Развлечение "Загадки"
материал (подготовительная группа) на тему

 

Что такое загадка? Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Изобразительно-выразительные средства загадки богаты и разнообразны. Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания, сопоставления, точности в употреблении слова, так и малыми размерами жанра, в котором каждый языковый элемент должен нести большую смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку

Цель создания загадки – поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребёнка полезное упражнение» (К.Д.Ушинский) Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные способности.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, даёт наглядный пример того, как ёмко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово, как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку, но и естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с дошкольниками. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

Начиная с младшего возраста, я уделяю загадке особое внимание. Детям нравится отгадывать их и придумывать (в старшем возрасте) свои. Но обучение малышей отгадыванию загадок я начинаю не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. 

Я предлагаю вам конспект КВН «Мы любим загадки», разработанный мною и проведённый с детьми подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki._razvlechenie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Дети делятся на две команды (девочки и мальчики). Капитаны команд выбираются заранее, вместе с детьми  придумываются названия команд. У нас это – «Умники» и «Умницы».

Ведущая: Здравствуйте, дети, здравствуйте, взрослые! Сегодня у нас очень интересное мероприятие, мы будем разгадывать загадки. Загадки бывают простые и очень сложные. Нашим ребятам уже по 6-7 лет, они многое знают и умеют, недаром их команды называются «Умники» и «Умницы». Участники соревнования считают, что им по силам справиться с самыми трудными загадками. И я тоже уверена, что так оно и будет.

Я представляю вам две команды.

1 команда девочек «Умницы». Капитан….

2 команда мальчиков «Умники». Капитан…

Судить наше соревнование будет жюри в составе трёх  человек:

1.

2.

3.

Команды готовы? Начинаем соревнование. Начинаем мы наш  конкурс с разминки. Прежде чем разгадывать сложные загадки, мы разомнёмся на более легких. Я буду читать начало стихотворения, а вы его заканчивать.

«Умницы»

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног

Вот и весь я …(осьминог)

В реке большая драка,

Поссорились два…(рака)

«Умники»

Кто имеет один рог?

Ну, конечно…(носорог)

Без работы, хоть убей,

Жить не может…(муравей)

Ведущая. Подошла к концу разминка,

Постарались все сейчас,

А теперь итог разминки

Подведёт жюри для нас.

Жюри подводит итоги.

Ведущая. У каждого из вас есть папа и мама, у многих есть сестрёнки и братишки. Все вы живёте в доме или в квартире, и ежедневно вас окружают разнообразные вещи: мебель, посуда, электроприборы…Первые загадки я загадаю вам о тех предметах, которые у всех у вас есть дома, вы ежедневно с ними сталкиваетесь.

«Умницы»

У меня знакомых – тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что, кто пройдёт,

Тот и руку мне пожмёт.

С короткой бородкой,

С дыркой посерёдке,

Лежу я тихонько в кармане звеня,

Я весь из железа, а в щелку залезу,

Ты в дом ни за что

Не зайдёшь без меня.

Ножек четыре, шляпок одна,

Нужен, коль станет обедать семья.

«Умники»

Я в дом любой тебя впущу,

Стучишь – я рада стуку,

Но одного я не прощу,

Коль не подашь мне руку.

Плещет теплая волна,

В берега из чугуна,

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате?

На четырёх ногах стою,

Ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать.

Жюри подводит итоги.

Ведущая. Ребята, а вы знаете, мне звонили сказочные герои, они узнали, что у нас сегодня праздник загадок и захотели придти  к нам в гости и принести для вас свои загадки. Хотите, чтобы они пришли? Тогда отгадайте нашего первого гостя:

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Что за странный человечек деревянный

На земле и под водой ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино)

Входит Буратино с портфелем, здоровается с ребятами.

Буратино. Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? Я вас тоже всех узнал, хотя вы и очень выросли за год. Помните, я приходил к вам в гости в прошлом году? А вы знаете, что это у меня такое? (показывает портфель) Правильно, это портфель. В этом году я пойду в 1 класс. Я уже приготовил портфель и школьные принадлежности, но не знаю, всё ли мне пригодится в школе. Поможете мне?

Воспитатель. Конечно, Буратино, поможем. Только не доставай все сразу из портфеля. Раз уж у нас Вечер Загадок, я буду загадывать загадки, и, если дети правильно отгадают, ты им эту вещь покажешь. Договорились?

«Умницы»

Он признался ножу,

- Без работы я лежу.

Подстрогай меня, дружок,

Чтобы я работать мог.

Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

«Умники»

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничкам.

Грамоты не знаю, а весь век пишу.

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю,

Разрисуют всё в альбоме.

Где была пустота – там глядишь – красота.

Ведущая. Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.

Буратино. Нет, подождите, я ещё кое-что приготовил для школы. Отгадайте.

Он и пляшет и поет,

И гудит, как самолет,

Он бежит бегом,

Он жужжит жуком.

В этой молодице прячутся сестрицы,

Каждая сестрица – для меньшей - темница.

Ведущая. Буратино, дети твои загадки отгадали. Вот только я не уверена, что эти вещи пригодятся тебе в школе. Давай спросим у ребят, нужно ли брать с собой в школу игрушки. Почему? А чтобы ты лучше запомнил, почему не нужно  брать в школу игрушки, дети прочтут тебе стихотворение. Вот послушай.

                                А.Л.Барто.

Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки и Серёжке подарю.

Деревянную посуду я пока дарить не буду,

Заяц нужен мне самой, ничего, что он хромой.

Паровоз отдать мне жалко, он плохой, без колеса,

А потом мне нужно тоже поиграть хоть пол часа.

Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки и Серёжке подарю.

(Можно взять ещё стихотворение Найденова «Я спрятала кукол»)

Ведущий предлагает Буратино остаться и посмотреть праздник, а жюри подвести итоги этого конкурса.

Ведущая. Сейчас к нам придёт ещё один гость или гостья. Отгадайте, кто это будет?

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

А ну, подскажите мне имя её.

Входит Красная Шапочка с корзинкой в руках.

Красная Шапочка. Здравствуйте, ребята. У  вас сегодня так весело, так интересно. Мне тоже захотелось поучаствовать в вашем конкурсе. Вы знаете, что лежит у меня в корзинке? (Дети говорят, что пирожки и горшочек маслица). А вот и не отгадали. У меня в корзинке лежат фрукты и овощи. Но какие именно, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Сможете?

«Умницы»

Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки.

Скинули с Егорушки

 Золотые перышки,

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

В огороде вырастаю,

А когда я вызреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут, и так едят.

«Умники»

На ветвях висят шары,

Посинели от жары.

За кудрявый хохолок,

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – крепкие, солёные.

Ведущая предлагает Красной Шапочке присесть рядом с ребятами, а жюри подвести итоги этого конкурса.

Ведущая. Устали? Очень сложные загадки подготовили для нас гости, поэтому я предлагаю немного отдохнуть и загадать загадку жюри.

П/игра «Мишка косолапый».

Медведь садится в середине круга на стульчике, дети образуют кружок и говорят: Он большой и косолапый,

                       Говорят, сосёт он лапу.

                     Громко может он реветь.

Медведь: Р-Р-Р-Р.

                    Как зовут его?  (Обращается к жюри)

Дети, взявшись за руки идут по кругу, останавливаются, показывают на «грозного» мишку, отходят назад. Медведь в это время надевает маску. По окончании музык, дети убегают, медведь догоняет.

Ведущий. А сейчас я объявляю конкурс капитанов Капитаны, подойдите ко мне. Я дотрагиваюсь до вас волшебной палочкой, говорю волшебные слова, и вы не можете больше разговаривать. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете показывать мне отгадки при помощи рук, ног, движений тела, мими ки.

«Умницы»

Над цветком порхает, пляшет,

Ветерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел.

Скачет кумушка, не рот, а ловушка,

Попадают в ловушку

И комар и мушка.

«Умники»

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?

Летом бродит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос?

Прыг-скок, прыг-скок,

Длинное ушко, белый бок.

Воспитатель хвалит капитанов, расколдовывает их, просит пройти к своим командам и предлагает жюри подвести итоги конкурса капитанов.

Ведущая. А теперь отгадайте ещё одного гостя.

Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит добрый доктор…

Входит Доктор Айболит.

Айболит. Здравствуйте, дети. Узнали меня? А вы знаете, почему нужно мыть руки? А зачем нужно чистить зубы? Зачем расчёсывать волосы? (Ответы детей). Молодцы. Я сейчас загадаю вам загадки про предметы личной гигиены, а вы попробуете их отгадать.

«Умницы»

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.

«Умники»

Вытираю я , стараюсь,

После бани паренька,

Всё намокло, всё измялось,

Нет сухого уголка.

Ведущая. Доктор Айболит. А я тоже знаю загадки про предметы личной гигиены и тоже хочу загадать их ребятам.

Костяная спинка, жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит.

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

А зубы у меня длинней

Чем у волков и медведей.

Жюри подводит итоги этого конкурса.

Ведущая. А теперь участники соревнования загадают загадки своим соперникам.

«Умницы»

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка,

И улетел под облака.

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые.

Ребятам весело со мной;

На ножке я кручусь одной,

Пока верчусь, я не тужу,

Кружу жу-жу, жужжу-кружу.

«Умники»

Когда апрель берёт своё,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через неё,

А она через меня.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши,

Мёду зверю дай немного,

И устрой ему берлогу.

Жюри подводит итоги.

Ведущая. Конкурс наш подходит к концу, я предлагаю вам последнее задание, которое называется «Загадочные объявления». Я буду вам зачитывать объявления, а вы будете отгадывать, кто их написал. Я буду спрашивать сразу у участников обеих команд, кто первый поднимет руку, тот и будет отвечать. У какой команды будет больше ответов, та и получит флажок.

  1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
  2. Помогу всем, у кого сломался будильник.
  3. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
  4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
  5. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть.
  6. Что-то стало очень скучно одному выть на луну.

Жюри подводит итоги.

Ведущая. Вот и закончилось наше соревнование. Капитаны,  отнесите вазы с флажками жюри и предоставим им слово для подведения итогов.

Жюри подводят итоги, вручают призы.