Организация двигательной активности детей во время музыкальной деятельности
консультация на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Организация двигательной активности детей во время музыкальной деятельности»
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями, переходят во внутренний план. Существенно, что процесс двигательного, телесного опыта достаточно длительный – охватывает все дошкольное детство.
На музыкальных занятиях во время слушания музыки, дети не только воспринимают мелодию, но и отзываются движениями ног, рук. Например: слушая марш, дети маршируют. Слушая вальс, придумывают движения вальса.
Во время распевок дети не только поют, но и выполняют движения по тексту распевки. Например в «Разминке» муз.Макшанцевой.
Например: Доброе утро!
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение. Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики. В исполнении новогодних песен, дети выполняют движения в соответствии с текстом песен. Например, в песне «Ёлочка красавица», на куплет песни дети двигаются хороводом вокруг елочки, а на припев, на слова Повернемся мы бочком,
да притопнем каблучком!
Мы похлопаем в ладоши,
О ёлочке споем! Дети выполняют движения по тексту песни.
Программы музыкально-ритмического воспитания в ДОУ предусматривают следующие разделы ритмики:
- музыкально-ритмические упражнения;
- танцы, пляски, хороводы;
- музыкальные игры.
Музыкально-ритмические упражнения
В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д. Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.
С особым удовольствием ребенок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Все знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку.
В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.
Танцы, пляски и хороводы
Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.
Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми.
В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.
Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:
- метрическую пульсацию;
- чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей;
- смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» – линий и т.д.
Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.
Народные танцы можно рассматривать и как своеобразные тренинги-упражнения по развитию навыков общения у детей. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное – запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.
Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.
Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Музыкальная игра
Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.
Подводя итог, хочется отметить, что использование двигательной активности в сочетании со здоровьесберегающей технологией помогает моим воспитанникам:
- обобщать у детей знания о здоровом образе жизни;
- положительно влиять на обменные процессы организма ребёнка;
- создавать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.
В оздоровительной работе с детьми важно помнить о принципе:
«Не навреди». Нужно учитывать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам и в физическом, и в психологическом состоянии детей. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников.
Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причём в педагогическом сопровождении нуждаются дети разного уровня развития. Поддержать ребёнка - значит, верить в него!
Здоровый ребёнок - это счастливый ребёнок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательной активности детей во время музыкальной деятельности
Консультация для воспитателей...
организация двигательной активности детей во время музыкальной деятельности
консультация для воспитателей...
Организация двигательной активности детей во время музыкальной деятельности
консультация для воспитателей...
Организация двигательной активности детей во время прогулки
Организация двигательной активности детей во время прогулки...
Организация двигательной активности детей во время прогулки в 1-й половине дня (режимный момент) вторая младшая группа
Конспект прогулки с дошкольниками второй младшей группы, в соответствии, с требованиями СанПиН....
Консультация для педагогов «Организация двигательной активности детей на прогулке в Зимнее время»
,...
«Организация двигательной активности детей на прогулке в зимнее время»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке в зимнее время»...