НОД
методическая разработка на тему

Краснослободцева Анжелика Анатольевна

Конспект НОД по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием опытов на тему: «Вода и её свойства» (Эта удивительная вода) в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет.

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (форма, цвет, вкус, запах), с использованием опытов. Развивать любознательность, мышление, речь детей. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран для показа презентации; фонограмма с шумом реки; белый халат, галстук, очки, шапочка для воспитателя; белые фартуки и шапочки для детей; детские столы и стулья, большой стол;

Инвентарь для опытов: 1 стакан с молоком, 1 стакан пустой, 2 стакана с водой, контейнер с водой, бумажные полотенца, поднос, ложечки, трубочка, мерные стаканчики с сахаром и кофе, салфетки на каждого ребёнка. У воспитателя – пробирки, колбы с водой, йод, пипетка, стаканы с водой, эфирное масло лимона, глобус.

Ход занятия.

I часть. Вступительная.

 Дети заходят,  становятся около экрана. Одна девочка стоит посередине группы и рассказывает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

    В луже, в море, океане

      И водопроводном кране

    Как сосулька замерзает

         В лес – туманом заползает,

       Ледником в горах зовётся,

       Лентой серебристой вьётся

    Мы привыкли, что вода –

                                                                                           Наша спутница всегда!

 Без неё нам не умыться.

  Не наесться, не напиться.

                                                                                           Смею вам я доложить:

 Без неё нам не прожить!

(Дети смотрят на экран по ходу стихотворения).

(Заходит воспитатель, переодетый в профессора).

- Здравствуйте, я профессор Анжелика Анатольевна. Я за дверью слышала, что вы говорили о воде. И сегодня я вас хочу познакомить с удивительной водой и её свойствами. А вы знаете, кому нужна вода? (человеку, животным, растениям). Ну, а теперь, я приглашаю вас в свою лабораторию, где мы проведём опыты с водой (дети садятся за столы).

II часть. Основная.

  1. Опыт №1. Вода не имеет форму.

- Возьмите 1 стакан с водой и 1- с водой. Перелейте из одного в другой. Что происходит с водой? (она течёт). Она какая? (жидкая). Как вы думаете, что же такое вода? (жидкость). Правильно, её можно переливать в разные сосуды, посмотрите, у меня вода находится в разных сосудах, потому, что она жидкая. Как вы считаете, вода имеет определённую форму? (нет). Почему? (она жидкая).Правильно, она принимает форму того сосуда, в который её налили – в стакан, пробирку, колбу. Итак, что удивительная вода не имеет? (форму). (Слайд).

2) Опыт №2. Вода не имеет цвет.

  -Какого цвета молоко? (белого).

  - Ребята, возьмите ложку и опустите её в стакан с водой. Видно ложку или нет? (да). А теперь опустите ложку в стакан с молоком. Видно её? (нет).  Почему? Можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет). А какая она? (прозрачная, бесцветная)- Но я знаю, что вода может изменять свой цвет, если в неё что-нибудь добавить. Посмотрите, я сейчас в воду добавлю йод. Что произошло с водой? (она стала коричневой).

- Теперь вы проделайте опыт. Добавьте в стакан с водой вещество коричневого цвета и размешайте. Что произошло? (вода стала коричневого цвета). Почему? (потому что в неё добавили вещество). А теперь скажите, вода имеет цвет? (вода не имеет цвета). (Слайд).

                             Физкультминутка.

- Дети, подойдите к контейнеру с водой, опустите в него руки. Сейчас мы немного с вами поплаваем в удивительной воде:

Тихо плещется вода,

            Мы плывём по тёплой речке.

     В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда.

Мы из речки вылезаем,

     Чтоб обсохнуть, погуляем.

 А теперь глубокий вдох,

                                             И садимся на песок.

  1. Опыт №3. Вода не имеет вкус.

- А теперь возьмите маленький стакан с водой, трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая, солёная, кислая? (нет, она безвкусная).

- Правильно. А если в неё добавить какое-нибудь вещество, то вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Давайте проведём опыт. Добавим в неё вещество белого цвета и помешаем ложкой. Попробуйте теперь воду с веществом. Какая вода стала на вкус? (сладкая). Что в неё вы добавили? (сахар). Но чистая вода вкуса не имеет.(Слайд).

4) Опыт №4. Вода не имеет запаха.

 - А теперь, понюхайте воду. Пахнет она или нет? (нет). Может она пахнет апельсином или клубникой? (нет, она без запаха). Правильно, вода не имеет запаха. Мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли вода иметь запах? Как вы думаете? Сейчас проверим, я сейчас вам в стаканчики капну каплю масло, а вы понюхайте и скажите, чем пахнет теперь вода. (лимоном). Да, потому что я добавила в воду каплю лимона. Оказывается, вода может пахнуть, если в неё что-нибудь добавить. Но чистая вода  запах не имеет. (Слайд).

III часть. Заключительная.

- Ребята, наши опыты закончены в моей лаборатории, мы познакомились с удивительной водой и её свойствами. Назовите их (вода не имеет форму, цвета, вкуса, запаха). ( Слайд).

- Подойдите теперь все ко мне (дети читают стихотворение, в руках у воспитателя глобус):

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги.

Мы ведь на планете не одни! (Слайд).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности детей  3-4 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

Тема: «Счёт в пределах 5.

 Сравнение 2-х групп предметов» (закрепление).

Триединая задача;

Обучающие задачи:     - закрепить счёт в пределах 5, называя числительные по

порядку, вести счёт слева направо и наоборот;

- учить сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и неравенство предметов, используя

слова: поровну, столько - сколько.

Развивающие задачи:   - развивать логическое мышление, внимание, память,

глазомер;

- продолжать тренировать и различать правую и левую руки.

Воспитывающие:         - воспитывать умение работать самостоятельно;

- учить выполнять задание радостно, чтобы колобок порадовался;

- прививать любовь к сказкам.

Оборудование: 2 мольберта (магнитные доски), маркер, плоские изображения цветов.

Демонстрационный материал: плоскостные фигурки колобка и диких

животных, плоские фигурки гномиков и котят, ёлки, ягод, грибов, тропинки.

Раздаточный материал: наборное полотно, пеналы с геометрическими фигурами,

индивидуальные карточки, карандаши с подставками для них.

Активизация словаря: колобок, гномики.

                                          Ход занятия.

I.        Вступительная часть.

Орг. момент.

- Ребята, сегодня колобок катился по лесу и вдруг увидел, что за ним гонятся заяц, волк, медведь и лиса. Они хотели поймать колобка и съесть его. Но колобок оказался шустрее их, ион от них убежал. И оказался колобок у нас в группе, он попал к нам на занятие по математике. Давайте его порадуем, покажем, что мы умеем делать.

II.      Основная часть.

1)  Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

- Посмотрите, ребята, на доску, на ней мы видим гномиков и котят, которых колобок встретил в лесу. Но он посчитать их не смог, давайте поможем колобку посчитать их и сравнить.

(на доске 5 гномиков и 4 котёнка друг под другом, дети считают и прикладывают котят к гномикам).

- Поровну их? Кого больше? Кого меньше? На сколько?

- Как сделать, чтобы их было поровну? (надо «+» 1 котёнка или «-»1 гномика).

- Сколько стало котят?, гномиков?

(котят столько, сколько гномиков, т.е. поровну).

2)  Индивидуальная работа с пеналами. (На доске оставляю 3 гномика и 2 котёнка).

- Ребята, посчитайте, сколько у нас осталось гномиков и котят.

- Левой рукой держим пенал, а правой рукой достаём геометрические фигуры. И раскладываем фигуры слава направо правой рукой на наборном полотне. Задание; - На верхнюю полоску положите столько кружков, сколько

у нас гномов.

- Под ними положите столько квадратов, сколько у нас котят. - Чего больше? Чего меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кружков и квадратов было поровну?

                                       Физкультминутка.

- Ребята, колобок что-то устал у нас сидеть, давайте вместе с ним отдохнём. 1-2-3-4-5 - топаем ногами,

1-2-3-4-5 - хлопаем руками,

1-2-3-4-5 - занимаемся опять,   (на доске считаем колобка и зверей)

3) Работа с демонстрационным материалом.

- А ещё, когда колобок убегал от зверей, он увидел 3 тропинки.

На первой тропинке росло 3 гриба, на второй - 1 ёлочка, на третьей - 2 ягодки, (считают).

- Нам нужно поставить около каждой тропинки столько точек, сколько на ней предметов, (если 1 - то одну точку ставим).

Задание: Работа с индивидуальными карточками.

- А теперь возьмите карточку и держите её левой рукой, а в правую руку возьмите карандаш.

- Поставьте около каждого прямоугольника столько точек, сколько в нём нарисовано животных.

(Проверка)

III.    Заключительная часть.

Итог занятия.

- Вот и закончилось наше занятие, на котором мы считали до 5, сравнивали предметы, работали с пеналами и карточками.

- Все ребята старались порадовать колобка, и колобок наш заулыбался.

- Когда колобок катился по лесу, он собрал для вас цветы, которые сейчас я раздам вам.

(колобок покатился дальше).

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

       

                    Тема: «Геометрические фигуры» (закрепление)

Триединая задача:

Обучающие задачи:      - закрепить названия геометрических фигур, их

некоторые свойства;

- продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;

- учить различать геометрические фигуры;

- конструировать фигуры из счётных палочек и верёвочки;

- находить определённые фигуры среди множества других;

- соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

Развивающие задачи: - развивать внимание, память, глазомер, мелкую

моторику рук, логическое мышление.

Воспитывающие задачи: - воспитывать умение работать самостоятельно;

- прививать любовь к сказкам;

- вызвать сочувствие;

- формировать навыки взаимоконтроля.

Оборудование:

Демонстрационный материал: - три магнитные доски, плоскостные изображения деда, бабки, домика, цыплёнка, домашних животных и геометрических фигур;

- обручи маленькие;

- бубен;

- конверты с фигурами;

- воздушный шар;

- ноутбук.

Раздаточный материал: - по две карточки на каждого ребёнка, карандаши, подставки под них, поднос со счётными палочками и верёвочкой, геометрические фигуры. 

Активизация словаря: домашние животные, деревня.

                                                Ход занятия.

I. Вступительная часть. Организационный момент.

- В одной деревне, далеко - далеко, жили - были дед и бабка. И были у них домашние животные. Но однажды они решили погулять: бегали - бегали и заблудились. И прибежали они в нашу группу, а по дороге вот что они нашли. Что же это такое? Им очень интересно знать.  (Геометрические фигуры)

- Ребята, пусть животные побудут у нас на занятии, и мы им всё расскажем про геометрические фигуры. А в конце занятия мы их отправим к дедушке и бабушке в деревню. Хорошо?

П. Основная часть.

1)       Фронтальная работа с демонстрационным материалом у доски. «Геометрическое домино».

-   Ребята,  давайте  все  вместе  посчитаем  большие   фигуры.   (Хоровые  и индивидуальные ответы).

- А чем они ещё отличаются? (Цветом).

- Давайте поиграем в «Геометрическое домино».

- Все фигуры кладём на стол, на доску кладём те фигуры, которые я буду называть.

а) - Найдите все треугольники. Чем они отличаются? Каким они цветом?

б) - Найдите все красные фигуры. Как называются эти фигуры?

в) - Найдите все квадраты. Чем они отличаются?

г) - Найдите все маленькие фигуры. Назовите их и их цвет. И т.д.

- Молодцы, ребята, садитесь за столы.

2)       Индивидуальная работа со счётными палочками и верёвочкой.

- Вот мы и познакомили животных с геометрическими фигурами.

- А из чего можно выложить геометрические фигуры? (из счётных палочек и верёвочки).

- Выложите мне квадрат, прямоугольник, треугольник по очереди.

- Проверьте друг у друга.

- Выложите из верёвочки круг и овал.

- Какие из этих фигур катятся, а какие нет? Что им мешает? Сколько углов у квадрата, прямоугольника, треугольника?

-Молодцы!

3)         Индивидуальная работа с карточкой.

- Ребята, посмотрите, кто это такой? (цыплёнок).

- Да, правильно. Он очень маленький и поэтому со всеми животными гулять он не пошёл и остался в деревне. - Посмотрите, на ваших карточках тоже есть цыплёнок. Возьмите карандаш и закрасьте те фигуры, из которых составлен цыплёнок.

- Какие фигуры закрасили?

- А ты как думаешь? (круги и треугольники)

- Проверьте друг у друга.

- Хорошо!

- Когда цыплёнок подрастёт, то он тоже пойдёт гулять со всеми.

4)          Физкультминутка «Найди свой домик».

- А вы знаете, ребята, что домашние животные живут в своих домиках - в будке, коровнике, сарае. И они очень хорошо знают свои домики.

- А вы найдёте домик своей фигуре?

- Возьмите со стола свою фигуру и выходите все из-за столов.

- Те, у кого квадраты, бегут к обручу, где лежит квадрат и т.д.

(дети под бубен бегают, как бубен замолчит, дети ищут свой домик, затем проверяю задание)

- Молодцы, вы тоже знаете свои домики.

5)           Индивидуальная работа с карточками.

- Мы знаем, что многие предметы похожи на геометрические фигуры.

- Возьмите карточку и карандаш.

- Соедините предметы с той фигурой, на которую он похож. (проверка задания устно)

- С какой фигурой соединили часы, мяч, колпак, холодильник, огурец?

- Молодцы!

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

- Вот и закончилось наше занятие.

- Кто к нам сегодня прибегали?

- О чём мы рассказывали животным?

- Какое задание понравилось?

-  Ребята, животным тоже очень у нас понравилось, но они заскучали по дедушке и бабушке. Давайте их отправим в деревню.

(животных отправляем в деревню)

-  Дед и Бабка обрадовались и подарили вам на память шарик, на котором остались следы домашних животных.

- А я вам дарю конверт с геометрическими фигурами. Все дети мне сегодня на занятии понравились!

 Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в  группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

 

«Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине и длине» (закрепление)

Триединая задача:

Обучающие задачи: 1. учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине и длине;

2. учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику;

3.закреплять порядковый счет в пределах 10-и, связывая числительные с существительными; правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Развивающие   задачи:    -   развивать   внимание,   глазомер,   мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.

Воспитывающие      задачи:      -      воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля;

-   прививать   любовь   к   русским   народным   сказкам,   воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Мольберты с магнитными досками, плоскостные изображения лисы и журавля,   (из   русской   народ,   сказки   «Лиса   и   журавль»),   изображения домиков;  полоски разные  по  ширине,  цилиндры разной толщины,  мяч, указка, 2 картинки по сказке, ноутбук.

Раздаточный материал:

Подносы с полосками, баночки с пластилиновыми шариками (орехи), баночки с бусинками, подставки под бусинки.

Активизация словаря: дружба, бревно.

                                                   Ход занятия:

1. Вступительная часть. Орг. Момент. Ребята, давайте вспомним русс.народ. сказку «Лиса и журавль». Сначала лиса с журавлем жили дружно, они ходили друг к другу в гости. Лиса приготовила журавлю манную кашу на тарелке; а журавль приготовил лисе окрошку в кувшине. Но попробовать угощение им друг у друга не удалось, т. к. посуда с кашей и окрошкой оказались неудобные. Они остались голодными и злыми. И в конце концов они раздружились.

Но мы их на нашем занятии постараемся помирить и придумаем продолжение сказки, т.к. эта сказка о дружбе лисы и журавля. А чтобы они помирились, вы мне будете помогать. Готовы помогать? Тогда слушайте.

2. Основная часть.

1. Работа с демонстрационным материалом. «Дорожки»

Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела высокие и низкие дома, к которым вели широкие и узкие дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но не знает, какая из них самая узкая. Давайте поможем лисе.

Работа с раздаточным материалом.

- Посчитайте свои дорожки, (вызвать 1-го ребенка к доске посчитать)

- Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой.

-  Назовем, какие дорожки по ширине, (проверка с доской, вызываю 1-го ребенка к доске, он раскладывает, дети проверяют)

- По какой же дорожке пойдет лиса?

2. «Домики» - работа с демонстрационным материалом. Лиса пошла по ней и дошла до домиков.

- Посчитайте домики, (вызываю к доске)

- Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого.

- Назовите их по высоте.

А теперь мы приложим журавля к каждому домику. Рост журавля должен совпасть с высотой домика, (проверяет ребенок)

- Журавль живет в синем домике.

Лисичка нашла дом журавля.

3. «Орехи» - работа с раздаточным материалом.

-  Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте  поможем лисе  их  собрать  от  самого  маленького,  до  самого большого   и   разложим   их   слева   направо.   Назовите   их   величину. Посчитайте их. Все собранные орехи лиса отдала журавлю (проверьте друг друга), он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила его к себе в гости.

                                              Физминутка.

- А что было дальше, мы узнаем попозже, а сейчас отдохнем:

1 -2 - все вставайте, 3-4 - приседайте, 5-6 -повернитесь,

7-8 - улыбнитесь,

9-10 - не зевайте,

Свое место занимайте.

4. «Бревна» - работа с демонстрационным материалом.

- Продолжаем сказку.

Пошел журавль к лисе в гости и на дороге увидел кучу бревен. Из этих бревен лиса будет строить себе новый дом. Бревна были толстые и тонкие (посчитаем). Журавль захотел разложить бревна, но не может. Давайте поможем журавлю разложить бревна по порядку слева направо от самого толстого до самого тонкого. Сравните их. Назовите их толщину.

 5. «Бусы» - работа с раздаточным материалом.

-   Журавль  нес  лисе  бусы,  но  споткнулся  через  эти  бревна и  бусы рассыпались. У него было 8 бусинок, давайте посчитаем их, не потерялись ли бусинки (счет).

-  Давайте поможем собрать бусы из бусинок слева направо от самой длинной   до   самой   короткой.   Назовите   длину   каждой   бусинки.   Мы помогли журавлю собрать бусы и теперь он их может подарить лисе. Лиса обрадовалась. И с тех пор лиса с журавлем дружат и по сей день. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

III.Заключительная часть. Итог.

1.  - Скажите ребята, про кого мы сочиняли сказку?

2.  - Как она называется?

3.  - Понравилась ли вам сказка?

4.  - Что мы сравнивали по ширине? (дорожки)

5.  — Что мы сравнивали по высоте? (домики)

6.  - Что сравнивали по величине? (орехи)

7.  - Что сравнивали по толщине? (бревна)

8.  — Что мы сравнивали по длине? (бусинки) 9.- 0 чем эта сказка? (о дружбе)

-   Молодцы,  вы  мне  понравились,  как  занимались.  Лиса  и  журавль передали вам гостинцы и велели вам быть всегда дружными ребятами, как лиса и журавль.

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

                        Тема: «Геометрические фигуры.

                                     Количество и счёт. Ориентировка

                                     в пространстве» (закрепление).

Триединая задача:

Обучающие задачи: - закрепить геометрические фигуры: круг, овал, квадрат,

прямоугольник, треугольник, трапеция; их некоторые свойства: углы и стороны;

- закрепить умение группировать предметы по определённым признакам (форме и цвету);

- закрепить цифры от 1 до 9;

- повторить порядковый и количественный счёт предметов в пределах 20;

- закрепить умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, внимание, глазомер,

память.

Воспитывающие задачи: - воспитывать умение работать самостоятельно;

- формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля;

— воспитывать желание помогать Буратино.

Оборудование:

Демонстрационный материал: магнитная доска, фигурки сказочных персонажей

(плоских) - Буратино и Мальвина, ключик, геометрические фигуры (человечки), силуэты чашек и конфет, цифры от 1 до 9, наборное полотно с буквами. Ноутбук.

Раздаточный материал: индивидуальные карточки (по 2 на ребёнка) с заданием,

карандаш, рабочие листы в клетку.

                                              Ход занятия.

I.        Вступительная часть.

Орг. момент.

- Ребята, сегодня, когда вы ещё не пришли в д/садик, к нам в группу пришли сказочные герои - Мальвина и Буратино. Они пришли из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Толстого.

- Из сказки мы знаем, что Мальвина занимается воспитанием и обучением Буратино. Но Буратино не любит заниматься с Мальвиной, все задания ему даются с трудом.

- И вот поэтому, сегодня Мальвина привела его к нам в группу, чтобы показать, как вы занимаетесь на математическим занятии.

- Буратино тоже вместе с нами будет заниматься, а мы будем ему помогать.

- Согласны помогать?

П.      Основная часть.

1)       Фронтальная работа с демонстрационным материалом:

- Посмотрите, ребята, вслед за Мальвиной и Буратино к нам в гости пришли весёлые человечки. Мальвина узнала своих знакомых, а Буратино не узнал.

- Подскажите ему, что это за человечки.

- Назовите их по именам.

- Какие из них катятся и почему?

- А какие не катятся и почему?

- Сколько у них углов?

- Сколько сторон у этих фигур?

- Человечки устали с дороги. Давайте угостим их чаем.

- Определите, какая чашка с определённым рисунком понравится каждому человечку? Почему?

(Дети соотносят чашку с определённым рисунком с человечком «по форме»)

- Поскорей угостите каждого человечка подходящей конфетой.

(Дети соотносят конфету с человечком «по цвету»)

Проверка: - По какому признаку расставили чашки?

- По какому признаку подобрали конфеты человечкам?

2) Индивидуальная работа с карточками.

- Посмотрите, весёлые человечки принесли для вас задание.

- Возьмите карточку с геометрическими фигурами, на которой изображён цыплёнок. Найдите фигуры, из которых состоит цыплёнок. Раскрасьте их. Назовите их и посчитайте.

Проверка: - Проверьте друг у друга.

- Почему раскрасили эти фигуры? - Молодцы!

- Весёлые человечки довольны вами и они с вами прощаются.

 3)  Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

- Мальвина довольна, что вы знаете геометрические фигуры и помогли Буратино их узнать.

 А теперь посмотрите на наборное полотно с буквами. Буратино изучает алфавит, вот он сколько уже изучил букв с помощью Мальвины. Давайте посчитаем вместе и узнаем их количество. Кто посчитает в обратном порядке? – Сколько всего букв?

- Какая буква стоит на втором по счету месте?

- Какая буква находится на 8 по счету месте?

- Буква «К» на каком по счету месте?

- Буква « О» на каком по счету месте?

- Молодцы! Вот мы и узнали сколько букв изучил Буратино.

 Физкультминутка.

- Ребята, Буратино предлагает вам вместе с ним немножко отдохнуть.

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся.

 Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. 

  4)  Фронтальная работа с демонстрационным материалом. (ставлю цифры в беспорядке).

- Посмотрите, дети, Буратино затеял игру с цифрами и приглашает вас поиграть в игру «Цифры заблудились».

- Расставьте, пожалуйста, все цифры слева направо, по порядку.

- Назовите «соседей» цифры 5, 2, 8 и т.д.

- Как называются все 10 чисел одним словом? (десяток)

5)  Индивидуальная работа по карточкам.

- Отдохнули? Теперь Мальвина приготовила нам карточки с числами.

- А Буратино посмотрит, справились ли вы с заданием.

- На карточке расположены в беспорядке цифры и число 10. Также изображены квадраты с определенным количеством предметов.

- Посчитайте, сколько предметов в первом квадрате самостоятельно.

- Соедините каждый квадрат с соответствующей цифрой или числом.

Проверка: По образцу воспитателя на доске и взаимопроверка.

6)  «Слуховой диктант», (индивидуальная работа).

- Буратино очень любит рисовать. И Мальвина попросила его нарисовать для неё картину, но у него ничего не получилось. И он просит вашей помощи.

- Поможете ему?

- А какую картину надо нарисовать, она сейчас расскажет.

- Возьмите лист бумаги и любой карандаш.

Надо:

1) Нарисовать облако в правом верхнем углу.

- Где нарисовали облако?

2) В левом нижнем углу нарисуйте домик.

- Где нарисовали домик?

3) В левом верхнем углу - солнце.

- Где нарисовали солнце?

4) В правом нижнем углу - гриб.

- Где нарисовали грибок?

5) А в середине - цветочек.

- Где нарисовали цветочек?

Проверка: по образцу воспитателя.

- Давайте подарим картины Мальвине. Они ей очень понравились.

 III.     Заключительная часть.

Итог занятия:

- На этом наше занятие заканчивается.

- Скажите, кто к нам приходил сегодня в гости?

- Чем вы на занятии занимались? Кому помогали? - Наши сказочные герои благодарят вас за занятие, им очень понравилось как вы занимались.                                           Мальвина дарит вам «5» за вашу работу. Они с вами прощаются.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности детей  3-4 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

Тема: «Счёт в пределах 5.

 Сравнение 2-х групп предметов» (закрепление).

Триединая задача;

Обучающие задачи:     - закрепить счёт в пределах 5, называя числительные по

порядку, вести счёт слева направо и наоборот;

- учить сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и неравенство предметов, используя

слова: поровну, столько - сколько.

Развивающие задачи:   - развивать логическое мышление, внимание, память,

глазомер;

- продолжать тренировать и различать правую и левую руки.

Воспитывающие:         - воспитывать умение работать самостоятельно;

- учить выполнять задание радостно, чтобы колобок порадовался;

- прививать любовь к сказкам.

Оборудование: 2 мольберта (магнитные доски), маркер, плоские изображения цветов.

Демонстрационный материал: плоскостные фигурки колобка и диких

животных, плоские фигурки гномиков и котят, ёлки, ягод, грибов, тропинки.

Раздаточный материал: наборное полотно, пеналы с геометрическими фигурами,

индивидуальные карточки, карандаши с подставками для них.

Активизация словаря: колобок, гномики.

                                          Ход занятия.

I.        Вступительная часть.

Орг. момент.

- Ребята, сегодня колобок катился по лесу и вдруг увидел, что за ним гонятся заяц, волк, медведь и лиса. Они хотели поймать колобка и съесть его. Но колобок оказался шустрее их, ион от них убежал. И оказался колобок у нас в группе, он попал к нам на занятие по математике. Давайте его порадуем, покажем, что мы умеем делать.

II.      Основная часть.

1)  Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

- Посмотрите, ребята, на доску, на ней мы видим гномиков и котят, которых колобок встретил в лесу. Но он посчитать их не смог, давайте поможем колобку посчитать их и сравнить.

(на доске 5 гномиков и 4 котёнка друг под другом, дети считают и прикладывают котят к гномикам).

- Поровну их? Кого больше? Кого меньше? На сколько?

- Как сделать, чтобы их было поровну? (надо «+» 1 котёнка или «-»1 гномика).

- Сколько стало котят?, гномиков?

(котят столько, сколько гномиков, т.е. поровну).

2)  Индивидуальная работа с пеналами. (На доске оставляю 3 гномика и 2 котёнка).

- Ребята, посчитайте, сколько у нас осталось гномиков и котят.

- Левой рукой держим пенал, а правой рукой достаём геометрические фигуры. И раскладываем фигуры слава направо правой рукой на наборном полотне. Задание; - На верхнюю полоску положите столько кружков, сколько

у нас гномов.

- Под ними положите столько квадратов, сколько у нас котят. - Чего больше? Чего меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кружков и квадратов было поровну?

                                       Физкультминутка.

- Ребята, колобок что-то устал у нас сидеть, давайте вместе с ним отдохнём. 1-2-3-4-5 - топаем ногами,

1-2-3-4-5 - хлопаем руками,

1-2-3-4-5 - занимаемся опять,   (на доске считаем колобка и зверей)

3) Работа с демонстрационным материалом.

- А ещё, когда колобок убегал от зверей, он увидел 3 тропинки.

На первой тропинке росло 3 гриба, на второй - 1 ёлочка, на третьей - 2 ягодки, (считают).

- Нам нужно поставить около каждой тропинки столько точек, сколько на ней предметов, (если 1 - то одну точку ставим).

Задание: Работа с индивидуальными карточками.

- А теперь возьмите карточку и держите её левой рукой, а в правую руку возьмите карандаш.

- Поставьте около каждого прямоугольника столько точек, сколько в нём нарисовано животных.

(Проверка)

III.    Заключительная часть.

Итог занятия.

- Вот и закончилось наше занятие, на котором мы считали до 5, сравнивали предметы, работали с пеналами и карточками.

- Все ребята старались порадовать колобка, и колобок наш заулыбался.

- Когда колобок катился по лесу, он собрал для вас цветы, которые сейчас я раздам вам.

(колобок покатился дальше).

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

       

                    Тема: «Геометрические фигуры» (закрепление)

Триединая задача:

Обучающие задачи:      - закрепить названия геометрических фигур, их

некоторые свойства;

- продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;

- учить различать геометрические фигуры;

- конструировать фигуры из счётных палочек и верёвочки;

- находить определённые фигуры среди множества других;

- соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

Развивающие задачи: - развивать внимание, память, глазомер, мелкую

моторику рук, логическое мышление.

Воспитывающие задачи: - воспитывать умение работать самостоятельно;

- прививать любовь к сказкам;

- вызвать сочувствие;

- формировать навыки взаимоконтроля.

Оборудование:

Демонстрационный материал: - три магнитные доски, плоскостные изображения деда, бабки, домика, цыплёнка, домашних животных и геометрических фигур;

- обручи маленькие;

- бубен;

- конверты с фигурами;

- воздушный шар;

- ноутбук.

Раздаточный материал: - по две карточки на каждого ребёнка, карандаши, подставки под них, поднос со счётными палочками и верёвочкой, геометрические фигуры. 

Активизация словаря: домашние животные, деревня.

                                                Ход занятия.

I. Вступительная часть. Организационный момент.

- В одной деревне, далеко - далеко, жили - были дед и бабка. И были у них домашние животные. Но однажды они решили погулять: бегали - бегали и заблудились. И прибежали они в нашу группу, а по дороге вот что они нашли. Что же это такое? Им очень интересно знать.  (Геометрические фигуры)

- Ребята, пусть животные побудут у нас на занятии, и мы им всё расскажем про геометрические фигуры. А в конце занятия мы их отправим к дедушке и бабушке в деревню. Хорошо?

П. Основная часть.

1)       Фронтальная работа с демонстрационным материалом у доски. «Геометрическое домино».

-   Ребята,  давайте  все  вместе  посчитаем  большие   фигуры.   (Хоровые  и индивидуальные ответы).

- А чем они ещё отличаются? (Цветом).

- Давайте поиграем в «Геометрическое домино».

- Все фигуры кладём на стол, на доску кладём те фигуры, которые я буду называть.

а) - Найдите все треугольники. Чем они отличаются? Каким они цветом?

б) - Найдите все красные фигуры. Как называются эти фигуры?

в) - Найдите все квадраты. Чем они отличаются?

г) - Найдите все маленькие фигуры. Назовите их и их цвет. И т.д.

- Молодцы, ребята, садитесь за столы.

2)       Индивидуальная работа со счётными палочками и верёвочкой.

- Вот мы и познакомили животных с геометрическими фигурами.

- А из чего можно выложить геометрические фигуры? (из счётных палочек и верёвочки).

- Выложите мне квадрат, прямоугольник, треугольник по очереди.

- Проверьте друг у друга.

- Выложите из верёвочки круг и овал.

- Какие из этих фигур катятся, а какие нет? Что им мешает? Сколько углов у квадрата, прямоугольника, треугольника?

-Молодцы!

3)         Индивидуальная работа с карточкой.

- Ребята, посмотрите, кто это такой? (цыплёнок).

- Да, правильно. Он очень маленький и поэтому со всеми животными гулять он не пошёл и остался в деревне. - Посмотрите, на ваших карточках тоже есть цыплёнок. Возьмите карандаш и закрасьте те фигуры, из которых составлен цыплёнок.

- Какие фигуры закрасили?

- А ты как думаешь? (круги и треугольники)

- Проверьте друг у друга.

- Хорошо!

- Когда цыплёнок подрастёт, то он тоже пойдёт гулять со всеми.

4)          Физкультминутка «Найди свой домик».

- А вы знаете, ребята, что домашние животные живут в своих домиках - в будке, коровнике, сарае. И они очень хорошо знают свои домики.

- А вы найдёте домик своей фигуре?

- Возьмите со стола свою фигуру и выходите все из-за столов.

- Те, у кого квадраты, бегут к обручу, где лежит квадрат и т.д.

(дети под бубен бегают, как бубен замолчит, дети ищут свой домик, затем проверяю задание)

- Молодцы, вы тоже знаете свои домики.

5)           Индивидуальная работа с карточками.

- Мы знаем, что многие предметы похожи на геометрические фигуры.

- Возьмите карточку и карандаш.

- Соедините предметы с той фигурой, на которую он похож. (проверка задания устно)

- С какой фигурой соединили часы, мяч, колпак, холодильник, огурец?

- Молодцы!

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

- Вот и закончилось наше занятие.

- Кто к нам сегодня прибегали?

- О чём мы рассказывали животным?

- Какое задание понравилось?

-  Ребята, животным тоже очень у нас понравилось, но они заскучали по дедушке и бабушке. Давайте их отправим в деревню.

(животных отправляем в деревню)

-  Дед и Бабка обрадовались и подарили вам на память шарик, на котором остались следы домашних животных.

- А я вам дарю конверт с геометрическими фигурами. Все дети мне сегодня на занятии понравились!

 Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в  группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

 

«Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине и длине» (закрепление)

Триединая задача:

Обучающие задачи: 1. учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине и длине;

2. учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику;

3.закреплять порядковый счет в пределах 10-и, связывая числительные с существительными; правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Развивающие   задачи:    -   развивать   внимание,   глазомер,   мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.

Воспитывающие      задачи:      -      воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля;

-   прививать   любовь   к   русским   народным   сказкам,   воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Мольберты с магнитными досками, плоскостные изображения лисы и журавля,   (из   русской   народ,   сказки   «Лиса   и   журавль»),   изображения домиков;  полоски разные  по  ширине,  цилиндры разной толщины,  мяч, указка, 2 картинки по сказке, ноутбук.

Раздаточный материал:

Подносы с полосками, баночки с пластилиновыми шариками (орехи), баночки с бусинками, подставки под бусинки.

Активизация словаря: дружба, бревно.

                                                   Ход занятия:

1. Вступительная часть. Орг. Момент. Ребята, давайте вспомним русс.народ. сказку «Лиса и журавль». Сначала лиса с журавлем жили дружно, они ходили друг к другу в гости. Лиса приготовила журавлю манную кашу на тарелке; а журавль приготовил лисе окрошку в кувшине. Но попробовать угощение им друг у друга не удалось, т. к. посуда с кашей и окрошкой оказались неудобные. Они остались голодными и злыми. И в конце концов они раздружились.

Но мы их на нашем занятии постараемся помирить и придумаем продолжение сказки, т.к. эта сказка о дружбе лисы и журавля. А чтобы они помирились, вы мне будете помогать. Готовы помогать? Тогда слушайте.

2. Основная часть.

1. Работа с демонстрационным материалом. «Дорожки»

Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела высокие и низкие дома, к которым вели широкие и узкие дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но не знает, какая из них самая узкая. Давайте поможем лисе.

Работа с раздаточным материалом.

- Посчитайте свои дорожки, (вызвать 1-го ребенка к доске посчитать)

- Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой.

-  Назовем, какие дорожки по ширине, (проверка с доской, вызываю 1-го ребенка к доске, он раскладывает, дети проверяют)

- По какой же дорожке пойдет лиса?

2. «Домики» - работа с демонстрационным материалом. Лиса пошла по ней и дошла до домиков.

- Посчитайте домики, (вызываю к доске)

- Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого.

- Назовите их по высоте.

А теперь мы приложим журавля к каждому домику. Рост журавля должен совпасть с высотой домика, (проверяет ребенок)

- Журавль живет в синем домике.

Лисичка нашла дом журавля.

3. «Орехи» - работа с раздаточным материалом.

-  Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте  поможем лисе  их  собрать  от  самого  маленького,  до  самого большого   и   разложим   их   слева   направо.   Назовите   их   величину. Посчитайте их. Все собранные орехи лиса отдала журавлю (проверьте друг друга), он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила его к себе в гости.

                                              Физминутка.

- А что было дальше, мы узнаем попозже, а сейчас отдохнем:

1 -2 - все вставайте, 3-4 - приседайте, 5-6 -повернитесь,

7-8 - улыбнитесь,

9-10 - не зевайте,

Свое место занимайте.

4. «Бревна» - работа с демонстрационным материалом.

- Продолжаем сказку.

Пошел журавль к лисе в гости и на дороге увидел кучу бревен. Из этих бревен лиса будет строить себе новый дом. Бревна были толстые и тонкие (посчитаем). Журавль захотел разложить бревна, но не может. Давайте поможем журавлю разложить бревна по порядку слева направо от самого толстого до самого тонкого. Сравните их. Назовите их толщину.

 5. «Бусы» - работа с раздаточным материалом.

-   Журавль  нес  лисе  бусы,  но  споткнулся  через  эти  бревна и  бусы рассыпались. У него было 8 бусинок, давайте посчитаем их, не потерялись ли бусинки (счет).

-  Давайте поможем собрать бусы из бусинок слева направо от самой длинной   до   самой   короткой.   Назовите   длину   каждой   бусинки.   Мы помогли журавлю собрать бусы и теперь он их может подарить лисе. Лиса обрадовалась. И с тех пор лиса с журавлем дружат и по сей день. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

III.Заключительная часть. Итог.

1.  - Скажите ребята, про кого мы сочиняли сказку?

2.  - Как она называется?

3.  - Понравилась ли вам сказка?

4.  - Что мы сравнивали по ширине? (дорожки)

5.  — Что мы сравнивали по высоте? (домики)

6.  - Что сравнивали по величине? (орехи)

7.  - Что сравнивали по толщине? (бревна)

8.  — Что мы сравнивали по длине? (бусинки) 9.- 0 чем эта сказка? (о дружбе)

-   Молодцы,  вы  мне  понравились,  как  занимались.  Лиса  и  журавль передали вам гостинцы и велели вам быть всегда дружными ребятами, как лиса и журавль.

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

                        Тема: «Геометрические фигуры.

                                     Количество и счёт. Ориентировка

                                     в пространстве» (закрепление).

Триединая задача:

Обучающие задачи: - закрепить геометрические фигуры: круг, овал, квадрат,

прямоугольник, треугольник, трапеция; их некоторые свойства: углы и стороны;

- закрепить умение группировать предметы по определённым признакам (форме и цвету);

- закрепить цифры от 1 до 9;

- повторить порядковый и количественный счёт предметов в пределах 20;

- закрепить умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, внимание, глазомер,

память.

Воспитывающие задачи: - воспитывать умение работать самостоятельно;

- формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля;

— воспитывать желание помогать Буратино.

Оборудование:

Демонстрационный материал: магнитная доска, фигурки сказочных персонажей

(плоских) - Буратино и Мальвина, ключик, геометрические фигуры (человечки), силуэты чашек и конфет, цифры от 1 до 9, наборное полотно с буквами. Ноутбук.

Раздаточный материал: индивидуальные карточки (по 2 на ребёнка) с заданием,

карандаш, рабочие листы в клетку.

                                              Ход занятия.

I.        Вступительная часть.

Орг. момент.

- Ребята, сегодня, когда вы ещё не пришли в д/садик, к нам в группу пришли сказочные герои - Мальвина и Буратино. Они пришли из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Толстого.

- Из сказки мы знаем, что Мальвина занимается воспитанием и обучением Буратино. Но Буратино не любит заниматься с Мальвиной, все задания ему даются с трудом.

- И вот поэтому, сегодня Мальвина привела его к нам в группу, чтобы показать, как вы занимаетесь на математическим занятии.

- Буратино тоже вместе с нами будет заниматься, а мы будем ему помогать.

- Согласны помогать?

П.      Основная часть.

1)       Фронтальная работа с демонстрационным материалом:

- Посмотрите, ребята, вслед за Мальвиной и Буратино к нам в гости пришли весёлые человечки. Мальвина узнала своих знакомых, а Буратино не узнал.

- Подскажите ему, что это за человечки.

- Назовите их по именам.

- Какие из них катятся и почему?

- А какие не катятся и почему?

- Сколько у них углов?

- Сколько сторон у этих фигур?

- Человечки устали с дороги. Давайте угостим их чаем.

- Определите, какая чашка с определённым рисунком понравится каждому человечку? Почему?

(Дети соотносят чашку с определённым рисунком с человечком «по форме»)

- Поскорей угостите каждого человечка подходящей конфетой.

(Дети соотносят конфету с человечком «по цвету»)

Проверка: - По какому признаку расставили чашки?

- По какому признаку подобрали конфеты человечкам?

2) Индивидуальная работа с карточками.

- Посмотрите, весёлые человечки принесли для вас задание.

- Возьмите карточку с геометрическими фигурами, на которой изображён цыплёнок. Найдите фигуры, из которых состоит цыплёнок. Раскрасьте их. Назовите их и посчитайте.

Проверка: - Проверьте друг у друга.

- Почему раскрасили эти фигуры? - Молодцы!

- Весёлые человечки довольны вами и они с вами прощаются.

 3)  Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

- Мальвина довольна, что вы знаете геометрические фигуры и помогли Буратино их узнать.

 А теперь посмотрите на наборное полотно с буквами. Буратино изучает алфавит, вот он сколько уже изучил букв с помощью Мальвины. Давайте посчитаем вместе и узнаем их количество. Кто посчитает в обратном порядке? – Сколько всего букв?

- Какая буква стоит на втором по счету месте?

- Какая буква находится на 8 по счету месте?

- Буква «К» на каком по счету месте?

- Буква « О» на каком по счету месте?

- Молодцы! Вот мы и узнали сколько букв изучил Буратино.

 Физкультминутка.

- Ребята, Буратино предлагает вам вместе с ним немножко отдохнуть.

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся.

 Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. 

  4)  Фронтальная работа с демонстрационным материалом. (ставлю цифры в беспорядке).

- Посмотрите, дети, Буратино затеял игру с цифрами и приглашает вас поиграть в игру «Цифры заблудились».

- Расставьте, пожалуйста, все цифры слева направо, по порядку.

- Назовите «соседей» цифры 5, 2, 8 и т.д.

- Как называются все 10 чисел одним словом? (десяток)

5)  Индивидуальная работа по карточкам.

- Отдохнули? Теперь Мальвина приготовила нам карточки с числами.

- А Буратино посмотрит, справились ли вы с заданием.

- На карточке расположены в беспорядке цифры и число 10. Также изображены квадраты с определенным количеством предметов.

- Посчитайте, сколько предметов в первом квадрате самостоятельно.

- Соедините каждый квадрат с соответствующей цифрой или числом.

Проверка: По образцу воспитателя на доске и взаимопроверка.

6)  «Слуховой диктант», (индивидуальная работа).

- Буратино очень любит рисовать. И Мальвина попросила его нарисовать для неё картину, но у него ничего не получилось. И он просит вашей помощи.

- Поможете ему?

- А какую картину надо нарисовать, она сейчас расскажет.

- Возьмите лист бумаги и любой карандаш.

Надо:

1) Нарисовать облако в правом верхнем углу.

- Где нарисовали облако?

2) В левом нижнем углу нарисуйте домик.

- Где нарисовали домик?

3) В левом верхнем углу - солнце.

- Где нарисовали солнце?

4) В правом нижнем углу - гриб.

- Где нарисовали грибок?

5) А в середине - цветочек.

- Где нарисовали цветочек?

Проверка: по образцу воспитателя.

- Давайте подарим картины Мальвине. Они ей очень понравились.

 III.     Заключительная часть.

Итог занятия:

- На этом наше занятие заканчивается.

- Скажите, кто к нам приходил сегодня в гости?

- Чем вы на занятии занимались? Кому помогали? - Наши сказочные герои благодарят вас за занятие, им очень понравилось как вы занимались.                                           Мальвина дарит вам «5» за вашу работу. Они с вами прощаются.