Развлечение "Загадки"
материал (подготовительная группа) на тему
Что такое загадка? Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Изобразительно-выразительные средства загадки богаты и разнообразны. Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания, сопоставления, точности в употреблении слова, так и малыми размерами жанра, в котором каждый языковый элемент должен нести большую смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку
Цель создания загадки – поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребёнка полезное упражнение» (К.Д.Ушинский) Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные способности.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, даёт наглядный пример того, как ёмко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово, как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку, но и естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с дошкольниками. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
Начиная с младшего возраста, я уделяю загадке особое внимание. Детям нравится отгадывать их и придумывать (в старшем возрасте) свои. Но обучение малышей отгадыванию загадок я начинаю не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.
Я предлагаю вам конспект КВН «Мы любим загадки», разработанный мною и проведённый с детьми подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki._razvlechenie.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети делятся на две команды (девочки и мальчики). Капитаны команд выбираются заранее, вместе с детьми придумываются названия команд. У нас это – «Умники» и «Умницы».
Ведущая: Здравствуйте, дети, здравствуйте, взрослые! Сегодня у нас очень интересное мероприятие, мы будем разгадывать загадки. Загадки бывают простые и очень сложные. Нашим ребятам уже по 6-7 лет, они многое знают и умеют, недаром их команды называются «Умники» и «Умницы». Участники соревнования считают, что им по силам справиться с самыми трудными загадками. И я тоже уверена, что так оно и будет.
Я представляю вам две команды.
1 команда девочек «Умницы». Капитан….
2 команда мальчиков «Умники». Капитан…
Судить наше соревнование будет жюри в составе трёх человек:
1.
2.
3.
Команды готовы? Начинаем соревнование. Начинаем мы наш конкурс с разминки. Прежде чем разгадывать сложные загадки, мы разомнёмся на более легких. Я буду читать начало стихотворения, а вы его заканчивать.
«Умницы» Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног Вот и весь я …(осьминог) В реке большая драка, Поссорились два…(рака) | «Умники» Кто имеет один рог? Ну, конечно…(носорог) Без работы, хоть убей, Жить не может…(муравей) |
Ведущая. Подошла к концу разминка,
Постарались все сейчас,
А теперь итог разминки
Подведёт жюри для нас.
Жюри подводит итоги.
Ведущая. У каждого из вас есть папа и мама, у многих есть сестрёнки и братишки. Все вы живёте в доме или в квартире, и ежедневно вас окружают разнообразные вещи: мебель, посуда, электроприборы…Первые загадки я загадаю вам о тех предметах, которые у всех у вас есть дома, вы ежедневно с ними сталкиваетесь.
«Умницы» У меня знакомых – тьма, Не могу их счесть сама, Потому что, кто пройдёт, Тот и руку мне пожмёт. С короткой бородкой, С дыркой посерёдке, Лежу я тихонько в кармане звеня, Я весь из железа, а в щелку залезу, Ты в дом ни за что Не зайдёшь без меня. Ножек четыре, шляпок одна, Нужен, коль станет обедать семья. | «Умники» Я в дом любой тебя впущу, Стучишь – я рада стуку, Но одного я не прощу, Коль не подашь мне руку. Плещет теплая волна, В берега из чугуна, Отгадайте, вспомните, Что за море в комнате? На четырёх ногах стою, Ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, Ты можешь сесть и отдыхать. |
Жюри подводит итоги.
Ведущая. Ребята, а вы знаете, мне звонили сказочные герои, они узнали, что у нас сегодня праздник загадок и захотели придти к нам в гости и принести для вас свои загадки. Хотите, чтобы они пришли? Тогда отгадайте нашего первого гостя:
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Что за странный человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино)
Входит Буратино с портфелем, здоровается с ребятами.
Буратино. Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? Я вас тоже всех узнал, хотя вы и очень выросли за год. Помните, я приходил к вам в гости в прошлом году? А вы знаете, что это у меня такое? (показывает портфель) Правильно, это портфель. В этом году я пойду в 1 класс. Я уже приготовил портфель и школьные принадлежности, но не знаю, всё ли мне пригодится в школе. Поможете мне?
Воспитатель. Конечно, Буратино, поможем. Только не доставай все сразу из портфеля. Раз уж у нас Вечер Загадок, я буду загадывать загадки, и, если дети правильно отгадают, ты им эту вещь покажешь. Договорились?
«Умницы» Он признался ножу, - Без работы я лежу. Подстрогай меня, дружок, Чтобы я работать мог. Хоть я и не прачка, друзья, Стираю старательно я. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. | «Умники» Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничкам. Грамоты не знаю, а весь век пишу. Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю, Разрисуют всё в альбоме. Где была пустота – там глядишь – красота. |
Ведущая. Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.
Буратино. Нет, подождите, я ещё кое-что приготовил для школы. Отгадайте.
Он и пляшет и поет, И гудит, как самолет, Он бежит бегом, Он жужжит жуком. | В этой молодице прячутся сестрицы, Каждая сестрица – для меньшей - темница. |
Ведущая. Буратино, дети твои загадки отгадали. Вот только я не уверена, что эти вещи пригодятся тебе в школе. Давай спросим у ребят, нужно ли брать с собой в школу игрушки. Почему? А чтобы ты лучше запомнил, почему не нужно брать в школу игрушки, дети прочтут тебе стихотворение. Вот послушай.
А.Л.Барто.
Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки и Серёжке подарю.
Деревянную посуду я пока дарить не буду,
Заяц нужен мне самой, ничего, что он хромой.
Паровоз отдать мне жалко, он плохой, без колеса,
А потом мне нужно тоже поиграть хоть пол часа.
Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки и Серёжке подарю.
(Можно взять ещё стихотворение Найденова «Я спрятала кукол»)
Ведущий предлагает Буратино остаться и посмотреть праздник, а жюри подвести итоги этого конкурса.
Ведущая. Сейчас к нам придёт ещё один гость или гостья. Отгадайте, кто это будет?
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите мне имя её.
Входит Красная Шапочка с корзинкой в руках.
Красная Шапочка. Здравствуйте, ребята. У вас сегодня так весело, так интересно. Мне тоже захотелось поучаствовать в вашем конкурсе. Вы знаете, что лежит у меня в корзинке? (Дети говорят, что пирожки и горшочек маслица). А вот и не отгадали. У меня в корзинке лежат фрукты и овощи. Но какие именно, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Сможете?
«Умницы» Круглое, румяное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки. Скинули с Егорушки Золотые перышки, Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. В огороде вырастаю, А когда я вызреваю, Варят из меня томат, В щи кладут, и так едят. | «Умники» На ветвях висят шары, Посинели от жары. За кудрявый хохолок, Лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая. Летом в огороде – свежие, зелёные, А зимою в бочке – крепкие, солёные. |
Ведущая предлагает Красной Шапочке присесть рядом с ребятами, а жюри подвести итоги этого конкурса.
Ведущая. Устали? Очень сложные загадки подготовили для нас гости, поэтому я предлагаю немного отдохнуть и загадать загадку жюри.
П/игра «Мишка косолапый».
Медведь садится в середине круга на стульчике, дети образуют кружок и говорят: Он большой и косолапый,
Говорят, сосёт он лапу.
Громко может он реветь.
Медведь: Р-Р-Р-Р.
Как зовут его? (Обращается к жюри)
Дети, взявшись за руки идут по кругу, останавливаются, показывают на «грозного» мишку, отходят назад. Медведь в это время надевает маску. По окончании музык, дети убегают, медведь догоняет.
Ведущий. А сейчас я объявляю конкурс капитанов Капитаны, подойдите ко мне. Я дотрагиваюсь до вас волшебной палочкой, говорю волшебные слова, и вы не можете больше разговаривать. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете показывать мне отгадки при помощи рук, ног, движений тела, мими ки.
«Умницы» Над цветком порхает, пляшет, Ветерком узорным машет. Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, - Он вспорхнул и улетел. Скачет кумушка, не рот, а ловушка, Попадают в ловушку И комар и мушка. | «Умники» Кто, позабыв тревоги, Спит в своей берлоге? Летом бродит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос? Прыг-скок, прыг-скок, Длинное ушко, белый бок. |
Воспитатель хвалит капитанов, расколдовывает их, просит пройти к своим командам и предлагает жюри подвести итоги конкурса капитанов.
Ведущая. А теперь отгадайте ещё одного гостя.
Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит добрый доктор…
Входит Доктор Айболит.
Айболит. Здравствуйте, дети. Узнали меня? А вы знаете, почему нужно мыть руки? А зачем нужно чистить зубы? Зачем расчёсывать волосы? (Ответы детей). Молодцы. Я сейчас загадаю вам загадки про предметы личной гигиены, а вы попробуете их отгадать.
«Умницы» Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне. | «Умники» Вытираю я , стараюсь, После бани паренька, Всё намокло, всё измялось, Нет сухого уголка. |
Ведущая. Доктор Айболит. А я тоже знаю загадки про предметы личной гигиены и тоже хочу загадать их ребятам.
Костяная спинка, жесткая щетинка, С зубной пастой дружит, Нам усердно служит. | Хожу, брожу не по лесам, А по усам, по волосам. А зубы у меня длинней Чем у волков и медведей. |
Жюри подводит итоги этого конкурса.
Ведущая. А теперь участники соревнования загадают загадки своим соперникам.
«Умницы» Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка, И улетел под облака. Глазки голубые, Кудри золотые, Губки розовые. Ребятам весело со мной; На ножке я кручусь одной, Пока верчусь, я не тужу, Кружу жу-жу, жужжу-кружу. | «Умники» Когда апрель берёт своё, И ручейки бегут звеня, Я прыгаю через неё, А она через меня. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Зверь забавный сшит из плюша: Есть и лапы, есть и уши, Мёду зверю дай немного, И устрой ему берлогу. |
Жюри подводит итоги.
Ведущая. Конкурс наш подходит к концу, я предлагаю вам последнее задание, которое называется «Загадочные объявления». Я буду вам зачитывать объявления, а вы будете отгадывать, кто их написал. Я буду спрашивать сразу у участников обеих команд, кто первый поднимет руку, тот и будет отвечать. У какой команды будет больше ответов, та и получит флажок.
- Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
- Помогу всем, у кого сломался будильник.
- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
- Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть.
- Что-то стало очень скучно одному выть на луну.
Жюри подводит итоги.
Ведущая. Вот и закончилось наше соревнование. Капитаны, отнесите вазы с флажками жюри и предоставим им слово для подведения итогов.
Жюри подводят итоги, вручают призы.