"Обогащение сенсорного опыта детей в процессе игр с природными материалами"
статья
Многие из свойств природных материалов ребёнок познаёт чувственным путём. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной, интересной деятельности, прежде всего в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_obogashchenie_sensornogo_opyta_detey.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Обогащение сенсорного опыта детей в процессе игр с природными материалами».
Многие из свойств природных материалов ребёнок познаёт чувственным путём. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Однако это происходит при условии, что педагог последовательно обучает детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.
Игры с водой
Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают, кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают – тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие из них плавают, а какие тонут.
В результате детей младшего возраста подводят к пониманию того, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.
В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная; рассказать, что вода меняет своё состояние в зависимости от температуры воздуха.
Игры со снегом
Игры со снегом требуют усвоения приёмов его преобразования. Самый простой приём – лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки-снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить и т.д. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом всё вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика дети радуются, что снег липкий – славный получился снеговик! Так малыши усваивают представления о свойстве снега.
А дети 4 – 5 лет осваивают новый приём строительства из снега – лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию ещё одного свойства влажного снега – тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить их водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между комьями снежным «тестом» (в ведре снег смешивается с водой).
Игры с песком
На протяжении дошкольного возраста ребёнок усваивает несколько приёмов строительства из песка. Некоторые из них близки к приёмам работы со снегом. Педагог учит лепить малышей из влажного песка. Можно предложить соорудить забор вокруг дома, выстроенного воспитателем, сделать бортики для песочной клумбы. Малыши с удовольствием осваивают приёмы формовки, которые бы легко охватывала ладонь ребёнка, добавить маленькие ведёрки, обеспечить место, где будут размещаться «куличики». Вовлекая детей в сравнение «куличиков» по форме, величине, высоте, педагог обогащает их сенсорный опыт, учит правильно называть признаки.
В старшей группе дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, канал, туннель, ров), преобразовывают горку утрамбованного песка в предмет определённого назначения (дом, крепость, дворец). Дети объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань).
Фантазия проявляется в комбинировании строительных материалов. Например, при постройке дамбы в ручье используются камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни, сухие ветки (в качестве деревьев) и т.п.
В играх с песком, снегом ребёнок получает представления о свойствах, сравнивает, обобщает; строить можно только из влажного песка и снега, песок и снег – непрочный строительный материал.
Литература:
- Предметная среда. Сенсорика. Экология: Ред. сост. О.Г. Жукова - М.: АРКТИ, 2007.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Сенсорное развитие детей в процессе игр с природным материалом» (методическая разработка)
Дошкольный возраст - особый,уникальный по своей значимости период жизни человека....
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом
Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного ...
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом
В данной работе рассмотрены следующие виды игр для сенсорного воспитания детей: игры с водой, игры с песком, упражнения с шишками и занимательная экспериментальная деятельность....
Консультация " Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом"
Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений . Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаетс...
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом
Дошкольный возраст — особый, уникальный период в жизни ребенка. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития позна...
Презентация Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом
Для детей наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в продуктивной деятельности, а именно в играх с природным материалом....
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.
Сенсорное развитие детей, дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов.Актуальность исследования заключается в том что ,познание человеком окружаещего мира начинаетсяс " ж...