героев, не оставляет в душе ребенка никакого следа.

А всеми уважаемый «Колобок»? В самом раннем возрасте он безобиден, потому что рассказываемый нараспев мамой или бабушкой, он успокаивает своей плавностью, от него очень хочется уснуть.

В 2,5 года что-то в этой сказке настораживает. В 3 года ребенок может заплакать оттого, что хитрая Лиса съела Колобка. В этом возрасте подсознательно улавливается ребенком негативный предостерегающий смысл сказки. Некоторые психоаналитики так ее толкуют.

Долго жили Дед и Баба без детей. И вот захотелось Деду сыночка. Где-то что-то они поскребли, нагребли и сделали Колобка. Нет бы на него сидеть и любоваться, так они его в одиночестве оставили на окне, да и забыли про него напрочь, до конца сказки. Скучал-скучал бедный Колобок, спрыгнул он с подоконника и покатился один-одинешенек в лес символ тайн, страхов и неожиданностей. Все ему по дороге угрожали, но Колобок, как мог, пытался сохранить свою жизнь. Однако мал был еще и неопытен, естественно, что его мудрая взрослая Лиса и съела. Вот так и закончилось грустное одинокое детство нелюбимого сына Колобка. Весело ли вам от такой сказки? Вот и малышу тревожно.

Примером правильного половозрастного выбора может быть рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Милая сказка полезна и интересна девочкам в 3 – 4 года. Мальчики эту сказку жалуют реже. Красивая, послушная, кроткая – все эти качества необходимы для развития в девочке женственности. Наказанием за непослушание и своеволие является встреча с волком и все неприятности, которые случились с бабушкой из-за того, что Красная Шапочка не послушала Маму. И только какие-то люди со стороны, случайно проходившие мимо, спасли ситуацию. Мораль сказки глубока – девочка должна слушаться маму, не то на пути ее повстречается зло (страшный волк), и мама уже ничем не поможет. В 4,5 – 5 лет в психо-сексуальном развитии девочки наступает стадия принятия и любви к лицу противоположного пола, в частности к отцу. Если в этом возрасте настойчиво рассказывать сказку о горьких последствиях встречи девочки с существом мужского пола – страшным, кровожадным, голодным, то есть большой риск, что в подсознании девочки сформируется модель негативного отношения к мужчине и во взрослом поведении эта модель может проявиться в виде нарушения взаимоотношений с мужчинами, в страхе и недоверии к ним.

Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.

В них главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребенком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Автор считает, что для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.

Появление «темных сил» смягчается элементами света (месяц, звезды, заря и пр.). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.

Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.

Сочиняйте и рассказывайте!

Примером замечательных сказок, развивающих чувственное восприятие и воображение, умение творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро являются энергетические сказки, придуманные Светланой Павловной Кремневой, педагогом-практиком.

Рассказывать эти сказки рекомендуется с двух лет.

Сказка о дочери Грома и Тучи

В некотором царстве-государстве жил да был дядюшки Гром. Он жил в большой и очень неуютной пещере. Зимой он спал так крепко, что даже забывал ворчать, хотя то было для него самое любимое занятие.

Но вот наступила Весна, дядюшка Гром проснулся и очень-очень заскучал. Яркое веселое Солнце, которое все и всегда видит с высоты, заметило его грусть и сказало: «Ты грустишь потому, что живешь один. Тебе надо подыскать невесту и жениться. Тогда некогда будет грустить».

Дядюшка Гром обрадовался такому совету: «Послушай, Солнце, ты бываешь везде, заглядываешь во все уголки матушки Земли. Найди мне, пожалуйста, невесту!» Солнце с удовольствием согласилось и сразу отправилось на поиски: оно очень внимательно разглядывало матушку Землю, смотрело в озера и реки, желая найти там невесту для дядюшки Грома. От такого пристального взгляда в реках и озерах стала нагреваться вода и подниматься паром вверх, превращаясь в густой туман. Туман поднимался в высокое голубое Небо и, подсвеченный солнечными лучами, превратился в розовые, белые, голубые Облака. Откуда ни возьмись, появился забияка Ветер. Он-то и согнал эти разноцветные облака в большую фиолетовую Тучу. Туча была величава и красива. «Чем не невеста для дядюшки Грома?» – подумало Солнце и попросило: «Послушай, Ветер, проводи, пожалуйста эту красавицу к дядюшке Грому!» Резвый Ветер согласился и немедленно доставил Тучу к пещере. Гром выглянул из своего жилища и замер... Он увидел великолепную, освещенную Солнцем, запутанную в розовое кружево Тучу. Он даже не смог по своему обыкновению поворчать. «Ра-тара-та! – Проворковал Гром. Какая Вы очаровательная и прелестная! У Вас, похоже, очень серьезный характер, Мне это тоже нравится. Не хотели бы Вы выйти за меня замуж?» Туче очень понравились слова дядюшки Грома, его вежливость и восхищение. Она, конечно же, согласилась, только если он всегда будет таким влюбленным и внимательным.

«Милый Гром, мне надоело жить в этой сырой пещере, пойдем, прогуляемся по голубому Небу, на других посмотрим, себя покажем!» – сказала однажды Туча Грому. «С удовольствием, – пр-р-ророкотал Гром, – пр-ройдемся, пр-ро-гуляемся». Они были прекрасны: Величавая Туча и добродушный Гром на голубом Небе. Все любовались ими и говорили: «Смотрите, смотрите, какая Туча идет! Сейчас будет Гром!» А задира Ветер завертелся, закружился и прокричал: «Что это вы разгулялись без дела, пора и вам поработать!» – и что есть силы дунул на Тучу. Туча размахнула своими крыльями, пролилась теплым дождем. А Гром, испугавшись за свою красавицу, грозно одернул озорника: «Ра-ра-ра-ра-ра, не пр-ри-ставай!» Но Туча сказала: «Это моя работа – поливать поля, умывать цветы». «Пр-ре-красная у тебя р-ра-бота!» – пророкотал Гром!.

В это время Солнце спросило у них: «Почему Вы живете до сих пор одни? Вам нужно иметь дитя! Маленького сына или дочку». «И пр-равда, давно пор-р-ра, – обрадовался Гром. – Я хочу, чтобы у нас была красная-оранжевая-желтая дочка!» «Нет, – запротестовала Туча, – только, как я, зелено-сине-фиолетовая!» Они бы очень сильно поссорились, но тут на выручку пришло доброе Солнце. Оно сказало: «Не ссорьтесь, я подарю вам дочку такую, какой хочешь видеть ее ты, Гром, и ты, Тучка!»

И произошло Чудо! Солнце коснулось своим сияющим лучом до краешка Тучи и кудрявого локона Грома, и в тот же миг родилась разноцветная Радуга. В ней было семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий я фиолетовый!

Все живое на матушке Земле замерло от удивления, восхищения и восторга! Все любовались дочерью Тучи и Грома – великолепной и веселой Радугой.

С тех пор люди знают, что в Радуге семь цветов, и называют их спектром.

Вот какая сказка! Понравилась она тебе? Тогда нарисуй дочь Грома и Тучи!

Сказка о птицах

Давно-давно, в стародавние времена в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам, да радоваться. Но не тут-то было... Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож! Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле мудрому Солнцу: «О, великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!» Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости – какая жизнь?!

Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семцветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.

Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям – красные перышки, горихвосткам да зябликам – оранжевые, щеглам да иволгам – желтые, зеленушкам – зеленые, а зимородкам – голубые, сойкам – синие, голубям и горлицам – фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка...

Сказка про Кляксу

Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и покрасилась. В яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встретился, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса!»

Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила ею свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в зеленой юбке!» (Желтый и синий цвет, смешиваясь, дают зеленый.)

Очень обиделась Клякса. Взяла она остатки синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась, размазала краску вокруг себя, и вдруг дупло стало очень уютным и Красивым.

В это время пролетала Сова-мудрая голова (а Совы, как правило, близоруки и живут своим умом!). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну.

Замечание: Рассказывая сказку, можно одновременно рисовать Кляксу и «наряжать» ее в разные цвета.



Предварительный просмотр:

Психологическая компетентность воспитателя 

Если Вы согласны с утверждением теста, то поставьте рядом с номером утверждения «ДА» или «+»; если Вы с утверждением не согласны, то поставьте рядом с его номером «НЕТ» или «-»

  1. Чем старше ребенок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых.
  2. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.
  3. Эмоции взрослых, независимо от их воли, влияют на состояние детей, передаются им, вызывая ответные чувства.
  4. Подчеркивая ошибки ребенка, мы избавляем его от них.
  5. Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.
  6. Детей необходимо воспитывать в строгости, чтобы они выросли нормальными детьми.
  7. Ребенок не должен никогда забывать о том, что взрослые старше, умнее и опытнее его.
  8. Ребенок окружен повседневной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.
  9. Негативную реакцию детей надо подавлять для их же пользы.
  10. Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых.
  11. Если ребенок не хочет, всегда можно его заставить.
  12. Детей надо учить, указывая на подходящий пример.
  13. Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.
  14. Ребенок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых.
  15. Делая что-то, ребенок должен отдавать себе отчет в том, хороший он или плохой, с точки зрения взрослых.
  16. Сотрудничать с детьми – это значит, быть с ними «на равных», в том числе петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними.
  17. Отказы бывают обычно у детей, непривыкших к слову «надо».
  18. Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.
  19. Я никогда не заставляю детей что-то делать насильно.
  20. Ребенок не боится ошибок и неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.
  21. Я никогда не кричу на детей, в каком бы настроении ни был.
  22. Я никогда не говорю детям: «Мне некогда», если они задают мне вопрос.
  23. При возникновении трудностей в одном, всегда можно переключить ребенка на что-то другое.
  24. Я никогда не испытываю неприятных ощущений, когда ставлю детям отрицательные оценки заслужено.
  25. Я никогда не испытываю чувства тревоги в общении с детьми.
  26. Не стоит навязывать себя детям, если они чего то не хотят, лучше подумать вдруг я сам(а) что-то делаю не так.
  27. Ребенок всегда прав. Не прав только взрослый.
  28. Если ребенок не работает на занятии, значит, он или ленится или плохо себя чувствует.
  29. Я никогда не делаю замечаний своим детям в жесткой форме.
  30. У детей не бывает правильных или неправильных действий, дети всегда проявляют себя как могут или как хотят.

Если «ДА» или «+» по шкале компетентности (вопросы 2, 3, 5, 8, 13, 16, 18, 20, 23,26, 27, 30), то присваивайте за каждый ответ «ДА» по 1 баллу.

Если «НЕТ» или «-» по шкале компетентности (вопросы 1, 4, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 17, 24, 28), то присвойте за каждый ответ «НЕТ» по 1 баллу.

Шкала лживости: (вопросы 6, 19, 21, 22, 25, 29). Если «ДА» на 4 и более ответов, то Вы отвечали не искренно. Поэтому Ваши результаты могут быть ненадежны.

Посчитайте общее количество баллов по 1-ой и 2-ой шкалам.

До 12 баллов – некомпетентен.

От 12 до 18 баллов - малая степень компетентности.

         От 18 до 24 баллов – достаточная степень компетентность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология цвета

Информация для родителей и педагогов...

Психология цвета

С древних времен человечество придавало цвету символическое значение. Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью нее по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можн...

Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок.

Психология цвета. Какими цветами рисует вашь ребенок....

Консультация для родителей "Психология цвета"

В этой статье вы узнаете о том, что такое ЦВЕТОТЕРАПИЯ, а так же о влиянии цвета на психоэмоциональное и физическое состояние человека....

Консультация для родителей "Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок"

Консультация для родителей "Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок"...

Консультация для родителей «Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок?»

Консультация для родителей«Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок?»...