гендерное воспитание в условиях доу и семье
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пол – в педагогике это биологическое и социальное свойство человека. Биологическое – потому что обусловлено генами, структурами, а социальное – поскольку его проявление в поведении и действиях человека есть результат формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки.
Гендер – совокупность социальных и культурных норм. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать анатомическими особенностями – это означает выполнять те, или иные гендерные роли. Процесс освоения роли проходит 3 стадии: Имитация роли; Игра в роль; Ролевое наполнение.
Полоролевое воспитание рассматривается как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных(женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребёнка . Результат полоролевого воспитания и развития – формирование позитивной полоролевой индентичности (знания и представление ребёнка о себе как о мальчике или девочке).
Позитивная полоролевая индентичность включает в себя компоненты: Когнитивный (отражает знания и представления ребёнка о себе как о представителе определённого пола). Эмоциональный (представляет собой оценку и отношение ребёнка к себе как к мальчику лили девочке -самооценка). Поведенческий (описывает вероятную поведенческую реакцию, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Характеристика гендерного и полоролевого подходов Полоролевой подход 1. Ориентация на подчеркивание различий между полами; 2. Воспитание в духе жесткого выбора половой идентичности; 3. Ориентация на особое предназначение мужчин/женщин; 4. Поощрение видов деятельности соответствующих полу; 5. Выбор видов поведения исходя из половой принадлежности; 6. Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения; 7. Осуждение отступлений от традиционных патриархатных моделей устройства общества. Гендерный подход: 1. Ориентация на нейтрализацию и смягчение различий между полами; 2. Воспитание в духе свободного выбора гендерной идентичности; 3. Отсутствие ориентации на «особое предназначение» мужчин/женщин; 4. Поощрение видов деятельности соответствующих интересам личности; 5. Выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации; 6. Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения; 7. Возможность отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества
Половые особености детей дошкольного возраста девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; У мальчиков выше, чем у девочек математические способности; мальчики более агрессивны, чем девочки; Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики; Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами; На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда; У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков зрительное восприятие.
Мальчики Девочки Активность; самостоятельность; Инициативность; склонность к исследовательской деятельности; смелость; решительность; трудолюбие . Сострадательность; заботливость; мягкость; нежность; эмоциональность; доброта; отзывчивость; Любовь к детям
Качества присущие мужчинам Активность, ориентация на достижение чего либо, доминантность, сдержанность, маскулинность, атлетичность, уверенность в своих силах, щедрость, стремление к соперничеству, рациональность мышления, храбрость, трудолюбие, стойкость, независимость и др.
Качества женственности: Мягкость, пассивность, зависимость, доброта, нежность, эмоциональность, внимательность, ласковость, соблазнительность, отзывчивость, сексуальность и др.
Успешность выполнения роли Необходимы внешние ролевые символы ( одежда, прическа, реквизиты); Владение стандартным репертуаром роли ( знание стереотипов); Представления значимости освоения социальной роли (представления о качествах мужественности, женственности.
Какие качества можно воспитывать у девочек и мальчиков не зависимо от половой принадлежности? Умение делать выбор Нести ответственность; Толерантность; Нравственные качества
Качества человека: Трудолюбие – лень, Сила –слабость, Смелость-трусость, Правдивость –лживость, Гордость –наглость, Скромность, решительность, настойчивость.
Семейные качества: Эмоциональная поддержка Теплота Внимание Забота Ответственность
Средства и методы педагогического взаимодействия в процессе формирования позитивной полоролевой индентичности у детей. Метод позитивного зрения (окружить ребёнка положительными стереотипами маскулинного и феминного поведения людей. Постоянно обращать внимание ребёнка на позитив. Метод позитивной позиции ( обсуждение и обыгрывание проблемной ситуации, специальные игры и упражнения, чтение худ.литературы). Метод диалога (беседы с детьми) Метод игры (сюжетно-ролевые игры) Метод «привязанности» (воспитание любви к маме и др. членам семьи. Знакомство с родословным древом, создание и рассматривание семейных альбомов). Метод упражнения (подражание взрослым, мальчики-мужчинам, девочки –женщинам. Например: мальчики могут вести себя как настоящие мужчины – уступить место девочке, защитить девочек и тд .)
Гендерно ориентированная среда: Центр для мальчиков Центр для девочек Центр для совместной деятельности детей (по интересам детей, дидактические игры)
Инструментарий взаимодействия с родителями Родительские клубы; Совместные мероприятия; Видеоанализ; Консультации; Развлечения; Портфолио семьи и др.
Тематика взаимодействия с родителями: «Особенности воспитания разнополых детей в семье»; «Игрушки по интересам»; «Растим семьянина»; «Особенности мальчиков и девочек»; «В семье одни девочки» и т.д.
Формирование полоролевых представлений дошкольника Формирование полоролевых представлений ДОУ Формирование полоролевых представлений в семье
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание в условиях ДОУ
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...
Гендерное воспитание в условиях детского сада
Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности....
" Гендерное воспитание в условиях детского сада"
" Гендерное воспитание в условиях детского сада"...
Гендерное воспитание в условиях семьи.
гендерное воспитание является одним из актуальных аспектов работы воспитателя с детьми. Материал содержит терминологию., средства, методы и формы работы с семьей воспитанников....
«Вопросы гендерного воспитания в условиях современного ДОУ».
Консультация для воспитателей ДОУ по гендерному воспитанию....
Гендерное воспитание в условиях ФГОС ДО.
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпир...
Воспитание дошкольников с учетом гендерных особенностей в условиях ДОУ и семьи
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...